Афины: Афинская Агора
Городская площадь – сосредоточие жизни города
Также читайте:
Где в Афинах кипела жизнь, где торговали, создавали различные организации и братства, прогуливались, вели светские беседы и просто сплетничали? Законодательство и банковские операции появились в V—IV вв. до н. э. и местом их рождения была Афинская Агора. Какой самый смелый эксперимент создания крытых конструкций, известный в древнем мире и какие технологии использовали древние архитекторы, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно на Агоре?
Афинская Агора - городская площадь Афин, занимающая территорию приблизительно 10 гектаров и расположенная на пологом склоне к северо-западу от Акрополя. Греческое слово агора? происходит от глагола со значением «собираться, созывать». Это соответствует назначению Агоры как главного места встреч в городе. В древности афинская Агора стала центром светской и общественной жизни, гражданского управления и суда, важнейшим местом торговли и предпринимательства, театральной сценой для греческой драмы, площадкой для атлетических соревнований и излюбленным местом для интеллектуальных дискуссий. С 1931 года Американской школой античных исследований под руководством Лесли Шира на всей территории Агоры были проведены археологические раскопки. Сегодня Агора стала излюбленным местом туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.
В Афинах, как и во многих других древнегреческих полисах Агора, как рыночная площадь, возникла возле главного центра поклонения языческим божествам. В древних Афинах таким центром являлся Акрополь - монументальное храмовое сооружение, возвышающееся над всем городом. Афинская Агора располагалась к северо-западу от Акрополя, холмы Ареопаг и Колон ограничивали её с юга и запада. Находки обломков керамики свидетельствуют о том, что люди поселились здесь уже во II тысячелетии до н.э. По мнению многих исследователей, в VI веке до н. э. во времена афинского правителя и законодателя Солона решили, что здесь будет городская площадь. С установлением демократии в Афинах больше внимания стало уделяться общественной жизни. Поэтому в начале следующего столетия строительство быстро расширялось. Для Агоры началась новая жизнь, и она стала играть более значительную роль.В микенскую эпоху железо в Греции было драгоценным металлом и шло в основном на изготовление украшений - колец, браслетов и т. д. И только в Х—IX веках до нашей эры появляются первые железные орудия труда. Примерами могут служить топор и долото, найденные в одном из погребений Агоры.
Главной, широкой, посыпанной гравием улицей, пересекающей по диагонали Агору, была Панафинейская улица. Её название и особый колорит связаны с народным праздником Панафинеи, отмечавшимся в Афинах регулярно. Во время праздника, одежды для статуи богини Афины несли по этой дороге от Дома процессий, находящегося рядом с городскими воротами, к Акрополю. По пышности и грандиозности праздничной процессии можно судить по фризу на Парфеноне. Там можно разглядеть конницу, колесницы, жертвоприношение коров и овец, а также, как юноши и девушки несли все необходимое для жертвоприношения. Архитекторы позаботились о том, чтобы гражданам Афин и гостям города было удобно наблюдать за шествием на Агоре. Например, колоннады с выступами и ступеньками были умело размещены, чтобы можно было следить за ходом процессии. На ступеньках фасадов могло поместиться много зрителей.
Все было сделано для того, чтобы Агора стала главным местом поклонения, уступающим только Акрополю. В золотой век древних Афин религия затрагивала все стороны общественной жизни. Это означало, что в честь разных богов, считавшихся покровителями правительственных учреждений и исполнительных служб, на Агоре строились святилища. Среди подобных сооружений был известен храм Гефеста. Богиня Афина, как и Гефест, считалась покровительницей искусства и ремесел. Изделия из металла и керамики, найденные во время археологических раскопок возле этого храма, указывают на то, что здесь поклонялись Гефесту, греческому богу огня и кузнечного ремесла. В VII веке н. э. этот хорошо сохранившийся храм был преобразован в греческий православный храм святого Георгия, но в наши дни он уже не используется таким образом.Богом-покровителем агоры стал Зевс, который, как считалось, вдохновлял ораторов, ему посвятили алтарь, сделанный из ценного пантелийского мрамора и украшенный резьбой. Расположенный неподалеку храм Матери богов был окружен множеством памятников героям. Путешественник Павсаний называл небольшой ионический храм — храмом Аполлона Отца. Аполлон был одним из покровителей государственного устройства, особенно различных братств, существовавших в Афинах. На севере развалины меньшего по размеру храма, построенного из известняка в середине IV века до н. э. Здесь поклонялись Зевсу и Афине Фратрии, главным божествам родовых религиозных братств. Членство в таких братствах было почти обязательным, чтобы считаться гражданином Афин.
На исходе VI века до нашей эры оформилась южная граница агоры, на которой был установлен пограничный камень с многозначительной надписью: «Я - пограничный камень агоры».
Лучше всего на Агоре сохранилась стоя Аттала. Молодым человеком Аттал, пергамский царь (II век до н. э.), обучался в школах Афин, как и некоторые другие отпрыски царских семей Средиземноморья. Взойдя на престол, он подарил городу, ставшему его альма-матер, стою Аттала. В основном стоя Аттала служила изысканным местом для непринужденных прогулок и бесед. С этажей и террас было удобно наблюдать за шествиями, к тому же она была популярным местом прогулок, что гарантировало ей успех как центра торговли. Вероятно, купцы арендовали лавки у государства, так что здание было ещё и источником доходов. Восстановленная в первоначальном виде стоя Аттала является образцом геометричности форм. Её пропорциональность, приятное для глаз соотношение размеров колонн верхнего и нижнего ярусов, интересная игра света и тени, а также богатство и красота материалов, из которых она построена, делают стою Аттала уникальной. Здание не кажется однообразным благодаря использованию приемов, особенное оживление вносят три разного вида капителей — дорические, ионические и египетские.
В здании Толоса, построенном в виде ротонды, находилась резиденция афинского правительства. Многие председатели города ночевали в этом здании, чтобы всегда можно было найти кого-то из ответственных представителей власти. В Толосе хранились эталоны мер и весов. Поблизости размещались различные административные органы. Зал заседаний Совета располагался на террасе, упиравшейся с северо-западной стороны от Толоса в склон горы. Здесь члены Совета пятисот проводили заседания, на которых занимались делами комитетов и готовили законы для Народного собрания. Другой важной общественной постройкой была Царская стоя. Здесь находилась резиденция архонта Афин — одного из трех главных судей. Здесь он исполнял многие обязанности, связанные как с религией, так и с правовыми вопросами. Вероятнее всего, именно сюда следовало явиться Сократу, когда его обвинили в религиозном нечестии. Родовые законы Афин были высечены в камне на зданиях, находящихся напротив Царской стои. На камень, помещенный перед тем же самым зданием, вставали архонты (главные государственные чиновники), чтобы дать клятву своего ведомства.Главным назначением афинской Агоры была торговля и банковские операции. В V—IV вв. до н. э. агора стала центром торговли полиса, известным своей твердой валютой и скрупулёзностью архонтов, которые следили за тем, чтобы торговля велась честно. По агоре так же расхаживали и агораномы, представители рыночной полиции, ситофилаки, метрономы, прометреты. Отдельные части рынка, называвшиеся кругами, обозначались по продаваемым в них товарам. Торговля обычно шла от 9 часов до полудня. Товары выставлялись на столах в рядах из перегородок из досок или камыша под легкими навесами. После полудня все убиралось до следующего дня. Список товаров хотя и случайный, но достаточно полный, встречается в комедиях Аристофана. Афины экспортировали вино, оливковое масло, мед, мрамор и такие товары, как керамику и обработанные металлы, а ввозили главным образом пшеницу. Так как в Аттике (области, где расположены Афины) не производилось столько продуктов, чтобы прокормить жителей, правила торговли на агоре были очень строгими.
Для культурных мероприятий был сооружён Концертный зал. Гражданам Афин он был подарен Випсанием Агриппой, зятем римского императора Августа. Его сцена была вымощена разноцветным мрамором. Зрительный зал шириной в 25 метров, рассчитанный на 1 000 мест, первоначально находился под крышей в форме шатра у которой не было внутренней опоры. По мнению историков и архитекторов современности, это был один из самых смелых экспериментов создания крытых конструкций, известный в древнем мире. Для любознательных граждан была устроена Библиотека Панеция. Там было множество помещений, где хранились рукописные свитки из папируса и пергамента. Главный зал библиотеки был обращен на запад, и через ряд колонн можно было видеть колонны внутреннего двора — приятного места для прогулок, чтения и размышления.То, что сегодня принято называть агорой, находится у подножия Акрополя, недалеко от станции метро Фисион или Тезейон. В настоящее время границей ей служат торговые улицы района Монастираки, где каждую неделю происходит воскресный базар. Приятной неожиданностью для гостей там становится колорит греческого фольклора и средневосточного базара. Само место ассоциируется с магазинами. Сегодня Агора стала так же излюбленным местом паломничества туристов, желающих познакомиться с историей древних Афин.
16.02.15 Саша Оставить сообщение
16.02.15 Саша Оставить сообщение