Монастыри Афона
Монашеская Республика
Также читайте:
На земли монастырей Афона никогда не ступала нога женщины, исключением была Богородица. Святые, намоленные места, где испокон веку жили только монахи, древние рукописи, мощи более 40 великомученников, мироточащие иконы, которым много веков. Уклад жизни, который не менялся и никогда не изменится – там нет земных забот и мирской суеты.
Немного истории…
Весь полуостров Халкидика представляет собой удивительный по своей красоте пейзаж. Его мягкий морской климат и своеобразный рельеф создает прекрасные условия для уединенной жизни. Отдых в Греции обязательно должен быть сопряжен с посещением данных мест.
Первыми поселенцами на Афоне, как и на всем полуострове, были фракийцы. Их первые поселения датированы еще концом пятого века до н.э. Затем к ним присоединились переселенцы из других частей Греции, благодаря которым произошло приобщение фракийских жителей к эллинской культуре.Первые монахи и отшельники поселились на Святой Горе еще в VII-VIII веках. Первый крупный монастырь основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе.
По преданию первый храм на святой горе Афон заложил еще сам Константин Великий. Это произошло в 335 году. Храм Успения Пресвятой Богородицы, не раз страдавший от разрушений, стоит на Афоне и по сей день. Затем другой Константин, но уже Погонат, в 676 году официально закрепил право собственности надо всем полуостровом за населявшими его монахами.
Спустя некоторое время после завоевания Греции Османской империей султан Селим Второй номинально перевел территории Афона в свою собственность. Однако фактически веротерпимые турки сохранили монастыри и храмы, позволяя их монахам и священникам обращаться к Всевышнему на родном языке.
Долготерпение осман было нарушено в 1821 году самими православными жителями, которые подняли восстание. Реакция была незамедлительной – последовало введение оккупационного режима и проведение драконовских репрессий, в результате чего монашеские общины были рассеяны по архипелагу, кстати, очень живописному, экскурсионные туры в Грецию часто включают его в свой основной маршрут.
Но уже в конце 1829 года за монахов, как и за все православное население Балкан, «попросила» православная же Россия. Согласно мирному договору, Порта буквально обязалась извиниться перед монахами и вернуть им их имения.
Монахов созывают на молитву ударами в большую треугольную доску-симандро, которая подвешивается у входа в церковь.
И лишь в 1924 году, со многими проволочками и оговорками, полуостров Афон перешел под крыло Эллады на правах автономной монашеской республики.
На данный момент, на его территории, как и должно, располагается 20 монастырей, самый старый из которых основан в 963 году – первая Лавра. Наиболее молодой – Ставроникита, заложенный в 1542 году.
Кроме монастырей и скитов, на Афоне функционирует богословское училище – так называемая «Афониада», основанная в 1749 году. С 1953-го года она расположена в «столице» Афона Карее.
Общая картина
На территории Афона сейчас расположены шесть категорий монашеских учреждений. Это непосредственно монастыри, а также скиты, кельи, хижины.Кроме того, здесь располагаются сидения и так называемые «катушки» - вид отшельнических пристанищ, наиболее аскетических по своему характеру.
«Катушка» представляет собой пещеру, которая расположена в откосной горной части полуострова, куда подход к суше очень труден, а иногда – невозможен. Сообщение же с внешним миром осуществляется со стороны моря по средствам талей и катушек – отсюда и название.
Администрация
Управление монашеской республикой осуществляют представители от 20 существующих там монастырей – по одному представителю от каждого. Этот коллегиальный орган называется «Священный Кинот» и сублимирует в себе всю полноту трех ветвей власти. Срок его полномочий составляет один год. Заседает «Священный Совет» в Карее – городе, расположенном в центре полуострова.
Уставная Хартия Святой Горы Афон гласит, что на Афоне не должно быть больше 20 монастырей – основание двадцать первого запрещено. 17 из них – греческие, один – болгарский, один – сербский, и еще один – русский. В республике проживает что-то около 1000 монахов, которые все еще придерживаются «старого стиля» в своем летоисчислении, то есть Юлианского календаря. Тех, кто решился на туры в Грецию и посетил Афон, первым делом удивляет красота природы, способствующая «просветлению», вторым делом – разбежка дат.
На Афоне производят специфический напиток – тсипуро. Он изготавливается из сока выращенного на полуострове винограда, смешанного с ароматными растениями, которые меняются от монастыря к монастырю.
Во главе монастыря стоит настоятель, которого избирают на пожизненный срок. В «выборах» участвуют все монахи, которые на тот момент приняли постриг и прожили в монастыре не менее шести лет. Настоятель определяет занятие для каждого из монахов, но, как правило, оно каждый год изменяется.
Монахи занимаются не только ведением подсобного сельского хозяйства. На территории монастырей существуют иконописные мастерские с богатыми тысячелетними традициями. Также действуют столярные мастерские, знаменитые своей резьбой по дереву. Отправляясь в отпуск, на отдых в Греции, не забудьте захватить с собой что-нибудь из предлагаемых афонских сувениров.
Священный монастырь Зограф
Болгарский монастырь расположен на высоте 160 метров в трех шагах от моря. Его основали три брата из Ахриды еще в 10 веке.
Примерно в два часа ночи (по светскому времени) один из монахов обходит монастырь и совершает обряд борьбы с темными силами, постукивая деревянным молоточком по таланту – деревянной доске, которую держит в руке.
Монастырь Святого Пантелеймона
Находится на самом побережье, рядом с Дафнией и издали напоминает курортный поселок. Был заложен еще в 11 веке, в 12 – отнесен к монастырю Ксилурга, то есть монастырю Святой Девы Марии. Уже с 14 века он известен как Святопантелеймоновский монастырь. Как упоминалось выше, монахи в нем – русские.Святой монастырь Хиландар.
Обитель расположена в лесной долине, в пятидесяти метрах от береговой линии, на северо-восточном склоне. Основателями стали сербские цари в 12 веке. В середине 17 века сербы, в знак протеста того, что во главе Синода стал грек, ушли из монастыря, а в нем обосновались болгары. В 1722 году монастырь сгорел дотла, а в конце 19 века монастырь вновь стал сербским.