О Финляндии
Связи финских художников в Петербурге
Также читайте о связи России и Финляндии:
- Финны и Русские - Диалог Культур
- Финны в старом Петербурге: образование. музыкальная И театральная жизнь
- Театральная жизнь финской общины
- Финские литераторы из Петербурга
- Финские писатели с Выборгской стороны
- Русские военные укрепления в Финляндии
- Императорский отдых в Финляндии, о котором не говорили
Академия художеств в Петербурге
Величественное здание Академии художеств украшает набережную Невы между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова. Оно представляет собой один из лучших памятников классической архитектуры.
Авторы проекта А.Ф.Кокоринов и Ж.Б.Деламот. Императорская «академия трёх знатнейших художеств» («Kolmen paataiteen akatemia») - живописи, ваяния и зодчества - была основана в 1757 году в эпоху царицы Елизаветы. За два с половиной века своей деятельности академия воспитала много поколений мастеров изобразительного искусства: живописцев, скульпторов, архитекторов. Среди них великие художники, работы которых представлены в музеях Петербурга, Москвы и многих столиц Европы.
Архитекторы и скульпторы - выпускники Академии строили и украшали многие города России и зарубежья. Многое построено ими в Петербурге. Их работы есть и в Финляндии, потому что в течение многих лет Академия художеств была местом активного общения русского и финского искусства. Лучшие финские художники были удостоены звания «академиков изящных искусств». Среди них были В.Рунеберг, КГ.Нюстрем. Но первым, конечно, должен быть назван, АЗдельфельт.
Альберт Эдельфельт (Albert Gustaf Aristides Edelfelt, 1854-1905)
Крупнейший мастер исторической живописи, портрета, бытового жанра. Первый из финских художников, известный за рубежом. Альберт'родился близ Порвоо в семье архитектора. Два года проучился в Хельсинкском университете, прежде чем решил посвятить себя живописи. Художественное образование он получил в Академии художеств в Антверпене, а затем в Париже в школе изящных искусств. В 1877-80 гг. Эдельфельт создаёт ряд картин на исторические сюжеты. Но затем художник обращается к жанровым сюжетам с натуры, в которых ярко проявилась его любовь к родной земле и интерес к жизни простых людей. Это картины: «На море», «Мальчики у воды», «Бабы из Руоколахти», «Прачки», «Рыбаки с дальних островов».
В 1881 г. А. Эдельфельт долгое время живёт и работает в Петербурге, общается с русскими художниками. В 1881 г. молодой финский художник представил свои работы на суд Петербургской академии художеств. Он имел большой успех: был избран в члены Санкт-Петербургской Академии художеств. В Царском селе ему была организована персональная выставка. Одну из картин купила императорская фамилия. Автор получил новые заказы от царской семьи, которые принесли ему известность.
Во время пребывания в Царском селе художник был представлен цесаревичу Александру, и сделал ряд работ по его заказу для Гатчинского дворца, в частности, копию картины «На море«, которая среди других его работ хранится в Эрмитаже. Бытовые зарисовки Эдельфельта: «Добрые друзья» и «В детской» - также были приобретены Александром III. Эти картины имели повторения, которые находятся в зарубежных музеях.
Заслугой Эдельфельта стала организация ряда совместных выставок в России, благодаря чему российская публика познакомилась с творчеством многих финских художников.
Главной деятельностью Эдельфельта можно назвать портретную живопись. Он много работал по заказам, в частности, царского двора, создавая официальные портреты. Но лучшими в его портретном творчестве являются: «Портрет матери художника» (1883), «Луи Пастер» (1885), «Портрет Ларин Параске» (1893), «Портрет Айно Акте» (1901).
Официальные презентации и многолетние дружеские контакты.
Первым финским художником, устроившим свою выставку в Императорской академии художеств в конце девятнадцатого века, был живописец Альберт Эдельфельт. После поездки по западной Европе в 1881 г. молодой финский художник представил свои работы на суд Петербургской академии художеств. Он имел большой успех - ему было присвоено звание академика. В Царском селе ему была организована персональная выставка. Одну из картин купила императорская фамилия.
Автор получил новые заказы от царской семьи, которые принесли ему известность. Близость художника к императорской фамилии помогла популярности финской живописи в России. Благодаря популярности и авторитету А.Эдельфельта в России искусство Финляндии было отражено на совместных финско-русских художественных выставках в Петербурге и Москве, начиная с Нижегородской выставки 1882 г.
Летом 1882 г. в Москве проводилась художественно-промышленная выставка, отразившая успехи отечественного искусства за 25 лет. Большой раздел был посвящен искусству Финляндии. Во время одного из своих приездов в Петербург Эдельфельт познакомился с молодыми деятелями нового русского искусства Сергеем Дягилевым и Александром Бе-нуа. Они подружились. Близость финских и русских художников ознаменовалась совместной выставкой в 1898 году.
Вблизи Фонтанки, напротив Летнего сада возвышается огромный стеклянный купол здания музея художественно-прикладного искусства (архитектор М.Е.Месма-хер, 1896) при училище, основанном на средства барона Штиглица. Здесь и открылась выставка. В нарядном зале, украшенном оранжерейными растениями и цветами, были представлены работы многих, в том числе молодых малоизвестных художников: Серова, Репина, Врубеля - из российских; и М. Энкеля, Галлен-Каллела, Ярнефельда - с финской стороны.
Выставка возбудила большой интерес к финской культуре и самой Финляндии среди русской публики. Оживились личные контакты. Впоследствии тесные дружеские отношения возникли у М.Горького, композитора А.Глазуиова, писателя А.Куприна с финскими коллегами: Я.Сибелиусом, АТал-лен-Каллелой, Э.Саариненом. Ответная выставка русских художников прошла в Хельсинки в 1893 году. Впоследствии выставки повторялисв. Последняя дореволюционная выставка финской и русской живописи состоялась весной 1917 года в салоне Надежды Добуши-ной на Марсовом поле. Участвовало около 40 финских художников.
В эти же годы завязались дружеские отношения писателя М.Горького с финскими художниками и музыкантами. Горький с большой любовью и уважением относился к народу Финляндии. Отмечая самобытность финской культуры, духовную мощь народа, Горький называл имена деятелей искусства, в которых он видел воплощение творческих сил страны: Сибелиус, Галлен-Каллела, Э.Лейно, Ярнефельд. С Галлен-Калле-лой их связала многолетняя дружба. Горького в Петербурге посещали также художники А.Эдельфельт и Э.Яриефельд. С большой теплотой вспоминал о встречах с Горьким Я.Сибелиус. Уже после революции М.Горький стал инициатором перевода стихов финских поэтов на русский язык .В этом предприятии участвовали А.Блок, В.Брюсов и другие крупнейшие русские поэты.
Ярнефельт Ээро (Eero Nikolai Jamefelt, 1863-1937)
Крупный художник конца XIX, начала XX веков, наиболее последовательный реалист в финской живописи. Ээро Ярнефельт родился в Выборге, вскоре после переезда туда семьи Ярнефельтов из Петербурга. Можно сказать, что художеавенные наклонности передались ему по линии матери.
Эрик с детства проявил талант к живописи. После начального образования в художественной школе в Хельсинки, он поступил в Император-сито академию художеств в Санкт-Петербурге, где преподавал на должности профессора его родной дядя по матери Микаэль - Михаил Клодт, известный русский пейзажист. Здесь на Васильевском острове Ээро сблизился с молодыми русскими художниками, особенно с Ильёй Репиным, Михаилом Коровиным.
Их объединяли общие художественные вкусы. Вместе с художниками-передвижниками, как они себя называли, Э.Ярнефельт участвовал в выставках. Их дружеские связи сохранялись потом в течение многих лет, когда Э.Ярнефельт жил в Финляндии.
В последующие годы Ээро Ярнефельт ездил по Европе, учился в Академии Жульена в Париже, работал в Германии. Реалистическое восприятие оставалось ведущей линией его творчества. Художник много раз высказывался о том. что только основанное на действительности искусство является подлинным. Ээро Ярнефельт работал в различных жанрах.
Он был признанным мастером портретной живописи. В портрете он находил благодарную возможность для художника понять и передать внутренний мир другого человека. В Хельсинкском музее «Атенеум» хранятся прекрасные портреты, созданные живописцем: «Матильда Вреде», «Й.Ф.Пальмен», «Я.Сибелиус». Наибольшую известность принесли Э.Ярнефелыу его жанровые полотна, отражающие жизнь и быт Финляндии: «Играющие дети» (1895), «Лодка из Саво» (1888), «Возвращение с ярмарки» (1903). Во многих его произведениях можно проследить влияние идей русской литературы. Вполне в духе идей Л.Толстого, имевших влияние на всю семью, можно понять самую известную картину ЭЯрнефельта «Подневольный труд» (1893).
Интересно пейзажное наследие мастера.
Здесь он в интимной, утончённой манере показал, как одухотворена лиричностью и меланхолией скромная финская природа. Его лучшие пейзажи истинно поэтичны: «Лунный свет» (1889), «Липы цветут» (1891). Хороши пейзажи окрестностей Коли, Туусула.
Вокзальный ресторан Хельсинки украшает картина «Финский озёрный пейзаж» (1911), созданная Ээро вместе с учениками. Последняя работа Элрнефельта - алтарная картина «Небесный вид» (1932) украшает алтарь Йоханнексенкиркко в районе Эйра города Хельсинки.
Финские художники в Эрмитаже
В Эрмитаже представлены семь картин АЭдельфельта и ряд рисунков. Кроме упомянутой картины «На море», которая в первом варианте находится в музее Гётебор-га, надо отметить бытовую живописную композицию «Добрые друзья» (1881), повторения которой есть в Ге-теборге и Хельсинки. Близка к ней по характеру и картина «В детской» (1885), также купленная Александром III для Гатчинского дворца. Одной из наиболее демократических работ Эдельфельта является картина «Прачки» (1898, Эрмитаж), вызвавшая одобрение петербургской критики.
Жанр портрета, в котором АЭдельфельт был особо силён, представлен в Эрмитаже портретом жены актёра МХАТа М.В.Дьяковской-Гей-рот. В собрании Эрмитажа есть и примеры пейзажного мастерства финского художника. Это полотно «Вид на Порвоо» (1898) и офорт «Сосна в снегу». Надо упомянуть, что работы АЭдельфельта хранятся также в Киевском музее - картина «Рыбаки с дальних островов» и в московском музее им. А.С.Пушкина: «Портрет Варвары Мятлевой».
Кроме того в Эрмитаже есть живописные работы Юхо Рисанена, Ээро Нелимарка и Генри Эриксона.
Финские художники в Санкт-Петербургской академии художеств
Архитектор К.Г.Нюстрем (1856-1917) внёс большой вклад в архитектурный облик столицы Финляндии. Достаточно назвать роскошные здания Дома сословий, Государственного архива, украшающие окрестности Сенатской площади. Можно вспомнить бывшую таможню и пакгауз в Катаянокка, первый крытый рынок у Кауппа-тори. Но мало кто знает, что зодчий КГ.Нюстрем работал и в Петербурге. По его проекчу построено здание хирургической клиники Медицинского института на Петроградской стороне.
Нюстрем был профессором Академии художеств, и был удостоен звания академика архитектуры.
Художника Ю.Риссанена называют одним из самых самобытных, сильных и глубоко национальных талантов в финской живописи прошлого века. Он писал портреты, жанровые картины из народной жизни. После обучения в школе рисования в Хельсинки он был направлен на учёбу в Петербургскую Академию художеств, где прошёл курс под руководством И.Е.Репина в 1897-98 гг. Учёба в Петербурге, общение с русскими художниками и вся атмосфера творческой жизни в бурлящем страстями Питере, подняли творчество художника на новую высоту. После этого он много лет плодотворно работал в Финляндии и за рубежом. Об его учёбе и жизни в Питере стоит рассказать подробнее.
Риссанен Юхо (Julio Rissanen, 1873-1950)
Юхо Риссанен родился в окрестностях Куопио в семье батрака. В детстве ему пришлось тяжело, временами приходилось даже нищенствовать, когда отец-пьяница погиб (замёрз). В 1896 г Юхо Риссанен поступил в центральную художественно-промышленную школу рисования Финского художественного общества в Хельсинки, затем в Турку.
И здесь важный поворот в жизни молодого живописца. В 1897 Юхо поступает учиться в Петербургскую академию художеств, да ещё под руководство И. Репина. Целью русских художников-передвижников, возглавляемых И. Крамским и И.Репиным, было изображение повседневной жизни простого народа, родной природы. Молодому Риссанену вышедшему из низов, были близки социальные взгляды и реалистическое направление группы молодых передвижников. На берегах Невы он нашёл единомышленников.
Художник Юхо Риссанен сам был примером стихийного проявления народного таланта. Эдельфсльт сказал однажды: «Риссанен — один из самых самобытных, сильных и исключительно национальных талантов, какие когда-либо рождались в нашей стране». Уже его раннее творчество является поразительно цельным в художественном отношении. Первая выставка Риссанена прошла с успехом в 1897 году. В дальнейшем он создал свои лучшие живописные произведения: «Слепой» (Sokea), «Гадалка» («Povari», 1899).
В своем раннем творчестве даже произведения больших размеров Риссанен писал почти исключительно акварельными красками, и его стиль, подобно Гогену основывался на применении четкой линии. Он писал большей частью портреты и многофигурные композиции из жизни народа, поскольку с малых лет соприкасался с рабочими и крестьянами. Ю.Риссанена всегда интересовала фресковая живопись, которая отражала его потребность создавать монументальные формы. Он оставил несколько прекрасных фресок в Хельсинки, Выборге, Куопио. Но такие возможности возникали редко. В дальнейшем Риссанен отказался от акварельных красок и переключился на технику масляной живописи. В следующие десятилетия Ю.Риссанен жил и работал в Дании, потом в Америке, во Флориде.
Койву Рудольф Сефаниас (Rudolf Koivu, 1890-1946), художник иллюстратор из Петербурга
Койву Рудольф Сефаниас, художник - живописец), рисовальщик -иллюстратор. Родился в Санкт-Петербурге, в простой финской рабочей семье токаря Хейкки Кой-вунена. Умер в Хельсинки.
В детстве Рудольф Койву посещал Санкт-петербургскую приходскую церковную школу, где освоил финскую и русскую грамоту. С детства любил рисовать и вызвал внимание учителей в Петербурге. Его направляли на учёбу, но ему приходилось зарабатывать на хлеб. И только в 1907 г. Р.Койву удалось продолжить обучение живописи в школе рисования финского общества любителей искусства.
Там он был учеником Хуто Симберга автора знаменитого «Раненого ангела». Х.Симберг унаследовал от учителя Галлен-Каллела веру в фантазию и мистическую силу природы. Рудольф Койву затем учился в Париже в 1914 г., и в 1924 году в Италии. Вернувшись в Финляндию он примкнул к «Ноябрьской группе» круга художников, но остался верен реалистической манере и писал свои пейзажи в сдержанном, спокойном стиле импрессионизма. Намного значительней, чем художником-живописцем, Койву был рисовальщиком и иллюстратором.
Проявляя необычайно оживленную и яркую фантазию, он иллюстрировал десятки сказочных книг, в том числе финских Топелиуса «Чтение детям», немецких - «Сказки братьев Гримм», арабские сказки «Тысяча и одна ночь Шехереза-ды» и т.д. Койву с удовольствием иллюстрировал рождественские газеты, финские календари и прочие издания, развивая себя, явно получая влияние прежде всего от русских иллюстраторов, редкого действенного эффективного, ярко украшенного стиля. Его чувство юмора проявляется кроме сказочных картинок и рисунков, так же в имевших успех у современников карикатурах. Сборник (коллекция) его картин и рисунков вышла, к сожалению, уже после его смерти в 1947 г.
Шульман Карл Аллан (Carl Allan Schulman, 1863-1937)
Архитектор, человек ярких талантов и интересной судьбы. Карл Аллан получил архитектурное образование в Финляндии, ещё в годы учёбы проникнувшись новаторскими идеями молодых финских модернистов: Э.Саари-нена, Г.Гизелиуса, А. Линдрена. Его привлекали идеи модерна. Не получив заказов на родине, молодой зодчий К.А. Шульман работает за границей: в Аргентине, Германии, Голландии, Швеции.
По возвращении на родину, он получил возможность построить курорт Халлила на Карельском перешейке. Успех этой постройки привлёк к нему внимание в Петербурге. В 1901 г. был, напротив церкви иконы Владимирской божьей матери. В конкурсе участвовали 88 зодчих. В итоге владелец дома барон фон Бессер поручил строительство Шульману. Шестиэтажный дом в стиле модерн украсил площадь своим неповторимым колоритом. Нижние этажи раскрыты крупными проёмами окон-витрин.
А по верхним этажам проходит необычная галерея, над центром которой возвышается башенка похожая на шлем богатыря. Каменные детали здания выполнены из финского горшечного камня. Они дают характерный для модерна рисунок орнамента, изображающего растения и животных. Над входом - герб владельца - барона фон Бессера. В начале XX века в этом доме размещалась приёмная императорской канцелярии, а также «Дом трудолюбия для женщин». Сейчас дом на Владимирской реконструируется. Он будет частью торгового комплекса «Владимирский пассаж».
Дом на Владимирской это единственная в Петербурге постройка одного из зачинателей финской школы северного модерна, получившего потом широкое распространение в северной столице.
Затем его представляли и развивали питерские зодчие: ФЛидваль, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубырь. Что касается К.Шульмана, то он много лет работал губернским архитектором г. Выборга, где им создано 10 многоэтажных домов в стиле северного модерна. Кроме того К.А.Шульман был видным деятелем Союза архитекторов Финляндии, выступал как профессиональный музыкант-дирижёр. Хоровые коллективы под его руководством выступали с успехом в Петербурге, Финляндии и за рубежом.
Грипенберг Одерт Себастьян (Odert Sebastian Gripenberg, 1850-1939)
Грипенберг Одерт Себастьян, архитектор; Родился в Куркийоки. Сын богатых и знатных родителей Одерт учился в кадетской школе в Хамина, а затем в Санкт-Петербургской военно-инженерной академии. Там он получил военно-строительную подготовку, но ушел из армии в 1875 г. Он решил стать архитектором-профессионалом. В этот период в петербургской архитектуре возникали новые приёмы застройки. Эклектика - использование приёмов прежних эпох: Ренессанса, готики, барокко - сочеталась с поисками новых декоративных деталей обработки фасадов многоэтажных домов. Таковы знаменитые постройки А.К.Серебрякова, П.Ю.Сюзора, А.Е.Белогруда.
В 1878 г. Грипенберг защитил диплом архитектора в Политехническом училище, после чего учился еще в Вене. В 1879-87 гг. он работал архитектором в Хельсинки. Первые его работы, отражают тягу к ренессансу, и явное влияние его учителя Шёс-трёма. В дальнейшем проявляется стремление к ярко выраженной сильной разбивке и членению объёмов постройки. Это такие работы как здание Общества финских писателей, Первый бизнес центр, потом старое здание «Хельсингин Саномат», здание Сберегательного банка Турку.
В 1887 г. его назначили главным архитектором Управления общественного (гражданского) строительства, откуда в 1904 году он перешел в сенат директором торгово-промышленной палаты.
Грипенберг был начальником правления Акционерного общества «Финский Театральный Дом» и исполнительным директором при создании здания Национального театра, а так же был председателем совета директоров страхового общества «Похъйола». О.С.Грипенберг был первым председателем финского клуба архитекторов в 1892-1901 гг., а так же одним из основателей Финно-язычного общества техников.
Комментарии: