О Финляндии
Финны в старом Петербурге
Также читайте о связи России и Финляндии:
Стоит ли говорить как далеко находятся дург от друга культурно-творческие традиции России и Финляндии? Но финская община в дореволюционном Петербурге доказала, что культура Финляндии может быть органичной частью российской культуры. Это потому, что она зарождается глубоко в сердце своего народа и дарит миру все самое лучшее, что есть в этом сердце.
Образование. Музыкальная и Театральная жизнь
Приход Св. Марии - центр религиозной и культурной жизни
В восьмидесятых годах XIX века в Санкт-Петербурге насчитывалось более 26 тысяч финнов, то есть примерно столько, сколько было в то время в городе Турку. Петербург мог считаться, таким образом, вторым или треть-им по величине городом Финляндии. Но это был особый «город - в городе» среди крупнейшей европейской столицы.
Жизнь финской общины Питера была налаженной и интенсивной. Работали церковные приходы и приходские школы. Финские дети получали образование на родном языке. Выходили газеты на финском языке, работали добровольные общества. На финском языке проходили концерты и спектакли.. Центром финской религиозной и культурной жизни оставалась Марианкиркко - церковь Св. Марии.
Освящение церкви Святой Марии состоялось 12 декабря 1804 г. в день рождения государя Александра I. Ее строил архитектор Х.Г.Паульсен - зять и ученик Ю.Фельтена. Она напоминает творения этого зодчего: уютный приходский храм среди сплошной городской застройки. С этого дня церковь Св. Марии непрерывно служила верующим 134 года.
Настоятели общины Св. Марии часто приглашали видных деятелей из Финляндии. Так, в бытность настоятелем Карла Сирена, у него гостили ЭЛённрот, М.А.Каст-рен, Т.Е.Еуропеус. Последним настоятелем общины с 1911 до 1918 года был отец известного финского архитектора Юхо Сааринен.
Финские школы. Добровольные общества.
Начальные школы были созданы еще в 1820 г., когда царское правительство выделаю на эти цели 2000 рублей. К концу века в городе было уже десять финских школ, располагавшихся в местах компактного расселения финнов; в Казанской и Адмиралтейской частях, на Васильевском острове, на Песках, в Коломне, а также на Выборгской стороне и на Охте. Уровень преподавания был не хуже, чем в Финляндии. Для подготовки кадров финских учителей в 1863 г. в Колпино была открыта учительская семинария.
В доме 6 рядом с церковью располагалась Евангеличе-ско-лютеранская консистория, а затем высшая церковная школа. Тут же размещался Совет прихода и контора финского банка (пока не было построено богатое здание финского банка на Невском проспекте напротив Казанского собора). Позже здесь же нашлось место для финского гимнастического общества «Риенто». В соседнем доме работал финско-шведский книжный магазин, большая финская библиотека, контора Алиндберга по продаже финляндских промышленных изделий.
В столице существовали три больших финских книжных магазина и много библиотек, которыми руководило общество культуры «Факел» (Soihtu). Вообще в конце XIX в, начинается интенсивное образование финских клубов и обществ в Петербурге. Самым многочисленным было общество трезвости «Начало» (Alku). Благотворительное общество («Hyvantekevaisyys») - помогало детям из бедных семей. Два женских общества (Rouvasvaenyhdistys и Pietarin Suomalaincn naisyhdistys) - опекали сиротские дома для девочек и мальчиков, обучали их ремеслам. Молодежь охотно записывалась в физкультурное общество (Voimistelu).
Издательства и газеты
В столице России регулярно выходили три газеты на финском языке: «Inked», «Uusi Inkeri», «Neva», представлявшие различные политические направления финского общества.
Большим успехом пользовался ежегодный иллюстрированный календарь на финском языке. Он назывался «Календарь финского народа России», и в нём публиковалось много информации о текущей жизни финских приходов Ингерманландии, о праздниках и собраниях.
Музыкальная жизнь финнов в Петербурге.
Финская община Петербурга обладала достаточно высоким потенциалом, чтобы вести собственную культурную деятельность. Конечно, музыкальная жизнь концентрировалась вокруг Марианкиркко. Главным общим увлечением было хоровое пение Ещё в 1872 г. Моосес Путро основал в Питере «Союз песни петербургских финнов». Позже оно выросло в «Музыкальное общество петербургских финнов». В 1916 г. в церкви на Конюшенной был построен новый орган. Первым, кому была предоставлена честь сыграть на нём, был известный финский композитор Оскар Мериканто, часто бывавший в Питере. Он с удовольствием давал концерты в Петербурге.
Популярным было как церковное пение, так и финские народные мелодии. Но тем не менее все с нетерпением ожидали приезда на гастроли мастеров из Финляндии. В Петербурге гастролировали такие финские знаменитости как композитор Тойво Куула, всемирно известный певец Абрахам Оянперя, певицы Майкки Ярнефельт-Палмберг (Maikki Jaraefelt, o.s. Pakarinen, 1871-1929) и Грета фон Хаартман.
Значительным событием каждый раз был приезд Яна Сибелиуса Qean Sibelius, 1865-1957), который много и охотно выступал на невских берегах, где у него было много друзей. Выступления Сибелиуса в качестве дирижера своих новых произведений встречали неизменно тёплый приём и в Москве, и в Петербурге. В декабре 1906 года композитора пригласили в северную столицу для участия в симфонических концертах русского пианиста и дирижёра А.И.Зилотти. Там под управлением Сибелиуса впервые была исполнена симфоническая фантазия на темы «Калевалы» «Дочь Похьолы», а также «Возвращение Леммин-кяйнена».
Оба произведения получили высокую оценку у публики и в прессе. «Возвращение Лем-минкяйнена» - «это быстрый полноструйный поток, полюных сил и безудержной радости», - писала «Русская музыкальная газета» в 1906 г. Пребывание в Петербурге способствовало сближению финского композитора с крупнейшими русскими музыкантами. Сибелиус близко общался с Н.А.Римским -Корсаковым и крепко подружился с А.К. Глазуновым.
«Сколько незабываемых вечеров мы провели с Глазуновым в Петербурге и Хельсинки, как много мы играли друг другу», - вспоминал Ян Сибелиус впоследствии. Он неоднократно подчёркивал, что в своём творчестве стоял на тех же принципах национальной самобытности, что и русские мастера, и называл Глинку, Бородина, Мусоргского. С особой теплотой Сибелиус отзывался о Чайковском и Глазунове.
Петербургские вечера при свечах с Сибелиусом повлияли и на творчество Глазунова. По совету своих финских друзей Сибелиуса и финского композитора Р.Кая-нуса Глазунов написал «Финскую фантазию» для оркестра, а также «Финские эскизы» из «Калевалы». В ноябре 1907 года в Петербурге состоялось представление новой Третьей симфонии Я.Сибелиуса, которую он закончил летом в своём любимом убежище «Айно-ла».
Симфония имела успех в Петербурге, а затем и в Москве, где в честь композитора были проведены тематические концерты, целиком посвященные финской музыке. В Петербурге исполнялись сюиты Сибелиуса: «Пир Валтасара», «Пелеас и Мелесанда», звучали его романсы. В эти дни «Русская музыкальная газета» писала: «В обеих столицах заметен интерес к финляндской музыке, в особенности к наиболее талантливому художнику - Яну Сибелиусу.
В Петербурге исполняются его новые симфонические произведения. Л в Москве он находит русского издателя». Интересно отметить, что в архивах Ф.Шаляпина есть ноты «Вальса» Сибелиуса с надписью великого певца: «Искренне браво!!!». Хочется подробнее рассказать об отдельных деятелях, внёсших свой вклад в финскую музыкальную культуру в Петербурге.
Моосес Путро (Mooses Putro, 1848-1919)
Моосес Путро (Putronen) родился в окрестностях Петербурга, в ингерманландской деревне Тууттари (Tuutari) в семье зажиточных крестьян. Закончил в 1866 г. с отличием Колпинскую семинарию и получил звание учителя органной музыки и кантора (дьячка). В 1867-72 гг. служил преподавателем в Колпинской семинарии, а также продолжал учительствовать в своей родной Туутари. В 1878 году успешно закончил Петербургскую консерваторию по классу органа. И в последующем многие годы (40 лет) проработал органистом в Петербурге в финской церкви Св. Марии на Б. Конюшенной.
Помимо своей основной работы этот талантливый и энергичный человек проявил себя и как организатор. В приходе Св. Марии М.Путро сформировал из церковного кружка настоящий хор, который назвал в 1872 г. «Союз песни петербургских финнов». Этот хор выступал на всех церковных торжествах, а на празднике песни в Выборге в 1889 г. завоевал первое место.
В начале 1900-х гг. хор стал «Музыкальным обществом петербургских финнов». Моосес Путро был также композитором. Он создал ряд песен и инструментальных произведений (для органа), которые исполнялись в церковных приходах Ингер-манландии. Самым известным его произведением была песня «Поднимайся, Инкеримаа!». В Петербурге он также продолжил преподавательскую деятельность в церковной школе Казанского прихода. На этой должности он оставался до конца жизни. Путро активно занимался также общественной и газетной деятельностью.
Канторы (дьячки) прихода Св.Марии.
Церковный уклад лютеранской церкви в России не определял точно обязанностей кантора. В церкви Св. Марии кроме проведения службы ему приходилось выполнять и канцелярскую работу, для чего надо было владеть немецким (по старой традиции) и русским языком. Должность утверждалась на заседании церковного совета, Практически в финской общине Петербурга от кантора требовалось окончить Колпинскую семинарию или аналогичное учебное заведение в Финляндии. Помощником М.Путро в музыкальных и канцелярских делах прихода на Б. Конюшенной до 1899 г. был выходец из Туусула Пегтер Сандквист (Petter Sandqvist).
До Питера он исполнял туже должность в Суоменлинна и Урьяла, а до этого работал учителем в Финляндии. Однако, учительская семинария в Колпино уже готовила свои кадры. После Сандквиста кантором стал выпускник семинарии, уроженец Лемболова Пекка Рякконен.
Мериканто Оскар (Oscar Merikanto, 1868-1924)
Будущий композитор родился в Хельсинки, в семье старшего кондуктора. С раннего детства стремился обучаться музыке. Учился играть на фортепьяно, скрипке, органе. Уже в 12-ти летнем возрасте играл на органе на церковных праздниках. Рано начал сочинять. Популярный впоследствии «Летний вальс» он сочинил в 15-ти летнем возрасте. С 18-ти лет стал давать концерты на выездах по Финляндии. В 1887 год)' Оскару предоставили государственную стипендию для обучения в Лейпциге.
Там он учился два года, а вернувшись в Хельсинки, стал преподавать в школе органистов., и выпустил книгу по обучению игры на органе, а также книгу «Органы» (вместе с М.Тууленхеймо). В 1919 г. он получил звание профессора. О.Мериканто стоял у истоков Финской оперы, был её первым капельмейстером с 1911 по 1922 год. Его дирижёрское искусство отличалось эмоциональным и искренним звучанием. Всю жизнь Мериканто вёл активную концертную деятельность. Он часто сотрудничал с А.Оянперя.
Их совместные пасхальные концерты стали важной традицией в музыкальной жизни столицы Финляндии. О.Мериканто часто выступал в Петербурге. Финская община Питера считала его своим музыкантом. Поэтому именно ему была предоставлена честь, первому сыграть на новом органе в Мариенкиркко на Б.Конюшенной в 1916 году.
Влияние О.Мериканто на пробуждение национальной музыкальной культуры трудно переоценить. Он был первым, кто стал сочинять музыку на финские стихи (первым был J-H.Er.kki). Для его мелодий всегда была характерна глубокая лиричность и искренность. Его песни приобрели удивительную популярность в стране. Им создан ряд оперных произведений: музыка для спектакля «На сплавной реке» стала первой оперой написанной на финский текст. Затем написаны: «Смерть Элины». «Девушка с севера», «Регина фон Эммеритц» и.т.д.
Оянперя Абрахам (Abraham Ojanpera, 1857-1915)
Певец и учитель пения. Родился в Лимиикс, невдалеке от Оулу в семье крестьянина. Рано осиротел, работал пастухом. Земляки из Лимминки помогли способному мальчонке учиться, он закончил педагогическое училище в Ювяскю-ля. Его мечта осуществилась в Хельсинки, где он брал уроки пения под руководством Э.Михслина и Н.Энгмана.
В Хельсинки он стал преподавать пение в Новом музыкальном училище, где проработал свыше тридцати лет, заслужив репутацию выдающегося педагога вокального искусства. Его учениками бьии замечательные певицы М.Ярнефельт-Палмберг и Ида Экман. Он служил капельмейстером в Йоханнескиркко, а также преподавал церковное пение в Университете.
А.Оянперя обладал красивым голосом (бас) и много концертировал как певец. Его регулярные пасхальные концерты вместе с О.Мериканто были всегда важным событием в музыкальной жизни Хельсинки. Их выступлений всегда ждали с нетерпением и в Петербурге, где они собирали полные залы. Оянперя выступал также как оперный певец в отечественной опере.
Куула Тойво (Toivo Kuula, 1883-1918)
Родился в г. Вааса, в семье гвардии-фельдфебеля. Умер в Выборге. В роду его отца были музыкально-одарённые люди. Тойво учился 5 лет в лицее. Затем перешёл в Хельсинкское музыкальное училище. Из-за бедственного материального положения прекратил учёбу. Когда ему удалось продолжить обучение в Хельсинки, его учителем стал композитор Эаярнефельт. Куула сочинил в это время несколько значительных произведений для хора, а также инструментальные произведения, например, сонату для скрипки, В музыке тех лет у Куула проявился патриотизм и национальные мотивы, взятые из знакомых Тойво с детства северных мелодий./
Осенью 1907 года пришёл громкий успех в концертной деятельности. Его авторские концерты на гастролях в Берлине, Париже и особенно в Петербурге пользовались успехом, демонстрировали его одарённость. Финская аудитория в Петербурге воспринимала произведения Т.Куула как продолжение национальной финской музыкальной культуры и неизменно тепло встречала композитора. Его инструментальные произведения: «Морская дева«, «Сын раба», «Северная серия», «Прелюдия и фуга» - выявили редкую мелодичность и эмоциональность автора.
В 1910-11 гг. Куула работал в г. Оулу в качестве руководителя оркестра, неоднократно гастролировал по Европе. Ранняя смерть помешала композитору осуществить свои замыслы: закончить симфонию «Юпитер» и оперу на темы «Калевалы». Тойво Куула помнят в Скандинавии: в Финляндии, Швеции и Норвегии есть общества его
Ярнефельт Эдвард Армас (Edward Armas Jamefelt, 1869-1959)
Известный композитор и дирижёр. Родился в Выборге, в семье Августина Ярнефельта и Елизаветы, урождённой Клодт фон Юргенсбург, когда отец был назначен туда начальником топографического отдела. Эдвард вырос в семье, сохранившей в Финляндии петербургские культурные традиции. Переезд в Выборг не был значительным изменением в жизни семьи.
Сохранялись крепкие связи с родными по матери в Питере, с русским окружением и культурой. Эдвард Армас закончил классический лицей в Куопио. Затем учился в Хельсинкском университете на юридическом, но скоро музыка взяла верх, и он целиком отдался музыкальному образованию, сначхла в Хельсинки, ас 1890 г. в Берлине и в Париже под руководством Массне. Стажировался помощником дирижёра в Магдебурге, Брешу. В 1898-1903 гг. Армас работал дирижёром оркестра в Выборге.
Его концерты пользовались успехом у выборгской и петербургской публики. Но начинается новый этап жизни. В 1907 г. Ярнефельт переезжает в Стокгольм, с которым связывает многие годы дальнейшей работы. Он становится дирижёром Шведской Королевской оперы, и остается на этой должности до 1932 года. Получает звание придворного дирижёра. В 1932-36 гг. возвращается в Хельсинки, где получает должность художественного руководителя и дирижёра Финской оперы.
Получил звание профессора в 1940 г. Э.А. Ярнефельт один из значительных композиторов Финляндии. В его произведениях звучат сердечные и искренние народные финские мелодии. Особенно популярны песни на стихи финских поэтов такие как: «Колыбельная волны», «Тихий, тихий вечер», «Воскресенье» и др. Он также писал мелодии песен на шведские тексты. Из оркестровых произведений хорошо известны симфоническая поэма «Кронсхолма» (1894), несколько кантат для хора, а также музыка к спектаклям. Музыкальное творчество Э.А.Ярнефельта было известно и неоднократно исполнялось в Петербурге.
Читайте здесь еще о Финляндии!
04.07.14 Виола Хейстонен Оставить сообщение
07.03.09 Тамара Новикова Оставить сообщение
04.07.14 Виола Хейстонен Оставить сообщение
Комментарии: