О Турции
Ковер - самый турецкий сувенир
Семь или девять тысяч лет назад люди впервые украсили свое жилище тканым ковром, точно не берутся сказать ни историки, ни археологи. Достоверно известно лишь то, что самый древний из дошедших до нас ковров сохранившийся почти в идеальном состоянии, был соткан около двух тысяч лет назад. Нашел его в 1949 году русский археолог Сергей Иванович Руденко во время раскопок царского могильного кургана в Пазы-рыкских горах на Алтае. Найденный ковер представлял собой шерстяное ворсовое полотно с вытканными изображениями коней, оленей и грифонов. Этой находке предшествовала почти детективная история. Как и многие богатые захоронения, пазырыкский курган был варварски ограблен еще много столетий назад, но ковер оказался слишком неудобной вещью для грабителей, поэтому они его не взяли. Уходили они второпях, поэтому не позаботились скрыть следы своего преступления и не закопали могилу. Было лето или осень, во вскрытое погребение попала вода потом наступила зима, все замерзло замерз и пропитавшийся водой ковер, земля погребения осыпалась, и ледяная корка защитила ковер от гниения. Так что сегодня ковер из пазырыкского захоронения - предмет гордости коллекции одного из залов восточного искусства петербургского Эрмитажа.
Но даже не это счастливое для науки стечение обстоятельств оказалось главным во всей этой удивительной истории. Самым важным для ученых и историков стало то, что ковер был выполнен в технике узелкового плетения, которая используется и сегодня, в частности, при производстве знаменитых турецких ковров. Этим открытием было дано косвенное обоснование утверждению самих турков о том, что именно они первыми стали изготавливать ворсистые узелковые ковры. Может быть, это и не так, может быть, турки являются лишь наследниками давней традиции текстильного производства восходящей к кочевым племенам Центральной Азии. Может быть, пришедшие в Анатолию кочевые тюркские племена обнаружили здесь многовековую традицию ковроткачества, переняли технику и манеру работы местных мастеров, все может быть. Реальность в том, что турки достигли в искусстве изготовления ковров высшего мастерства, развили, приумножили его и сохранили до наших времен. Но ни у кого не возникает сомнения, что ковер - изобретение кочевников, ведь в условиях кочевой жизни ковры просто незаменимы они защищают от ветра и песка, позволяют разгородить помещение и, наконец, просто украсить временное пристанище. Турецкие ковры можно разделить на плетеные, они могут называться "хали", "келле", "седир", "секкаде", "намазли", и тканые, из которых самый известный - "килим", эти ковры без ворса, некрашеные, с кистями по краям.
Еще в XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло, проезжая через Анатолию, отметил, что в Турции ткут изумительные ковры и шелковые ткани. Самые древние ковры в Турции можно увидеть в стамбульском Музее ковров и килимов. Это ярко орнаментированные сельджукские ковры, обнаруженные в начале XX века при раскопках столицы сельджуков города Конья на юге Турции. В стамбульском музее также выставлены образцы турецкого ковроделия всевозможных стилей и рисунков. У каждого турецкого ковра - своя история, рисунок, узел, символ. Ковры ткут из шерсти, шелка хлопка и из смешанных нитей. Основные цвета в турецких коврах, как синтетических, так и натуральных, это красный - он символизирует богатство, зеленый - цвет рая, голубой - цвет величия и благородства, желтый - защищающий от неудач и черный, разрешающий жизненные проблемы. А орнаменты могут быть самыми разнообразными - от геометрических фигур до арабесок.
В Турции есть несколько регионов, специализирующихся на изготовлении ковров, и в определении места происхождения тканого изделия могут помочь орнамент, цвет, качество шерсти и стиль плетения. Причем орнамент современного тканого ковра наименее надежный признак, указывающий на место его производства. Узор ковра либо плод фантазии мастерицы, либо, что бывает чаще всего, четкое указание владельца ковровой лавки, заказавшего выткать наиболее популярный и модный в этом сезоне орнамент. Поэтому абсолютно нормально то, что в турецких семьях, живущих в районе. Джиханбейли, к северу от Коньи, ткут ковры, практические идентичные тем, какие ткут возле города Малатья, расположенного в нескольких сотнях километров восточнее.
Тематика орнаментов турецких ковров близка к орнаментам ковров Средней Азии, Афганистана, Персии и Кавказа. Яркий пример этому карские ковры, которые чрезвычайно похожи на кавказские. И это не удивительно, так как город Каре находится почти на границе с Арменией. Но очень похожие орнаменты, которые поразительно близки орнаментам кавказских ковров, используют и в Западной Анатолии, в городе Чанаккале, расположенном на северном побережье Эгейского моря, и таких его окрестностях, как Эзине и Коза. А ковры из Миляса, лежащего между Измиром и Фетхие, наоборот, являются последним достижением традиции, восходящей к коврам кочевников, о которых еще в XIV веке писал персидский географ Хамдаллах Казвини. На милясских коврах часто изображался тюльпан - этот цветок символизировал богатство, красоту и могущество султанов Османской империи. Кочевники Тавра (район Анталии) ткут напольные ковры, а их оседлые родственники в районе Яхьялы с XIV века ткут свою собственную версию лядикских ковров. Сами по себе лядикские ковры в этой местности полностью изменили свой вид. Они несколько тоньше и с растительным орнаментом и по красоте конкурируют с коврами из Хереке.
Конечно, когда-то многие орнаменты и цвета несли смысловую нагрузку, но сегодня они неизвестны даже ткачихе, хотя историки выяснили, что у каждого из пришедших в Анатолию тюркских племен была тамга Тамга, то есть племенной знак (чаще всего это была птица или зверь), изображалась на старинных коврах, но и сегодня в некоторых современных орнаментах можно увидеть стилизованные отголоски этих мотивов. Другим обычным мотивом является орнамент "элибелинде" - "руки в боки", чаще всего его можно увидеть на безворсовых коврах "килимах". Считается, что это изображение древней хеттской богини плодородия - толстой и подбоченившейся матери-земли. В других орнаментах есть что-то общее с китайскими иероглифами, с которыми тюрки познакомились в то время, когда вместе с монголами сражались возле Великой китайской стены Сейчас, конечно, нельзя точно распознать все те влияния, в результате которых узор ковра выглядит так или иначе, хотя продавцы ковров на любом рынке Турции могут сочинить историю об их происхождении. К таким историям следует относиться только как к рекламе и никак иначе, так как большая часть продающихся на турецких базарах ковров и килимов выполнена ткачихами по эскизам, выданным торговцами коврами, а выбор этих эскизов определяется исключительно веяниями современной моды.
Турецкие ковры олицетворяют собой непрерывные вековые традиции плетения и классифицируются - как и персидские ковры - по областям происхождения. Самые известные турецкие ковры называются "хереке". Это шелковые ковры, плотность узелков в которых (по этому фактору во многом определяется стоимость изделия) составляет от двухсот пятидесяти тысяч до миллиона на квадратный метр. Доминирующие цвета - темно-голубой, кремовый, желто-коричневый, желтый и зеленый. На этих коврах традиционно изображаются цветочные орнаменты, например, "101 тюльпан" или "Семь Цветущих Гор". В Карее ткут шерстяные ковры в кавказском стиле. Основные цвета - светло-голубой, кремовый и красный, плотность узлов на квадратный метр - около двухсот тысяч. Карские ковры в наиболее чистом виде отражают народную культуру этих мест Бергамские шерстяные ковры производят в старинном городе Бергама жители девяти окрестных деревень. Основные цвета - темно-красный и голубой. Из других центров ковроткачества стоит отметить ковры из Кайсери, Кулы, Лядика, Миляса, Таспинара, Яхуали, Хусака, Ягджибедира и окрестностей Анталии.
И фабричные и ковры ручной работы в Турции высочайшего качества, а ковровые ряды на турецких рынках занимают одно из почетных мест. Так что именно ковер называют самым турецким сувениром.
Юрий Сухоруков
Отдых и путешествия, № 12 июль 2001 г
Комментарии: