О Турции
Стамбул. Столица двух великих империй
В IV веке Великая Римская империя разделилась на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Дальнейшая история этих двух столиц поражает контрастностью их судеб - если первая за несколько десятилетий была уничтожена и разрушена варварами, то вторую ожидали века славы и величия, ей суждено было стать великим городом, столицей Византийской империи, имевшей влияние на весь мир раннего средневековья.
Слухи о красоте этого города распространились далеко за пределы государства. Император Юстиниан, правивший Византией с 527 по 565 год, человек властолюбивый и тщеславный, решил увеличить и без того гремевшую славу города и создать храм, который своими размерами и великолепием превзошел бы все что было построено в Константинополе ранее. Так в 532 году был заложен фундамент будущего храма святой Софии, которым и поныне восхищаются туристы.
Одержимый император ради создания храма, который стал бы символом его могущества, не жалел ничего и никого. Для разработки проекта были приглашены лучшие зодчие, в строительстве было занято более 10 тысяч рабочих, мраморные колонны были привезены из Рима, Афин, Эфеса, на строительство доставлялся редкий белоснежный, светло-зеленый и розовый мрамор, из различных городов империи в Константинополь свозили остатки античных зданий. Юстиниан сам наблюдал за ходом работ ежедневно после обеда, приезжая на стройку. Он настолько увлекся идеей соорудить храм который не имел бы себе равных ни во внешнем великолепии, ни во внутреннем убранстве, что приказал вымостить пол золотыми плитками. Однако его отговорили от этой затеи, и пол был выложен разноцветным мрамором. Купол храма поддерживали 107 колонн, иконостас включал 12 колонн из чистого золота, в драгоценных камнях отражалось множество огоньков серебряных лампад.
В 537 году, в день освящения храма, Юстиниан воскликнул "Слава всевышнему, который избрал меня для совершения этого великолепного дела! Я превзошел тебя, Соломон!". Да, храм святой Софии действительно затмевал своим великолепием легендарный иерусалимский храм. За его красоту народу Константинополя пришлось немало заплатить - в годы строительства налоги разоряли народ, даже чиновникам почти не платили жалованье. Люди нищенствовали, в то время как София хорошела, богатела и день за днем превращалась в прекраснейшую красавицу, невиданное ранее чудо.
До сих пор храм святой Софии является одной из главных достопримечательностей Стамбула. Ни деспотичный жестокий нрав Юстиниана, ни голод и нищета народа, ни бунты во времена его правления - ничто не помешало православной церкви причислить создателя Софии к лику святых, а истории - присвоить ему эпитет "великий".
За свои века Софии немало пришлось пережить. Воздвигнутая как православная церковь, во времена Османской империи она была превращена в мусульманскую мечеть вокруг построили минареты, кресты заменили на полумесяцы, исчезли мозаики, иконы но появились михраб - ниша, обращенная в сторону Мекки и мимбар - место для проповедей имамов. Так изменив лишь некоторые архитектурные детали, христианскую святыню превратили в мусульманскую. Хотя некоторые верные христиане долго не могли смириться с тем, что прекрасная София служит теперь исламу. В храме есть стена, приложив ухо к которой, можно услышать легкий шум. Находчивые христиане легко нашли объяснение этому загадочному явлению, которое и оправдывало святую Софию, служащую отныне исламу, и вселяло надежду на ее возвращение к своей христианской первооснове. Так, по преданию, в день штурма турецкими войсками Константинополя в церкви собралось 10 тысяч верующих. Когда турки ворвались в храм, священник, читая молитву, исчез в стене. Шум, доносящийся из одной из стен храма, - это, по мнению христиан, все еще произносимая им молитва. И некоторые до сих пор верят, что когда-нибудь священник выйдет из стены и завершит свою службу.
В 1935 году правитель Турции Кемаль Ататюрк объявил Софию музеем, и она перестала быть предметом распрей между христианами и мусульманами.
Но вернемся к византийскому прошлому Стамбулу, в те времена, когда он был еще Константинополем, Царьградом, о богатстве которого ходили легенды. "Какой красивый город! Сколько в нем монастырей, дворцов, построенных с удивительным мастерством! Было бы слишком утомительно перечислять, каково здесь изобилие богатств всякого рода, золота, серебра, разнообразных тканей и священных реликвий", - так отзывались об этом городе те, кому посчастливилось в ту пору побывать в нем.
Но близилась эпоха крестовых походов (конец XI - XIII вв ), и Византия оказалась одной из жертв алчных крестоносцев, чья страсть к наживе была воспалена подобными рассказами путешественников.
В период крестовых походов были разрушены сотни церквей, редчайшие памятники искусства уничтожены или вывезены из страны, хранилища ценнейших рукописных книг сожжены. "От происходящего разум содрогается, и человечество краснеет от стыда", - писали современники. Одна из латинских хроник, описывающая "подвиги" крестоносцев в византийской столице, так и называлась - "Константинопольское опустошение".
К концу XIII века Константинополь освободился от власти крестоносцев. Однако конец разорительных крестовых походов стал началом упадка могущественной Византийской империи. Несмотря на вновь завоеванную независимость, весь XIV век империя неуклонно шла к гибели. Даже внешний облик Константинополя красноречиво говорил о закате его славы - императорские дворцы разрушены, дома вельмож похожи на развалины, улицы и площади в запустении - все свидетельствовало о том, что пора его процветания миновала.
Но конец одной империи стал началом другой, не менее могущественной, а гибель Константинополя стала рождением Стамбула, не менее прославившегося. Дело в том, что в XIV веке турецкие султаны из династии. Османа полностью подчинили себе Малую Азию, в XV веке они захватили почти все владения Византии на Балканском полуострове. Следующей их целью был Константинополь. Правивший в середине XV века султан Мехмед второй решил либо он захватит византийскую столицу, либо откажется от трона. Надо сказать, что, заявляя это, он нисколько не рисковал своим троном, потому как считал, что захватить ослабленный полуразрушенный город сильной турецкой армии вовсе нетрудно. Но иллюзия о легкости завоевания Константинополя разрушилась у Мехмеда после первого же штурма. Лишь после двух месяцев ожесточенных боев город пал. Турецкая армия хлынула в город, как бушующая река, все сметая на своем пути ни одно место не осталось не обысканным и не ограбленным. "Пленные и сокровища пусть будут вашей добычей, - сказал Мехмед своим воинам, - мне же не нужно ничего, кроме стен этого города".
Так на месте Константинополя, столицы бывшей Византийской империи, появился Стамбул - столица новой Османской империи.
Откуда произошло название Стамбул, точно неизвестно. По одной из версий, слово Стамбул, или по-турецки Истанбул, является результатом постепенной трансформации прежнего названия города - Константинополь - в рамках норм турецкого языка.
На протяжении 10 веков бывший оплотом христианства, Царьград превратился в цитадель мусульманства, на 5 веков став столицей огромной Османской империи.
Современный Стамбул чудесным образом сочетает в себе памятники двух цивилизаций, двух культур - византийской и турецкой. От первой остались храм святой Софии, подземное водохранилище, старинный монастырь, в котором сейчас находится музей Кора (в нем представлена уникальная коллекция фресок и мозаики византийского периода) и много церквей, от второй - Голубая мечеть, мечеть Сулеймана, дворец Топкапы, дворец-музей Долма Бахче и др.
В Стамбуле можно увидеть храмы, похожие и на христианскую церковь, и на мусульманскую мечеть. Этому есть простое объяснение. Новые турецкие хозяева города оказались практичными людьми, и для того, чтобы воздвигнуть свои святыни, они не стали разрушать прежние - лишь пристроили к христианским соборам свои минареты, закрасили мозаики, затем переименовали их в мечети и стали совершать мусульманские молитвы. Поэтому многие соборы византийской поры не были разрушены турецкими завоевателями и сохранились до наших дней. И реставраторам пришлось только расчистить верхний слой на стенах некоторых мечетей, чтобы обнаружить под ним уникальные росписи и мозаики ранне-византийского периода.
Несмотря на многочисленные войны и разрушения, которым неоднократно подвергался этот город на берегах Босфора, все же судьба была благосклонна к нему. Менялись эпохи, цивилизации, империи, правители, преображались и внешний облик города, и дух его жизни, но тысячелетиями неизменным оставался его статус столицы могущественного государства средневековья, каким была Византия до XIV века и каким стала Османская империя после XIV века, заняв важное место на политической арене мира и играя далеко не последнюю роль в международных отношениях.
Об османском периоде в истории Стамбула читайте в следующем номере нашего журнала
Анастасия Фатеева
Отдых и путешествия, № 16 сентябрь 2001 г.
Читайте здесь еще о Турции!
12.04.14 Ваше имя* Оставить сообщение
12.07.11 оксана Оставить сообщение
19.06.11 olca Оставить сообщение
Комментарии: