О Таиланде
Путешествие в Тайланд
Также читайте:
Аюттая - первая столица Сиама
Пять утра. Отправляемся в древнюю столицу Сиама Аюттайю (Ayudhaya). В 6.40 к гостинице подали микроавтобус. Раннее утро дышало свежестью. Маленькая птичка, попрыгивая у колес автобусика, искала свой завтрак. Несмотря на ранний час, люди спешили по делам.Сукхотай расположен в 427 км к северу от Бангкока, возвышающимися над руинами стен старого города. Название города, кстати, переводиться как заря счастья. Город Сукхотай основан в 1238 как кхмерское поселение. Через небольшое время Сукхотай становится столицей независимого королевства, которое просуществовало 120 лет. Сейчас это место находится под защитой ЮНЕСКО.
Автобус заехал еще в две гостиницы и, таким образом, набрался полный экскурсионный комплект.
В семь утра уже довольно жарко. Днем обещали 40 градусов, а через два дня должно наступить самое теплое время в Таиланде, когда на солнце обычно бывает до 47.
Таиланд в географическом отношении делится на четыре основные части: Север, Северо-восток, Центр и Юг.
В каждом районе свой особый языковый диалект, его жители отличаются: северяне - более светлые, почти белые, южане - темные.
На Севере помимо коренного тайского населения проживают шесть горных племен, самое крупное из которых - мео. Эти племена до сих пор ведут натуральное хозяйство, выращивают кукурузу, просо, ячмень, овощи. Однако основная статья их дохода - выращивание опиумного мака, что приводит к конфронтации с официальными властями: производство наркотических веществ в Таиланде запрещено и карается смертной казнью.
Власти на протяжении многих лет пытаются решить эту проблему, разрабатывали программы переселения в специальные поселения в долинах, где обучают их современным методам ведения сельского хозяйства, тайскому языку и грамоте.
От Бангкока до старой столицы около 100 километров. Аюттайя была преемницей Сукхотай, которая, согласно историческим хроникам, была первой столицей тайского государства в XIII веке. Расцвет Сукхотайя длился более ста лет и оказал важное влияние на развитие Таиланда в целом.
К северу от столицы простирается район центральных долин с изумрудного цвета рисовыми полями. Дорога показалась не очень интересной. Пейзажи ровной долины, как правило, скучноваты. Пыльные пальмы почему-то напоминали нашу серую, придорожную ольху. Некоторое разнообразие вносили, правда, вдруг появлявшиеся цветущие деревья, богато убранные желтым, как праздничные облачения Будды... В одном месте дорога то ли ремонтировалась, то ли строилась заново. Грузовики и краны, поднимая тучи пыли, толкались тут, как потревоженное стадо слонов.
Король Рама I был покровителем сиамской культуры, религии и права. По его распоряжению были отстроены многие сиамские дворцы и храмы, а законодательство обновлено.
Бангкок с его роскошными универмагами, улицами, забитыми японскими и немецкими автомобилями, толпами управляющих, студентов, модно одетых женщин, кажется очень далеким от деревень в глубинке, где многие крестьянские семьи по-прежнему живут в плетеных из пальмовых листьев хижинах с земляными полами.
Обогнали процессию "новых монахов", цветасто разодетую, с розовыми зонтиками и с какими-то "дарами" в желтых мешках. Они направлялись в храм на ежедневную утреннюю молитву. Уже спозаранку вереницы бритоголовых монахов различного возраста тянутся по улицам и дорогам, собирая подаяния. По канонам Буддизма монахи не могут прикасаться к деньгам, поэтому свое пропитание они получают в виде милостыни. Мыло, сигареты, спички и другие предметы первой необходимости им покупают храмовые служки - мальчики 10-12 лет, учащиеся в школах при храмах.
Доходы буддийской общины складываются из подношений и подарков населения, из доходов от церковного имущества, главным образом земли, правительственных дотаций и ростовщичества. Стоимость подношений учесть невозможно. Подарки могут быть всякими: это и продукты, и драгоценности, и деньги, и одежда, материя, книги, строительные материалы, свечи и т.д. Население также готовит пищу для монахов, некоторые верующие добровольно обрабатывают монастырские земли, пасут скот, украшают резьбой и росписью стены монастырей, жертвуют деньги на сооружение статуй Будды. Словом, в целом доходы немалые, ибо в Таиланде, пояснил экскурсовод, до 95 процентов населения исповедуют Буддизм. Однако настоятели монастырей обязаны предоставлять церковным властям ежегодный отчет о доходе своей общины.
Наш гид купил у местного жителя мешочек рисовых "чипсов" и угостил всех. Эти "чипсы" большие, некоторые с ладонь, вкуснее тех, что в Америке и Европе делают из картофеля.
Первая остановка туристической программы: Панунгчаенг ("Panunchaeng Temple") - один из старейших буддийских храмов, построенный, как предполагают, в Х веке. Почти все внутреннее пространство храма занято огромной позолоченной статуей сидящего Будды. Место почитаемое. Много верующих, в том числе откуда-то приехавших и устроивших процессию с музыкой, исполняемой на старинных инструментах, с ритмическим, вдохновенным пением.
Большинство имен Королей Сиама, являются скорее титулами чем реальными именами. Не было принято обращаться к Королю по имени и, во многих случаях, имена Королей теперь не известны. Даже титулы часто сомнительны. У Каждого Короля была золотая пластина, на которой были написаны все его имена и титулы , но они были все потеряны, когда Аюттхайя была разрушена бирманцами в 1767.
Сидевшие в храме одетые в желтое монахи окропляли священной водой к ним подходивших. Верующие возжигали свечи, клали цветы, кто-то принес в дар Будде огромный кусок желтой ткани, и двое-трое, вскарабкавшись в высоту храма, одевали этой материей золоченого гиганта. Люди в процессии, игравшие на старинных инструментах, в том числе с энтузиазмом бившие в огромные барабаны и громко распевавшие, приехали, как пояснил экскурсовод, издалека благодарить Будду этого храма за совершенное им по их молитвам благодеяние.
Около храма река и на берегу ее - базарчик. Здесь дам заинтересовали плетения из рисовой соломы, особенно шляпы разных форм и для разных надобностей, например, для работы в поле.
Следующий пункт программы - старинный монастырь, теперь полуразрушенный, но еще действующий: есть и храм, кругом которого, в тени деревьев, хижины монахов.
Племя Meo ( в переводе означает - варвар ) были исконным населением южного и юго-восточного Китая, имея характерные взгляды и черты китайцев, и в горы были вытеснены только наступлением народа хань. Они гордятся тем, что выше их не живет никто, кроме горных парнокопытных.
В XIV веке король Рама Тибоди (Rama Thibodi) - основатель первого сиамского государства в пределах центрального и нижнего течения Чао Прайи (Менамы), на части территории нынешней Бирмы и на Малайских островах и строитель древней столицы царства Аюттайи, учредил этот монастырь в качестве идейного и идеологического центра государственности. Другой царь, У Тонг, послал монахов учиться буддийской премудрости в Шри-Ланку. Ему принадлежит честь окончательного устроения монастыря.
Первое, что приковывает взор в монастыре, - огромная статуя лежащего Будды, в позе приготовления к отходу в ВЕЧНОСТЬ. Вокруг полуразрушенного храма бесчисленный ряд одинаковых статуй Будды. Небольшая часть храма открыта для молитвы. Мы увидели здесь верующих, покупавших тоненькие листочки сусального золота и наклеивавших их на статуи, после чего монах проводил по листочкам кистью, закрепляя золочение. Многие статуи казались чешуйчато-шершавыми от этого золота, принесенного в дар божествам и храмам.
Мы обошли храм вокруг, вдоль нескольких рядов многочисленных Будд, образовавших правильным четырехугольником храмовое ограждение. За этим своеобразным барьером из белых фигур, взиравших на проходивших мимо с полным бесстрастием, виднелся неплохо ухоженный сад и хижины в зелени пальм.
Становилось жарко. Несколько в стороне от храмовых построек стоял балаганчик с напитками. Сели в тенечке выпить холодной кока-колы. Около нас маленькая девчушка забавлялась с подрастающими двумя щенками. На витрине балаганчика наклеена голая девица, рядом - буддийская божница.