О Таиланде
Путешествие в Тайланд
Также читайте:
Сказка, застывшая во времени - Королевский дворец
Без затруднений добрались до Большого дворца. Его еще называют Королевским. Это своего рода Бангкокский кремль. 100 батов за вход, и в подарок - прекрасная брошюра. Как и подобает при посещении святых для каждого народа мест необходимо соответственно одеться. Нельзя сказать, чтобы требования были очень жесткими. И все же не вздумайте придти сюда в шортах, футболках или шлепанцах. Бдительная стража тут же встанет перед вами непреодолимой стеной.Фильм о короле Монгкуте, «Король и я» запрещен в Таиланде. Однаков в 1985, Его Величество Король и Королева пошли посмотреть «Король и я» на большом экране на Бродвее.
Описать, что увидели во дворце, невозможно. Неповторимая сказка. Столько художественного вымысла, исполненного в оригинальном стиле, с буддийской, отчасти индуистской, символикой, такая роскошь форм, красок, блеск золота, что "ни в сказке сказать, ни пером описать".
Территория Королевского дворца раскинулась на площади в 218 тысяч квадратных метров и окружена высокой белой каменной стеной протяженностью 1900 метров. Каждая из четырех стен имеет по несколько башенных ворот, а по углам этого огромного четырехугольника - шестигранные бастионы. Стены возведены в 1783году, этому же времени относится и сооружение самого дворца. На его территории помимо королевской резиденции находится и одна из самых главных святынь Таиланда - храм Пра Кэо со статуей Изумрудного Будды. Он построен в конце XVIII века королем Рамой Тибоди I, основателем королевской династии Чакри, правящей и поныне, в стиле классической тайской архитектуры. Сняв обувь, прошли во дворцовый храм.
Едва вы поднимаетесь по небольшой . мраморной лестнице в главный зал храма, как на высоком золотом алтаре, напоминающем небесную колесницу индуистских богов, какие во множестве изображены на настенных фресках в Индии, перед вами предстает легендарный Изумрудный Будда. В полумраке он мерцает слабым синевато-зеленоватым светом. По обе стороны статуи помещены две стеклянные сферы, символизирующие солнце и луну. У ее основания находятся богато украшенные вазы, чаши с благовониями, всевозможные подношения и дары.
Это 75-сантиметровое изваяние, найденное в 1464 году в Чианграе (Chiang Rai), на севере Таиланда, неподалеку от границы с Бирмой (Мьянмой), сделано из цельного куска халцедона, по одной версии, по другой - жадеита. Это национальная святыня, почитание которой, согласно местным поверьям, несет процветание королевскому дому и всей стране.
Перед образом Изумрудного Будды склоняются и простой люд, и министры, и сам король. Трижды в год Его королевское Величество меняет одежду Просветленного. В хорошую погоду его облачают is накидку, украшенную алмазами, в сезон дождей - в позолоченную, расшитую синими солнцами. Одеяние из чистого золота и эмали согревает его в холодное время года. Ритуал облачения в новые одежды всегда таинственен: в эти минуты король остается один на один с Буддой за плотно закрытыми занавесами.
Памятник 'Victory Monument' в Бангкоке был построен в 1941 Phibul Songkran, по случаю поражения Франции в Индокитае годом ранее. Само название монумента, однако, имеет мало общего с победой. Через четыре года и после поражения Японии, Таиланду пришлось снова попасть под влияние Франции.
Чтимый всеми тайцами Изумрудный Будда пережил, пожалуй, все важнейшие перипетии истории Таиланда. Когда-то статуя украшала храм Пра Кэо в Чианграе, столице первого тайского государства Ланнa. Затем ее переправили в Лампонг, где она и находилась до того, как корольТилок (Tilok) перевез статую в Чиангмаи (Chiang Mai) - новую столицу Ланны. Позже король Джаяджета (Jayajettha) из Луанг Прабанга (Luang Prabang), чьей матерью была принцесса из Чиангмая, был приглашен на освободившийся престол. После сравнительно непродолжительного правления в Чианмае он вернулся к себе на родину в Луанг Прабанг, захватив с собой и эту святыню. Там статуя находилась долгое время. Но в конце концов была снаряжена военная экспедиция, в ходе которой тайцы вернули свою святыню. Когда полководец Чао Пья Чакри, короновавшийся под именем Рама I, построил Бангкок и возвел Королевский дворец, Изумрудный Будда был торжественно воцарен в новый храм.
Здесь же во дворце напротив алтаря король Рама III воздвиг в честь своих предшественников две статуи стоящего Будды. Предметом глубокого почитания служит также статуя сидящего Будды (Sambuddha-bami Buddha) - водруженная королем Монгкутом, Рамой IV (1851-1868гг.). Стены и потолок Ват Пра Кэо покрыты тонкой, высокохудожественной росписью, воспроизводящей сцены из жизни Будды.
Кроме обычного входа в главный зал, есть еще два парадных, пользоваться которыми могут только король и королева. Створки этих дверей вырезаны из тика и отделаны перламутровыми раковинами. Королевский вход с обеих сторон охраняют бронзовые львы, привезенные из Кампучии еще Рамой I.
Внешние стены храма красиво декорированы голубыми и золотыми цветами. Главный зал обнесен невысокой белой стеной, вокруг которой располагаются 12 павильонов, каждый из которых - произведение тайской национальной архитектуры.
Долгое время этот дворец служил не только королевской резиденцией, но и канцелярией со множеством министерств, сегодня на его территории осталось только одно министерство.
Храмовые ансамбли включают также многочисленные ступы - устремленные ввысь обычно конусообразные сооружения. Некоторые ступы - чеди - лишены внутреннего пространства. В отличие от них пранги имеют внутри полость для реликвария. Ступы могут быть и самостоятельными сооружениями.
На "Верхней террасе" выделяются четыре главных монумента: Рака в форме золотой чеди, Хранилище буддийских религиозных книг, модель храма в Ангкоре (древняя столица Камбоджи, или Кампучии), подаренная королю Монгкуту, а также Королевский пантеон, где установлены статуи всех монархов ныне правящей династии. Вокруг этих сооружений "обитают" многочисленные мифические дива - плод богатейшей фантазии местных скульпторов и художников. На площадке пониже, к северу от "Верхней террасы", расположены три весьма интересных здания. Это - Библиотека, западный фасад которой считается самым красивым во всем Бангкоке, остроконечная "вихара", украшенная изразцами из кафеля и фарфора, и мавзолей Королевской семьи, где хранятся кремированные останки некоторых ее членов.
Вся территория дворца окружена галереями с настенными фресками, изображающими историю Рамакиен (Ramakien) в первой, тайской, версии индийского героического эпоса "Рамаяна".
Король Монгкут (Король Рама 4) был первым азиатским монархом, который свободно говорил и писал на английском.
Комплекс Махамонтиен (Mahamo-ntien) состоит из трех основных зданий. В Зале аудиенций Амариндра (Audience Hall ofAmarindra), где перед троном, над которым висит 9-ярусный полог из белой ткани, обычно проходили церемониальные приемы двора. За троном стоит алтарь в виде ладьи, за которым находится дверь во внутренние покои. В Зале Паисал (Paisal Hall) совершается церемония коронации монархов. В центре зала, между креслами для почетных гостей и алтарем, на котором покоится фигура, символизирующая Сиам, именуемая "Пра Сиамадевадхирадж" ("Pra Syamadevadhiraj"), или коротко "Пра Сиам" ("Pra Syam"), молились за благоденствие государства. Из зала Паисал попадаем в переднюю часть здания Чакрабардибиман (Chakra-bardibiman), которая служила резиденцией королям Рама I, Рама II и Рама III. Здесь по традиции короли проводили после коронации хотя бы одну ночь, чтобы показать, что официально приступают к своим монаршим обязанностям. На двери этой резиденции красуются знаки государственной власти - Лев (министра внутренних дел), Слоноподобный Лев (министра обороны), Бог Кристального Лотоса (министра иностранных дел) и другие. Поднявшись на несколько ступенек, король попадал в гостиную жилых покоев, слева от которых размещалась опочивальня, справа - рабочий кабинет.
Едва покидаешь комплекс Махамонтиен, как оказываешься в сказочном саду с причудливо подстриженными деревьями и зелеными лужайками, среди которых разбросаны столь же причудливые фонари. Ощущение такое, будто ступил на игрушечный макет, правда только огромного размера. Лишь мельтешащие толпы людей возвращали к реальности.
Перед лужайкой белеет, красуясь ажурными резными башенками с позолотой, Дворец династии Чакри. Его построил корольЧулалонгкорн (Chulalongkom), или Рама V(1868-1910 гг.). Сегодня функционируют только два его крыла, где проходят приемы. В центре здания расположен тронный зал, где проходят официальные церемонии вручения верительных грамот иностранными послами. Зал украшают четыре картины, изображающие прием королевой Викторией посла короля Монгкута в Лондоне, прием королем Луи XIV в Версале делегации короля Нараи, прием королем Монгкутом французского посла и прием императором Наполеоном III сиамской миссии.
После смерти короля Рамы его прах, согласно традиции, был захоронен под самой крышей центральной башни дворца.
Впечатление от всего огромное...
Не успели "переварить" увиденное, как через несколько кварталов вновь пришлось "диву даваться".
Грандиозным величием поражает храмовый комплекс Ват По (Wat Pho), или Ват Четупон (Wat Chetuphon). Основанный в XVI веке это самый старый и большой храм с самым большим числом пагод (всего 95) в городе. Здесь был первый открытый университет Таиланда, где его слушатели обучались на факультетах литературы, археологии, астрологии и медицины.
Всю его северо-западную часть вдоль стены занимает гигантская статуя Лежащего Будды: 46 метров в длину и 15 метров в высоту. Его едва заметная улыбка, как бы говорящая о тленности мира и понуждающая философски-спокойно относиться к превратностям судьбы, завораживает. Огромная статуя изображает Будду в момент его погружения в нирвану, что, согласно буддийским летописям, произошло в 543 году до н.э. Статуя изготовлена из кирпича и цемента, а сверху покрыта золотыми пластинками. Ступни ее отделаны перламутровыми раковинами, причем все пальцы одинакового размера.
Роскошно внутреннее убранство храма: причудливые узоры мраморного пола дополняются изысканной росписью стен и красно-золотым декором потолка. Одна из достопримечательностей храма - четыре больших буддийских захоронения. Все они построены в разное время и различны по цвету. В них покоятся останки четырех первых королей династии Чакри. Строительство храма, начатое в конце XVIII связано с именем Рамы I. Выделяется главный зал с окружающими его галереями, в которых находятся около 400 статуй Будды. Галереи окружает невысокая стена с восемью воротами, каждые из которых охраняют по два бронзовых льва.
Примечательна необычная преемственность трона в случаеРама III: согласно традициям, на основании того, что он был сыном любовницы, а не королевы. Он опередил в праве на трон принца Монгкута, который был законным сыном Буддха Лоетла Нафалая, рождённым от королевы Шрисурьендра.
За пределами Большого королевского дворца и храмовых комплексов почти сразу же окунулись в жизнь простых людей. Бесконечные рынки, предложения попробовать перечных тайских яств, темные проходы вдоль реки, где теснятся склады, конторы и жилища. Все это не только подступало к реке, но и занимало часть ее водного пространства старыми плавучими посудинами, в которых обитали люди.
Долгое время из-за огромного числа каналов, пересекавших город во всех направлениях, Бангкок называли Восточной Венецией. Ныне большая их часть засыпана и превращена в улицы, а оставшиеся используют в основном торговцы овощами и фруктами - привозят товар на городские рынки или прямо торгуют с лодок.
На фоне возвышающихся небоскребов в многочисленных рукавах реки виднелись какие-то уму непостижимые нагромождения - то жилища людей...
Мы прошли к "перевозу" по крытым Бог •весть чем узким переходам прибрежных построек. Внешнее убожество не означало, впрочем, отсутствия некоего достатка. Видно было, что люди здесь успешно делали свой бизнес... В одном месте, на пороге, можно сказать, лачуга, сидела чисто и прилично одетая девушка с книгой на коленях. Читала она что-то совсем нелегкомысленное, судя по книжке. Еще раз мы могли убедиться, что люди, даже бедных кварталов вроде этой набережной, одеты, хотя и в неновое, но всегда в чистое...
Чистота у них вроде культа. Что касается реки, то можно ужаснуться, насколько она грязна. Как люди стирают в ней свою одежду? Своеобразный "не дворцовый" аромат - запах человеческой жизни - сопровождал нас, пока мы искали переправу через реку к еще одному удивительному памятнику религиозной культуры - Храму Зари, или Ват Арун (Wat Arun). Хотя до храма можно дойти по специально проложенной к нему дороге, многие предпочитают добираться сюда, переправившись на лодке и поднявшись затем по длинной лестнице.
Около моста через реку - ресторан. А за мостом уже не Бангкок, а Старый город - Тонбури (Thonburi).
С моста, дугой поднявшегося над широкой рекой, замечательный вид на обе стороны реки. Красиво сочетание воды, зелени и ярких пятен буддийских монастырей и храмов.
Было около часу дня. Солнце пекло неумолимо.
В такую жару приятно зайти в самое, что ни есть, простое местечко с тенью, где тебя не понимают и ты ничего не понимаешь. Однако стоит улыбнуться и взамен возникает улыбка, подается стул, стакан чего-нибудь холодного; сидишь среди приветливых людей. Тут и красивая девица подойдет, блестя зубками и золотыми украшениями.
Наконец добрались до Ват Аруна - священного места буддистов. Он стоит на берегу Чао Прайи. В окружавших монастырь храмах и школах переливались колокольчики, во множестве подвешенные под крышами и звонившие от малейшего дуновения воздуха.
Присели на скамеечку под деревом. Тень дерева и протекавшая вблизи река навевали нечто вроде прохлады в раскаленный, как в сауне, окружающий мир. Справа - ажурная красная решетка, контрастировавшая с белым своим основанием и крепившими ее также белыми столбиками. Над решеткой - национальные флаги в пять поперечных цветов: в середине флага широкая синяя полоса, сверху и снизу которой белые и красные полосы, более узкие. За решеткой - величественное, устремленное к небу своей центральной башней, здание храма Ват Арун. То и дело мимо проходили монахи в оранжевых одеждах, с обнаженными рукой и плечом: старики, юноши, мальчишки, иногда лет пяти.
Можно было долго сидеть здесь, наблюдая происходившее вокруг и любуясь древними, изумительно прекрасными формами храмового комплекса. За спиной - река с тарахтевшими моторными лодками, жаждавшими заработков от туристов, коих здесь были несметные стада...
Перед нами - базарчик. Меж лотков его три девушки устроились обедать; китайскими палочками отправляя в рот нечто вроде вермишели, они без умолку стрекотали и заливисто смеялись.
Оставалось уплатить 10 батов, войти в монастырь и взглянуть на его сказочную красоту, услышать перезвон колоколов.
Ват Арун сооружен на месте находившегося здесь ранее Ват Чанга в XVIII веке. Пять его шпилей под лучами солнца играют всеми цветами радуги. В нише центрального из них помещено рельефное изображение Индры, сидящего на трехглавом слоне. В нишах четырех остальных, меньших по размерам, хранятся статуи бога Луны.
Туристы карабкались по ступеням, круто поднимавшимся почти к завершению храмового обелиска: по винтовой лестнице центрального шпиля можно подняться на две смотровые площадки, с которых открывается великолепный вид на Бангкок. На нижней из них в четырех нишах изображены четыре важнейших события из жизни Будды: его рождение, просветление, первое обращение к людям, погружение в нирвану Основанием всех пяти шпилей храма служат каменные террасы с изображением сцен и отдельных героев тайской мифологии.
Ват Арун - совершенно особое произведение искусства. Он привлекателен замечательными прангами. Вся громада храмового комплекса с его высоким шпилем отделана миллионами кусочков китайского фарфора. Потому его еще называют Фарфоровым храмом. Его центральная пранга - самая высокая во всем Таиланде - с 20-этажный дом.
Храм, возвышающийся на 86 метров, в окружении других великолепных по архитектурному замыслу строений, поддерживавших идею устремления к небу, - воплощал великую общечеловеческую идею...
Особенно таинственно и величественно он выглядит в дымке раннего утра, озаряемый лучами восходящего солнца.
Несколько раз обошли вокруг, удивляясь сложности архитектурного замысла и трудоемкости работ при возведении этой громады, которая издали представляется изящной игрушкой.
Хорошо было идти "домой" уже знакомой дорогой. Город погрузился во тьму тропической ночи. Улицы постепенно остывали после дневного жара.