Об Италии
Арабо-норманская культура Сицилии
Также читайте:
Арабские корни остались, например, в названиях многих городов, таких как "Калатафами", "Калашибетта", "Кальтанисетта", "Кальтаджироне", "кальтабелотга" и других, происходящих от арабского слова "кала" или "кальта", что в переводе означает "замок", "крепость".
Тем не менее, все мусульманское, что мы находим в Сицилии, особенно в ее искусстве и архитектуре, восходит к норманскому периоду. Можно предположить, что все мусульманские памятники были разрушены норманнами после завоевания Сицилии, а затем при участии мусульманских мастеров, как местных, так и прибывших из Персии, были созданы дошедшие до наших дней памятники. Являясь мостом, соединяющим Европу, Азию и Африку, культура Сицилии и ее памятники удивительным образом синтезируют эти три континента. Такой сплав можно увидеть, например, в Палатинской капелле в Палермо, где западная архитектура, представленная трехнефной базиликой, богато декорирована византийской мозаикой и арабской живописью.Эта капелла была построена по воле первого христианского короля Сицилии Рожера II в 1143 году. Но, как уже говорилось, этот человек, "независимо от своей принадлежности к христианскому миру, хотел создать самое лучшее, и поэтому для украшения стен он вызвал не романских художников, а византийских мастеров мозаики, для декорации потолка вызвал не христианских плотников, а величайших мусульманских мастеров, и в результате получил шедевр".
Некоторые из мусульманских мастеров, по всей вероятности, были по происхождению из Египта, другие - из Месопотамии и Сирии. Ими были построены потолки собора, как боковые покатые, так и сталактитовые. Живопись на потолке, выполненная темперой на тонком слое штукатурки, представляет образы реального и ирреального миров: играющих на инструментах и пирующих мужчин и женщин; сцены охоты; зверей; растений и монстров.
Как уже было сказано, стены украшались не романскими художниками, а византийскими мастерами мозаики, которые покрыли удивительной вязью прстранства над цоколем, абсиду и купол. Сюжеты из Ветхого и Нового Завета, изображенные в капелле, имели не только художественное, но и идеологическое назначение. И действительно, византийская мозаика ставила перед собой цель воспитать и просветить верующих, открыв перед ними сокровенную тайну христианской веры. Функция живописи и мозаик католических церквей аналогична функции музыки в реформистской церкви: приблизить верующего к Богу. Кроме Палатинской капеллы, в Палермо можно увидеть и другие церкви, украшенные византийской мозаикой. Это Санта Мария дель Аммиральо (Адмиральская), или Марторана, построенная в 1143 году сирийцем Георгием Антиохским, адмиралом Рожера П. Майон из Бари, адмирал Вильгельма I, построил в 1154 году церковь Сан Катальдо. Наружные и внутренние части Палермского собора, построенного в 1185 году на месте бывшей мусульманской мечети, претерпели многочисленные изменения. За перегородкой в правом нефе расположены могилы королей и членов их семей: Рожера II, его дочери Костанцы, императора 1 Германского рейха Генриха IV, сына Костанцы и Генриха, тоже императора и короля Сицилии, Фридриха II.Чтобы лучше понять величие норманского периода, не надо забывать о том, что Сицилия бьша не только мостом, соединяющим Европу, Азию и Африку, но и центром Средиземноморья в эпоху, когда море значило так много. К тому же до открытия Америки, повернувшего колесо истории к берегам Атлантики, оставалось целых 350 лет. В ряду различных причин, объясняющих богатство и престиж Сицилии этого периода, стоит и ее выгодное географическое положение. Именно благодаря ему, а также норманским королям, Сицилия господствует на западном Средиземноморье, завоевывает часть территории Туниса и идет войной даже на Византию, завоевав и разрушив Салоники. В эпоху норманнов появляется огромное количество религиозных и общественных построек, в том числе и Домский собор в Чефалу, собор в Монреале и другие. Дело в том, что после 250 лет мусульманского господства нужно было вновь христианизировать Сицилию, особенно ее западную часть, а, значит, построить как можно больше христианских храмов.
Строительство имело целью не только заполнить недостаток христианских зданий в мусульманскую эпоху, но и продемонстрировать нерушимое единство политической и религиозной власти. Тем более, что по специальному папскому указу норманские короли, правившие до 1713 года, и последовавшие за ними другие короли и вице-короли получили привилегию быть главой и христианской церкви. Как видно из мозаики церкви Санта Мария дель Аммиральо и Кафедрального собора в Монреале, норманские короли получали корону не от Папы, а от самого Христа. Таким образом, политическую власть норманские короли Сицилии получали непосредственно от Бога, без всякого посредничества и вмешательства папства. Активная деятельность в области строительства являлась, следовательно, для норманской монархии инструментом одновременно религиозным и политическим, и на территории всей Сицилии возводятся сотни святилищ, аббатств, монастырей, обителей, часовень, церквей, соборов и епископских резиденций.
В их число входит также Кафедральный собор в Чефалу, основанный Рожером II в 1131 году. Строительство этого храма преследовало двойную цель: продемонстрировать политико-религиозную власть короля и христианизировать исламизированное в период арабского господства население. Мозаика, украшающая абсиду, свод и пребистерий, восходит к 1148 году.
Здесь над всеми изображениями господствует суровая фигура Христа Избавителя. Шедевром норманской архитектуры считается Собор в Монреале, базилика в форме латинского креста, основанная Вильгельмом II в 1174 году. Стены интерьера, площадью 6.340 кв.м, полностью покрыты мозаичными декорациями.
Здесь также над сценами из Ветхого и Нового завета - с сотворения мира до Деяний апостолов -доминирует фигура Христа Избавителя.
В число пристроек церкви, секуляризированных в Сицилии в 1866 году, входит также примыкающий к основному зданию монастырский двор бенедиктинцев, построенный в 1175 году. Это замечательный образец сотрудничества христианских и мусульманских мастеров, гармоническое соединение двух культур.
"Приглашение в Сицилию", 2003 г
. Ощущение что попадаешь в другой мир эпоху средневековья таинственности и какой-то душевной загадочности
08.05.21 Амели Оставить сообщение