Об Италии
ВЕНЕЦИЯ И СМЕРТЬ
Также читайте:
- Венеция
- Карнавал в Венеции: возможность побывать в прошлом
- Гондолы Венеции
- Венеция. Площадь Сан Марко
- Дворец дожей (Палаццо дукале)
- История Венеции
- Один день в Венеции
- Полезные сведения о Венеции
- Венеция — о водной стихии и городе
- Аэропорт Венеции
- Достопримечательности Венеции
- Отзыв о посещении Венецианские виллы
- Сувениры в Венеции
По правде говоря, никакой Венеции нет и быть не может. В то время как почти каждый великий город - Париж, Берлин, Москва, Амстердам или Афины - пережил свою драму, уцелев в веках лишь частично, Венеция, словно фантом на воде, продолжает блистать первозданной красотой, будто затаившись, спрятавшись в прозрачных водах лагуны от повсеместного разрушения. Когда на площади Сан-Марко, едва только сгустятся сумерки, загораются огни и в торжествующей тишине раздаются первые звуки инструментов, настраиваемых местными виртуозами, а голуби, словно прислушиваясь, умеряют свой клекот, кажется, что ужасный XX век еще не начинался и никогда не начнется. И только скопления туристов, не устающих поражаться вечному чуду Венеции, напоминают о существовании другого мира с его злодеяниями, войнами и человеческой глупостью. Эту тревогу «века-волкодава» в полной мере ощутил Лукино Висконти, связав в названии своего знаменитого фильма со словом «Венеция», вибрирующим на языке, другое, окончательное и неумолимое, -«смерть».
Если выйти в город рано-рано поутру, около пяти, город как будто проникает в тебя - погруженный в вековое молчание, с наглухо закрытыми ставнями: на верхних этажах венецианских палаццо никто не живет чуть ли не с семнадцатого столетия. Стоит лишь немного углубиться в узкие улочки, как тебя захватывает похожее чувство - город мертвых, город великих теней, чьи духи еще упорно живут в стенах, перекликаясь гулкими ночами, словно расшалившиеся привидения.
Но в этом простодушном существовании «под небом голубым» есть своя тайна: венецианцы, говорят, относятся к земному существованию с легкой грустью случайных путешественников. Живя посреди божественной красоты, они знают, что это лишь кратковременный дар божий, передышка в пути. И поэтому живут, наслаждаясь, из всех соблазнов духа и игр ума предпочитая отточенное до блеска остроумие. Ни секунды не проходит, чтобы они не обменялись изящными колкостями, в Венеции это почитается искусством, доведенным до совершенства. В XX веке само звучание названия этого города, долгое время ассоциировавшегося с Казановой и Гоцци, обогатится новым обертоном, а остров Лидо, где ежегодно, уже семьдесят лет, проходит кинофестиваль, станет культовым местом поклонения для киноманов всего мира: именно здесь находится знаменитый отель «Де Бан», где когда-то поселился Ашенбах. До сих пор в первозданном виде сохранился холл отеля, где он в первый раз увидел свою роковую любовь, юного Тадзио; пляж, где Ашенбах, уже смертельно больной, в последний раз любовался прекрасным юношей, погружающимся в воды лагуны. Что и говорить, лучшей «декорации», нежели красота Венеции, для фильма не найти. Недаром каждый сезон сюда устремляются не только толпы туристов и влюбленные парочки, но и кинематографисты всего мира. Давно замечено, что даже слабый фильм, снятый в Венеции, эстеты досмотрят до конца: те, кто бывал здесь, - чтобы всласть поностальгиро-вать, кто еще не был - чтобы помечтать. Возможно, это единственный город на свете, который не только не обманывает самых смелых ожиданий, но и превосходит их; единственное место, способное вызвать головокружение и припадки романтической тоски даже у пресыщенных и видавших виды. Опасный город.
Диляра Тасбулатова