Об Италии
Дворец дожей (Палаццо дукале) в Венеции
Также читайте:
Самое большое историческое здание в Венеции, а именно Дворец Дожей (Palazzo Ducale, Палаццо дукале) расположено соединеии двух площадей – и площади Св. Марка. Этот дворец когда-то был главным административным зданием республики, сейчас он так же важен городу – здесь находится один из грандиозных художественных музеев мира.
В средние века месторасположение Венеции было очень выгодным экономически , через нее проходили пути торговцев из Европы, Северной Африки и Ближнего Востока. Венецианская Республика была самой влиятельной на Средиземноморье. Богатела Венеции совершая крестовые походы - ее влияние росло, она приобретала новые земли. Дворец дожей в полной мере отразил богатство той эпохи.
Как строился Дворец дожей
На протяжении многих веков Палаццо дукале претерпевал трансформации - перестраивался, добавлялись и убирались архитектурные элементы. Первый вариант постройки был выполнен в 810 году, это была классическая крепость с башнями, рвом и бойницами. В 976 году некоторые знатные горожане и народ взбунтовались против правления дожа П. Кандиани Четвертого и сожгли его резиденцию. После этого была отстроена новая крепость, сгоревшая в 1106 году.
В 12 веке итальянские мастера возвели дворец, уже не в качестве крепости. Средневековая Европа постепенно отказывалась от мощных построек: замков и башен, тем более в Венеции защитой служило море, к тому же вместо фортов у республики был в наличии флот. Стены и башни мастера воздвигать не стали, и засыпали ров камнями и песком.
К 14 веку здание износилось и пришло в негодность, тогда в 1309 году (при доже С. Дзиани)архитекторы стали работать над новым проектом дворца, который потом постоянно модифицировали вплоть до 16 века.
Архитектура
Всего во дворце три этажа, не считая отдельных лоджий, с большим количеством залов и малых помещений, в которых располагались многочисленные канцелярии Республики и залы для проведения заседаний.
Несмотря на принятые каноны архитектуры, верхняя тяжеловесная часть Дворца дожей лежит на декоративных ажурных арках. Поначалу может показаться, что построен дворец странно, его система на первый взгляд не кажется логичной: опоры слабые, а сверху огромная сплошная стена.
Сначала кажется, что все архитектурные элементы связаны между собой без всякой логики, в хаотичном порядке. При этом неожиданные сочетания являют собой яркие и свежие эффекты., Все полно жизни, при этом разумно и рентабельно. Открытая аркадная галерея на первом этаже - не каприз архитектора, а отличное место для того, чтобы укрыться от солнца и полюбоваться типично венецианскими пейзажами.
На втором этаже пролегает другая галерея, закрывающая помещения на юго-западе от солнца. Сочетания гладких стен и ажурных галерей придают фасаду контраст, благодаря которому фасад выступает вперед. Украшать дворцы затейливыми фигурами и элементами было модно в середине и второй половине 15 века, когда прежнее увлечение венецианцев готической архитектурой плавно перешло более подходящим стремлением к гармонии стиля Ренессанс.
Готический стиль был уже непопулярен, венецианцев стали интересовать более мягкие линии и сочетания разных сортов мрамора. Выходящий на Пьяцетту, фасад Дворца дожей, оснащен одной мрачной подробностью. Второй ярус между 9-й и 10-й колонной выполнен из мрамора красного оттенка, именно здесь, между колоннами преступникам выносились смертные приговоры.
Здесь есть только один вход в форме коридора, в виде больших бронзовых врат, называющихся также «Porta dell Carta» («Врата бумаги»). Есть 2 значения происхождения этого названия.
Первая версия происходит из архива документов или, вторая предполагает, что в свое время здесь писцы принимали горожан для того, чтобы помочь им с бумагами, просьбами и жалобами. Вход был создан в 1438–1441 годах Дж. Б. Буоном. Множество интересных украшательных мотивов на входе было доведено до логического совершенства, а тонкость их равнялась работе ювелира. Кружево это некогда сияло чистым золотом и лазурью.
На барельефе рядом со входом изображен крылатый лев Св. Марка и стоящий на коленях перед ним дож Ф. Фоскарина на барельефе, в 19 веке его заменили на новый, а от старого сохранилось лишь несколько фрагментов.
Внутренние помещения Палаццо дукале
«Porta dell Carta» направляют туристические группы музея во внутренний дворик, обнесенный двухъярусными аркадами из мрамора, увенчанными восемью отреставрированными древнегреческими скульптурами. На фоне всего этого великолепия выделяется статуя герцога Урбинского, которую создал знаменитый скульптор Бандини. В центре дворика расположились два огромных бронзовых колодца, славящиеся лучшей водой из Венеции. Отсюда торговки водой каждый день приносили на рынки прохладное вкуснейшее питье.
По пути из внутреннего дворика вы встретите громадную лестницу Гигантов, выполненную из дорогого каррарского мрамора и выглядящую, как один огромный трон. Когда выбирали нового правителя, самый старый член Совета надевал на голову новичку корону, символизирующую могущество дожа. В 1554 году на самом верху лестницы скульпторы установили грандиозные статуи Марса и Нептуна, выполненные из мрамора. Статуи эти были поставлены неспроста, считается, что они символизировали хорошее торговое и военное сообщения Венеции, т.к. эти римские боги-покровители военных и морских путей (работа Я. Сансовино). Так лестница и получила свое теперешнее название. Верхушку лестницы венчает площадка Гигантов, знаменитая тем, что все важные церемонии Венеции устраивались именно здесь, а самым пышным празднеством было венчание дожа.
В 16 веке во Дворце дожей была возведена Золотая лестница, предназначенная специально для значащихся в Золотой книге венецианцев. В Золотую книгу, заведенную еще в 1315 году, правительством было вписано 200 семей знатнейших патрициев Венеции. Книгу хранили отдельно, в комнате устроенной под Золотой лестницей дожем Циани в 1180 г.
По Золотой лестнице проходим к Залу Большого Совета – он считается самым большим конференц-залом в Италии: его метраж составляет 54х25х15, а потолок не поддерживается опорами. Потолок в этом зале затянут шикарными гобеленами, расшитыми золотыми нитями. У восточной стены возвышается трон дожа, и стоят кресла остальных шести членов Малого Совета. На стене возвышается самая большая в мире картина – «Рай», работа художника Я. Тинторетто (ее параметры – 22х7 метров).
Перемещаясь из Зала Большого Совета, туристы проходят через Зал выборов (или по-другому Зал жребия), который получил свое название за специфику голосования тех, кто старался попасть в ранг чиновников, а иногда и их негативное обсуждение. Сюда запрещалось входить вооруженным, часто здесь же выносились и приговоры. На массивном позолоченном потолке Зала выборов обильно украшенном резьбой, размещены неколько картин разной формы с фантастическими сюжетами, придуманными художником Падованино.
Зал Совета Десяти имел свою специфику. Здесь заседал Трибунал, зачитывающий приговор томящимся неподалеку преступникам. Этажом выше, под самой крышей находилась старая тюрьма – Пьомби. Покрытая пластинами крыша из свинца накалялась днем до фантастических температур, а в холод – промерзала, причиняя нечеловеческие страдания заключенным. Зал Компаса - ранее служил передней Зала Совета Десяти, тут же находилась и небезызвестная Львиная пасть, сюда приносили сообщения и доносы.
В этом зале по хронологии сейчас размещены портреты всех правящих когда-то дожей Венеции. Но там, где должен висеть портрет дожа Марино Фальери, висит картина в позолоченной раме, на ней изображен кусок черной материи с надписью: «Это место принадлежало предателю Марино Фальери».
Поцелуй, приведший к катастрофе
Спустя семь месяцев после становления на посту главного дожа в 1354 году, дож М. Фальери решил организовать великолепный бал. М. Фальери было уже 80 лет, что никак не помешало ему взять в жены дочь своего друга.
Находящийся среди гостей М. Стено, улучил момент и вдруг поцеловал молодую жену М. Фальери. В Венеции на маскараде обычно принято прощать подобные проступки, но гордому патрициюэта ситуация не понравилась. Без обиняков он приказал выгнать юношу с празднества. Тот, огорченный публичным унижением, нанесенным ему перед возлюбленной и представителями аристократии, стал бродить по пустым комнатам, и зашел в зал Совета десяти, где прямо на спинке кресла дожа написал: «Марино Фальери содержит красавицу - жену, которой пользуются другие».
Эту надпись увидели наутро. Стено заточили в тюрьму. Но члены Совета, обдумав, положение вещей, учел и молодой возраст виновного, многочисленные заслуги перед Родиной и его пылкую любовь. Было решено наказать его тюремным заключением на 2 месяца, а после изгнать из Венеции на 1 год.
Проглотив новое унижение, доблестный муж взбесился. Случайно он познакомился с И. Бертуччио, собравшегося поднять всех недовольных. Так явился на свет заговор, оказавшийся фатальным, чья цель состояла в уничтожении патрициев, собирающихся по звону колокола Св. Марка в «Зале Совета десяти».
Заговорщики были схвачены 15.04.1355 года в день, когда и намеревались осуществить свой план. Совет устроил суд над 55-м венецианским дожем. Члены «Совета десяти» изъяли у него знаки его величия, щит с его гербом был разбит. Фальери честно сознался во всем, и был казнен на средней площадке Лестницы Гигантов путем обезглавливания.
Так поцелуй влюбленных обернулся лишением жизней 100 заговорщиков и влиятельного управленца Венецианской республики.
Скрытые помещения дворца
Во дворце есть несколько тюрем. Кроме Пьомби, где сидели знаменитые узники Джордано Бруно и Казанова. Тюрьма Поцци («колодцы») знаменита жестокими условиями содержания. Преступников держали в подвальных помещениях, чьи окна граничили с уровнем воды в каналах.
Несмотря на множество камер в обеих каталажках, в 16 веке, архитекторы соорудили отдельное здание для содержания преступников.
Новая тюрьма Карчери отделена от дворца узким каналом с мостиком – Мост Вздохов, названный так за его зарешеченные окна камер, через них приговоренные могли в последний раз посмотреть на город и вздохнуть, проклиная свою печальную участь.
Есть во дворце и скрытые помещения: это зал инквизиции, прозванный Советом Трех, пыточный и зал исполнения приговора (эшафот).
31.03.2015
Комментарии: