Об Италии
Дороги Италии
Путешествие по Италии на своем или арендованном автомобиле
Также читайте:
Какие российские водительские права действительны в Италии? Есть ли отличия между ПДД в Италии и России? Где узнать актуальные цены на бензин? Сколько стоят платные автострады? Зная ответы на эти вопросы, вам не составит никакого труда совершить путешествие по Италии на собственном авто.
Если вы устали зависеть от туроператоров, поездки типа "Рим-Неаполь за 3 дня" приносят вам больше хлопот, чем радости, лучше ехать на собственной машине или взять машину в прокат - это позволяет посетить то, что хочется, и пребывать в каждом месте столько, сколько заблагорассудится.
Российские водительские удостоверения действительны в Италии, как и по всей Европе, – но только те, в которых имя водителя написано латиницей (английскими буквами). В противном случае, необходимо иметь с собой международное водительское удостоверение, которое действительно вместе с российским.
Правила дорожного движения в Италии не отличаются от европейских и мало отличаются от российских. Ограничение скорости для автомобилей (без прицепа) в городах 50 км/ч, за городом 90 км/ч, 110 км/ч на автострадах. Все пассажиры в автомобиле должны быть пристегнуты. Пешеходы на переходе имеют преимущество перед автомобилем. По мобильному можно разговаривать только с hand-free. В состоянии алкогольного опьянения, даже легкого, управлять автомобилем нельзя, штрафы за нарушения правил и скоростного режима высокие, но за соблюдением правил следят не очень строго.
Итальянцы очень точно соблюдают правила дорожного движения, за исключением, пожалуй, скоростного режима, поэтому за рулем обращайте внимание на знаки вдоль дороги и на надписи на дорогах, которые также означают те или иные действия водителя на дороге.
Некоторые отличия от российских правил, о которых стоит упомянуть:
В Италии большое количество перекрестков с круговым движением - фактически, почти все перекрестки организованы именно таким образом. Приоритетом пользуются автомобили, находящиеся на кругу
Марка и стоимость автомобиля не имеют значения при определении приоритета движения Движение в левой полосе не принято. После обгона необходимо занять правый ряд. Многократное перестроение из ряда в ряд не принято. Обгон справа, подрезание, езда по обочине и вне размеченных полос также не практикуются
Дорожная полиция (polizia stradale) следит за исполнением правил дорожного движения, однако ее основная задача - обеспечить это движение, а на мелкие нарушения никто не обращает внимания
Бензин (benzina) стоит около 1,3 евро за литр. Дизельное топливо (diesel) – около 1,2 евро. Актуальные цены на топливо можно посмотреть в "сводке" справа и на сайте итальянских автодорог (итал., англ.). С некоторых пор недалеко от основных съездов вдоль автострад начали устанавливать специальные информационные табло, указывающие стоимость топлива на ближайших заправках (area servizio). Цены приведены для станций самообслуживания, на других станциях цены могут быть выше. В сочетании с абсолютным запретом на использование канистр (заправка и даже хранение) стоимость бензина является одним из главных факторов расхода.
Самый дешевый бензин – Super senza Pb, то есть неэтилированный с октановым числом 95.
Дороги в Италии в целом хорошие, существует великолепная система платных автострад. Типы дорог на картах, атласах и дорожных знаках обозначаются латинскими буквами: А - автострада (autostrada); SS - суперстрады (strade statale); региональные дороги (strade regionale) и дороги провинций (strade provinciali).
Удобнее и быстрее всего, особенно на большие расстояния, передвигаться по автострадам – это государственные дороги, они хорошо отремонтированы, имеют не меньше 2 полос в каждую сторону, наглядные указатели, они не петляют между населенными пунктами, так что можно разогнаться. Однако, за проезд по ним нужно платить. Единственным бесплатным отрезком такого пути на Апеннинском полуострове является участок шоссе АЗ от Неаполя до Реджо-ди-Калабрия. Стоимость проезда зависит от выбранной трассы, расстояния и вида автотранспорта.
Участок дороги в 100 км обойдется примерно в 5 евро в одну сторону. На сайте итальянских автодорог можно рассчитать расстояние между городами и посмотреть наличие «пробок» на дорогах.
Поезда в Италии – тоже недешевое удовольствие. Например, билет на самый дешёвый вид поезда (региональный) из Милана в Венецию стоят около 14 евро (2-й класс), так что, если вы путешествуете не в одиночку, есть смысл подумать о поездке по платной дороге – даже с учетом аренды и бензина это может быть выгоднее, чем покупка нескольких билетов на поезд. Самая дорогая итальянская дорога - шоссе А10 от Генуи до границы с Францией. Ее построили, примерно 20 лет назад, дорога тянется вдоль скалистых берегов Ионического моря, проходя сквозь прибрежные скалы, и имеет множество туннелей и мостов.
Несмотря на единый тип трасс, обозначенных литерой А, они не похожи друг на друга. Одни - ровные и прямые, с большим количеством полос, другие - узкие (в две полосы в каждом направлении) и извилистые, часто со множеством тоннелей или, наоборот, проложенные на эстакадах в сотне метров от земли. Это зависит от местности, которую пересекают автотрассы. На трассах нет специальных полицейских постов, т.к. дороги оборудованы электронными контролерами скорости, которые фотографируют машины-нарушительницы. Итальянцы знают, что, превысив скорость, они вскоре могут получить по почте штраф с фотографией номера собственной машины. Хотя скорость на шоссе ограничена от 90 до 110 км/ч., мало кто считается с незначительным превышением до 160 км/ч. Рискуют лишь те, кто позволит себе передвигаться со скоростью более 200 км/ч.
Все указатели в сторону автострад выполнены белыми буквами на зеленом фоне. Любая платная автострада обязательно дублируется бесплатной дорогой более низкого уровня (белые буквы SS на синем фоне).
Система расчета за проезд по автобану примерно такая же, как в остальной Европе. При въезде на трассу установлены специальные ворота с автоматами, которые выдадут талон с указанием места и времени въезда. Для разных видов транспорта предусмотрены свои пропускные пункты, над которыми имеются соответствующие указатели. Кроме того, там же отражена информация, где можно воспользоваться кредитными картами, дорожными чеками, наличными, а где пропускают только автомашины, оборудованные системой Telepass или ViaCard (дистанционым электронным считывающим расчетным устройством), который очень экономит время при въезде, а главное, при съезде с автотрассы - ваши данные считает на расстоянии приемник системы, деньги будут списаны с вашего счета, шлагбаум откроется, и вы спокойно продолжите путь без задержки и необходимости пересчитывать мелочь.
За превышение скорости полагаются следующие штрафы:
Скорость до 147 км/ч (130 км/ч+ 10 км/ч превышение + 5% погрешность): штраф в 35 евро
скорость 148 -178 км/ч (130 км/ч + 40 км/ч+ 5% погрешность): штраф 143 евро
выше 179 км/ч: штраф в 357 евро.
В конце платного участка будет такой же пропускной пункт (ALT Stazione), на котором производится расчет за поездку. Этим занимаются служащие, которые проводят ваш талон, полученный при въезде, через свою электронную систему, после чего на табло перед автомобилем загорается искомая сумма. Расплатившись и получив сдачу, вы сможете продолжить путь. Часто вместо служащих можно встретить автоматы, в которые нужно сначала вставить талон, а затем оплатить сумму, указанную на табло - купюрами, монетами или кредитной картой.
При расчете имеют значение: километраж, расценки данной дороги и тип транспортного средство. Оценка стоимости проезда зависит от нескольких факторов: количество осей (2/ 3/ 4/ 5 и более) и длины транспортного средства (менее/более 1,3 м). Временной фактор на стоимость проезда не влияет.
Путешествие по бесплатным дорогам займет примерно вдвое больше времени, чем по платным. Эти дороги проходят через населенные пункты, они часто достаточно узкие и извилистые. Качество дорог неплохое, но придется мириться с ограничением скорости (в населенных пунктах - до 50 км/ч), меньшим количеством полос, светофоры и пробки. Однако есть и в этом свои преимущества – с автострады многого не увидишь.
Заблудившись в крупном городе, ищите указатели на "tangenziale" ("тандженцале") – так в Италии называют кольцевые или объездные автострады, вроде МКАД вокруг Москвы, – или значок с несколькими концентрическими окружностями – обозначение центра населенного пункта.
При поездке на машине, особенно в южных регионах Италии, лучше всегда быть начеку - не оставлять ценные вещи на виду, а выходя из машины демонстративно забирать с собой все, что выглядит дорого и привлекательно для грабителей.
В случае аварии или поломки на автостраде можно воспользоваться одним из многочисленных «карманов», многие из таких аварийных площадок оснащены телефонами для вызова экстренной помощи.
Также в случае поломки вы можете позвонить по телефону 116 и воспользоваться помощью ACI – Итальянского автомобильного клуба (Automobile Club d'Italia). Это достаточно дорогая услуга, особенно при эвакуации автомобиля. Как вариант, при длительном пребывании в Италии возможно вступить в ACI и получать услуги по льготным тарифам. Другие полезные телефоны. Необходимость общаться на итальянском языке отпугивает многих от самостоятельной поездки в Италию. Напрасно! Умение объясняться по-английски или по-немецки, не говоря уже о французском, всегда выручит вас в отеле, кафе и вообще везде, где только бывают туристы. Вооружившись словарем и разговорником можно попытаться общаться с итальянцами на итальянском. Понемногу вы заметите, что какие-то итальянские слова вам подозрительно знакомы. "Оккупато" – занято, "темпо" – время, "одоре" – запах, "меркантиле" – торговый, "резистере" – сопротивляться и т. д. Все это слова с латинскими корнями, вошедшие и в русский язык.