Об Италии
Сардиния : битвы за райский остров
Также читайте:
Остров Сардиния был настолько привлекательным, что вся его история – это история попыток завладеть этим райским уголком нашей планеты. Сардиния была под властью карфагенянов, древних римлян, вандалов, византийцев, арабов пока наконец не перешла во владение Италии. Какие следы древних цивилизаций остались в этом месте? И чем известна эта земля, кроме яркого солнца и вод Средиземного моря, столь излюбленных туристами?
В тот долгий и плохо изученный период, когда отличавшийся природными богатствами остров обживали нураджики, он стал притягивать к себе также другие этнические группы древнего Средиземноморья. Ведь Сардиния не только занимала крайне выгодное положение между Европой, Азией и Африкой, но была к тому же чрезвычайно богата полезными ископаемыми - цинком, железной рудой, серебром и медью. По-видимому, в конце II тыс. до н.э. в южную часть острова переселились племена шардана. Возможно, именно от них остров получил свое название, а его автохтонных жителей более поздние колонисты стали называть сардами.В начале I тыс. до н.э. на Сардинию потянулись представители крупных этносов древнего Средиземноморья, создавших к этому времени развитые цивилизации у себя на родине. В VIII в. до н.э. на южном и западном берегах острова основали свои колонии финикийцы. В это же время Сардиния стала привлекать внимание и древних греков. Настоящей военной оккупацией острова стало в VI в. до н.э. его завоевание карфагенянами (финикийцами из города Карфагена). Они прочно обосновались на прибрежных территориях и владели ими более трех столетий.
По-видимому, и финикийцы, и греки довольно правильно представляли себе очертания острова. Это отразилось в именах, которые они дали ему на своих языках. Так, финикийцы назвали Сарнинию - Сарад, т.е. "след ноги", а греки - Ихнуса ("стопа"). Слово «Ихнуса» и в наши дни нередко фигурирует на острове в качестве названия отелей, баров и других общественных учреждений.
Сами жители Сардинии также, видимо, знали о необычных очертаниях своего родного острова, что нашло отражение в их фольклоре. Так, одна из местных легенд повествует: когда Господь-бог закончил создание вселенной, он вдруг заметил, что забыл сотворить Сардинию. К сожалению, у него оставалась лишь небольшая кучка камней. Однако Создатель нимало не смутился - он просто выровнял ее ногой. От этого божественного прикосновения тотчас возник благодатный остров, среди зеленых долин потекли реки, распустились цветы, стали созревать разные плоды. Вскоре появились и люди.
Для полного стирания, как бы мы сейчас выразились, этнической специфики сардов римляне стремились навязать им всем свой латинский язык. И хотя мятежи населения Сардинии продолжались несколько веков, все же одновременно с ними во все уголки острова постепенно проникала народная латынь - язык древнеримских воинов и колонистов.
Дольше всех остальных римлянам сопротивлялись жители горных долин глубинной части острова. Желая подчеркнуть, что этот регион населен дикими непокорными варварами, завоеватели назвали его Barbaria, а самих горцев - барбарицины, т.е. маленькие варвары. В конце концов и с ними римляне достигли определенного "модус вивенди", постоянно балансируя на грани войны и мира. Пленных барбарицинов завоеватели обычно обращали в рабство. Правда, из-за мятежности характера и отказа от подневольного труда сардинские рабы не пользовались большим спросом у римских рабовладельцев. Появилась даже поговорка: "Дешев, как сард".
Остров еще долго оставался мятежным. Непривлекательность его усиливалась также большим распространением здесь малярии, уносившей на тот свет множество людей. Поэтому римские чиновники, получавшие назначение в эти края, рассматривали его почти как смертный приговор.
В последующие века Сардиния еще не раз меняла хозяев. Последовательные волны завоевателей раннего средневековья постепенно размывали и обрывали те связующие нити, которые римлянам удалось протянуть между островом и континентом.
В период заката Римской империи Сардинию ждала та же участь, что и другие регионы Европы. В середине V в. по пути из разгромленного ими Рима в Африку на остров нахлынули полчища вандалов. Они владели Сардинией в течение 80-ти лет и ничего кроме разрушений ей не принесли.
В VI в. остров перешел к Византии. Правда, новые властители мало интересовались своей далекой провинцией, а когда над ней нависла угроза арабского завоевания, совсем покинули ее. Между тем арабы в течение нескольких веков не оставляли остров без внимания. Они эпизодически появлялись у сардинских берегов вплоть до начала XI в. Арабы разрушали и грабили все на своем пути, а также захватывали в плен и увозили с собой большое число островитян. Арабские хронисты зафиксировали в письменных документах свыше полутора десятков продолжительных набегов своих соотечественников на многострадальный остров.
Из-за отсутствия достоверных данных социально-политическая история Сардинии в VII-IX вв. почти неизвестна. Более поздние источники, так называемые хартии и конда-ги, сообщают, что остров в этот период был разделен на четыре самостоятельных владения - юдикаты. Во главе каждого из них стояли юдики или юдикессы. В эту эпоху латынь (как народная, так и классическая) постепенно вышла из употребления на острове. Грамотные люди стали теперь писать на своем разговорном языке. Это и считается началом формирования самостоятельного сардинского наречия.
В XI в. измотанные бесчинствами арабов островитяне с помощью итальянских торговых республик Генуи и Пизы отбросили арабский флот от сардинских берегов и обрели относительный покой. Однако одновременно они потеряли свою независимость и оказались включенными в сферу влияния континентальной Италии.
Постоянно ведя друг с другом борьбу за экономическое и политическое господство над островом, они полностью прибрали его к рукам. Тогда же на Сардинии энергично "внедрялись" римские папы. Они основывали здесь монастыри, вовлекая туда и местных жителей, что неуклонно приводило к их итальянизации.
В 1297 г. неожиданно для островитян Папа Бонифаций VIII пожаловал инвеституру на Сардинию королю Арагона Якову. После изгнания с острова генуэзцев и пизанцев жители острова вступили в следующую полосу своей истории - наступил долгий испанский период. В качестве официального языка новые владыки, прибывшие с Пиренейского полуострова, навязали островитянам каталанский. Правда, его приняли только образованные слои сардинского общества. Простой народ острова в этот период оставался безграмотным или был двуязычен, сохраняя знания и своего родного наречия.
В течение полутора столетий сардинцы оказывали сопротивление очередным владыкам. Центром антииспанского движения стал юдикат Арборея. С конца XIV в. в течение двух десятилетий борьбу за независимость своих соотечественников возглавляла юдикесса Элеонора, вошедшая в историю острова как национальная героиня. В середине своего трудного правления - между войнами с арагонцами - она обнародовала на одном из диалектов сардинского языка кодекс законов, назвав его "Carte de togu", т.е. "Местная Хартия". Позднее испанцы признали этот документ сардинского обычного права единым законником для всех четырех юдикатов острова. В начале XV в. после гибели отважной и просвещенной юдикессы во время эпидемии чумы Арагону постепенно удалось сломить сопротивление сардинцев. В результате создания в 1479 г. единого Арагоно-Ка-стильского королевства остров стал его составной частью и оставался таковой до начала XVIII в.
В течение ХУШ в. Сардиния оставалась одним из отсталых регионов Западной Европы. В конце века остров всколыхнуло движение крепостных крестьян против помещиков-пьемонтцев. Оно совпало с выступлениями сардинской интеллигенции за автономию своей родины. Кульминацией всеобщих волнений стало изгнание пьемонтцев с острова.
И все же, несмотря на антипьемонтские настроения, к середине XIX в. островитяне оказались окончательно втянутыми в общую с континентальной Италией историю. В результате в 1861 г. Сардиния стала одной из административных областей Объединенного Итальянского королевства. Кроме острова, разделенного на четыре провинции (Кальяри, Сассари, Нуоро и Ористано), в административную область Сардиния входит также архипелаг Маддалена. Один из его островков - Капрера -получил всемирную известность: более полутора столетий он хранит память о Джузеппе Гарибальди. В середине XIX в. герой объединения Италии купил половину Капреры, а уйдя из политики, поселился здесь навсегда. С помощью одного из сыновей и товарищей по оружию Гарибальди превратил островок в цветущий край: выкопал колодцы, проложил дорожки, посадил яблони, персиковые и мандариновые деревья и даже сахарный тростник. Здесь же под гранитной мемориальной плитой покоится прах итальянского национального героя.
В культурной жизни острова XIX в. ознаменовался огромным интересом образованных сардинцев к археологии, истории, народным традициям своей родины, мировую известность Получили историки Джузеппе Манно и Этторе Пайс. Отцом сардинской археологии с полным правом считают Джованни Спано. Первым сардинским этнографом был Витторио Анд-жус, исколесивший весь остров и подробно описавший народные обычаи многих его районов. В конце XIX в. начался творческий путь известной сардинской писательницы Грации Деледда. Благодаря ее многочисленным романам, в которых значительное место занимало описание повседневной жизни сардинских крестьян и пастухов, об острове узнали во многих европейских странах. В 1926 г. писательница была удостоена Нобелевской премии.
НАТАЛИЯ КРАСНОВСКАЯ
Italica, №1(34) февраль-март 2003 года.