Об Италии
Новый год с сюрпризом: оказывается, что Дед Мороз и Санта-Клаус это два «альтер-эго» Николая Чудотворца
Также читайте:
Почему в России празднуют Новый Год, а Европа предпочитает Рождество. С каким мифологическим сюжетом связана традиция устанавливать елку. Где живет Дед Мороз и Санта-Клаус. И, наконец, как Николай Чудотворец стал одновременно нашим Морозом и заморским Клаусом?
Для многих из нас Новый год - самый любимый праздник среди прочих. Радостная суета в доме, запах хвои и мандаринов, загадочное поблескивание в углу наряженной елки, ожидание подарков от Деда Мороза - таковы воспоминания наших детских лет. А после, став взрослыми, мы поднимаем бокалы с шампанским и вдруг с двенадцатым ударом часов понимаем -все, что произошло хотя бы мгновение назад, было уже В ПРОШЛОМ ГОДУ. И пусть все вокруг осталось прежним, в этом есть какая-то магия, позволяющая восстановить связь с давно ушедшим детством. Не отсюда ли всеобщая любовь к этому празднику и множество различных поверий (даже скептики порой соглашаются, что как встретишь новый год, так его и проведешь) - все мы рады на некоторое время стать немножечко детьми, верящими в сказки и чудеса.Собственно говоря, торжественная встреча Нового года - традиция наша, отечественная, во многом связанная с тем, что в годы Советской власти атеистически настроенные правители рождественских празднований не жаловали. Для всего прочего христианского мира главным праздничным событием, напротив, является именно Рождество. Впрочем, в последние годы различия перестали быть столь кардинальными - мы с радостью отмечаем оба праздника. А европейцы во все времена не прочь были повеселиться и на Новый год.
Еще в XII веке, в пору бродячих поэтов-вагантов и трубадуров, церковь устраивала под Новый год праздник для детей. Взрослые и дети менялись ролями - школяры, певчие, мальчишки-послушники преображались в служителей церкви, один из них избирался "епископом" и вел службу, настоящие же священники и дьяконы им подчинялись. Веселый обычай этот был охотно подхвачен студентами, которые привнесли в него, естественно, немало нового - праздник утратил свой невинный характер, и, теперь всеобщее ликование сопровождалось обильными возлияниями, а порой - богохульством и дракой. Все это очень нравилось народу, но совсем не нравилось церкви. Лишь в XVI веке ей удалось задушить этот обычай, направив веселье в иное русло. Именно к этому времени относится появление новогодней елки, первое упоминание о которой найдено в эльзасских хрониках 1500 года. Теперь уже, наверное, никто не сможет точно установить, где и как зародился этот обычай. Согласно одной из версий, недавно появившейся в ученых кругах, он позаимствован у гуннов.- Потомки варваров, вторгшихся в Европу еще во времена Римской империи, в XVI веке оседло проживали в Баварии, и наши современные новогодние и рождественские традиции базируются именно на основе их верований и легенд - о сошествии 1 января на землю бога Йер-лу, о находящейся в центре Земли гигантской елки, на которой держится Вселенная, и о сидящем возле этой елки белобородом старце Уль-гень, который раз в год поднимается к людям и дарит им подарки...
Сам он, в отличие от нашего Деда Мороза, обязательно высокого роста, борода покороче, а нос нередко украшает пенсне. Посох Санта-Клаусу заменяет более элегантная волшебная тросточка, валенкам он предпочитает сапоги, а "шуба" - намного короче, скорее это курточка, перепоясанная ремешком. Благодаря красно-белой расцветке его костюма многие американцы считают, что современный облик Сайта Клауса был придуман рекламной службой компании "Кока-кола": и цвета фирменные, и образ Сайта-Клауса с бутылкой этого напитка действительно широко используется компанией в рекламных целях. Однако на самом деле все было несколько иначе.
Традиция чествования доброго святого, дарящего подарки, была привнесена в Нью-Йорк в начале XIX века эмигрантами из Голландии, называвшими его Sinterklaas. И затем на протяжении почти всего столетия поэтами, сказочниками, художниками создавался образ симпатичного бородача, живущего на Северном полюсе, приезжающего на восьми севернымх оленях и проникающего в дом через дымоход. Первый "живой" Санта-Клаус появился в 1841 году в Филадельфии - он сидел рядом с дымоходом на крыше дома, где располагался магазин, хозяин которого хотел привлечь подобным образом клиентов. Наконец, в 1885 году издателем Луисом Прангом была выпущена поздравительная открытка, на которой был изображен Санта-Клаус в мантии красного цвета. С тех пор сколько-нибудь существенных изменений облик святого не претерпевал, и единственное, что сумела привнести в него в !931 году компания "Кока-кола", - это бутылка ее фирменного напитка. Гораздо интереснее другое - что послужило источником легенд и сказок о добряке, исполняющем заветные желания детей (а нередко - и взрослых) и почему его называют порой святым Николаем (само имя Клаус - то же, что и Николай, только произнесенное на иной лад). Да, действительно тот самый, почитаемый в России, Николай-чудотворец, покровитель путешествующих, моряков и студентов стал в свое время прообразом рождественского Сайта-Клауса.
Родился он в конце Шв. н.э. в г. Патаре (современная Турция). Ещё в ранней юности он решил посвятить себя служению людям. Несколько лет Николай проучился в Риме, затем принял сан и несколько лет провел священнослужителем в городе Бари на юге Италии, пользуясь большой любовью и уважением среди горожан. После Николай вернулся на родину, где был избран епископом в городе Мира. И именно деяния мирского епископа стали канвой для современных представлений о Санта-Клаусе. Доброе сердце не позволяло Николаю оставаться равнодушным к несчастьям бедняков, но он боялся их унизить, просто предложив денег. И святой нашел выход, решив помогать бедным людям тайно. Легенда гласит, что первыми, кто получил такую помощь, были три молодые девушки, сестры, которые не могли выйти замуж без приданного. Так случилось, что кошелек с золотом на приданное для первой из сестер епископ Николай подбросил в окно дома, где жили девушки, как раз в рождественскую ночь.
А ровно через год история повторилась, и деньги на приданное получила вторая сестра. Тоже самое, случилось бы, наверное, и с третьей, но в тот год рождественская ночь выдалась холодной, и окно в доме девушки было закрыто. Николаю пришлось влезть на крышу и подбросить кошелек в дымоход. Рождественский "подарок" угодил прямо в чулок, который висел над камином для просушки. Все три девушки счастливо вышли замуж, а их тайный благодетель и дальше продолжал радовать детей и бедняков, в рождественскую ночь подбрасывая им подарки в окно или в дымовую трубу.
И не однажды еще проснувшиеся поутру дети находили в сушившихся над камином чулках золотые яблоки, сладости или игрушки. Отсюда берут начало распространившаяся теперь по всему миру традиция дарить друг другу подарки на Рождество и сама форма этого дарения - подкладывание подарка в чулок. Причем в наши дни размеры такого чулка, предназначенного исключительно для сюрпризов от Сайта-Клауса, бывают порой грандиозны - ведь так в нем может уместиться больше подарков!
Епископ Николай прожил долгую жизнь и всегда был готов придти на помощь ближнему и облегчить участь бедняков. За благие дела церковь причислила его к лику святых. После кончины Николай был погребен в Мире, но в 1087 году останки святого были вывезены итальянскими купцами, и с тех пор вот уже почти тысячелетие покоятся в городе Бари. На протяжении последних 20 лет турецкие власти неоднократно обращались к итальянскому правительству с требованием вернуть похищенную у них реликвию. И, несмотря на категорический отказ со стороны Ватикана, судя по всему, не намерены оставлять своих притязаний. В Демре (древней Мире) турки установили памятник святому Николаю, где он предстает как раз в своем "рождественском" образе - бородатым Санта-Клаусом с огромным мешком подарков за плечами.Памятник этот дает лишний повод противникам "репатриации" святых мощей, и в частности, барийцам, подчеркнуть, что турецких мусульман Божий угодник Николай интересует только в качестве рождественского символа, некой туристической достопримечательности. Свое решительное нежелание передать туркам прах святого они мотивируют тем, что нет даже смысла обсуждать этот вопрос с людьми, "для которых Святой Николай и Дед Мороз - одно и то же". Джерардо Чоффари, директор Св.-Николаевского исследовательского центра г. Бари, приводит также в качестве аргумента тот факт, что останки святого были похищены барийцами в тот исторический период, когда турки вытеснили греков из Ликии и, в частности, из Мир, но свою власть на завоеванной территории еще не установили. Тому же Чоффари принадлежат слова, что "если кому и отдавать мощи святого - так это не туркам и не грекам, а русским, почитающим его как никто в мире. Но они-то, тысячами прибывающие на паломничество в Бари, и не просят подобного, зная, что Николай Чудотворец - это вселенский святой и что ни один город на земле не может похвалиться такой веротерпимостью, как у нас".
Да, в России чтут Николая Угодника, и для верующих действительно важно иметь возможность совершить паломничество в Бари к святым мощам, послушать воскресную православную литургию, совершаемую румынским священником в кафедральном соборе, рядом с гробницей Чудотворца.
А русские дети, как и дети всего мира, с приближением Рождества и Нового года с нетерпением ждут исполнения своих заветных желаний от Дедушки Мороза или Санта-Клау-са, даже не догадываясь о том, кто послужил прообразом их доброго волшебника, и уж тем более о жарких спорах о том, где должен покоится его прах. Да и зачем им это - сказка не умирает, и святой Николай в ипостаси Деде Мороза жив и будет жить вечно.
Юлия Прохорова.
Italica, декабрь № 11 (13) 2000
24.12.20 Дмитрий Оставить сообщение