Об Италии
Церковь Св. Петра в веригах
Также читайте:
Нужно выйти с площади Венеции на улицу Фори Империали, повернуть на улицу Кавур и дойти до площади Сан Пьетро ин Винколи. Она носит название церкви, построенной на пожертвования жены Императора Валентиниана III Евдоксии для хранения цепей, сковывавших Святого Петра. Эта древняя церковь, восходящая примерно к V веку, была много раз перестроена. Интерьер ее особенно изменился после реконструкции XVIII века, произведенной архитектором Фонтана. Особого внимания заслуживает центральный неф с резным деревянным потолком и фреска Пароди "Чудо цепей". В церкви, кроме картин таких знаменитых художников как Гуэрчино, Доменикино и Бреньо, находится Мавзолей Юлия II работы Микельанджело. По замыслу художника этот монумент, над которым он начал работать в 1513 году по заказу папы Юлия II, должен был быть грандиозным, с многочисленными величественными скульптурами. Но затем, по воле папы Льва X, Микеланджело был вынужден значительно сократить его. В центре великолепная статуя Моисея на троне. Перед этим шедевром нас охватывает какое-то особое чувство, мы не можем оторваться от лица библейского предводителя еврейского народа с его суровым пронизывающим взором как бы предостерегающим израильтян. Поднимаясь на Эсквилинский холм, остановимся на площади Сан Мартиноай Монти, где находится церковь в честь этого святого, построенная в первой половине XIV века.
Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli, что значит «св. Пётр в веригах») - одна из семи больших (паломнических) базилик Рима, построенная на средства императрицы Евдоксии для хранения «честных вериг» св. Петра, которые она передала папе Льву I. Многократно перестраивалась: фасад закончен в 1475 г., дворик - ещё через несколько лет. В храме покоятся художник Антонио Полайоло и могущественный папа Юлий II. Проект папской гробницы составил Микеланджело; ему принадлежат статуи Лии, Рахили и знаменитый «Моисей» с рожками (1515 г.), которые символизируют лучи света, исходящие от головы пророка.
Скульптурная композиция состоит из двух уровней, на которых расположены по три ниши. В центре нижнего уровня находится мощная фигура сидящего Моисея, а слева и справа стоят Лия и Рахиль, символизирующие активную и созерцательную жизнь. В центральной нише верхнего уровня находится статуя Мадонны с младенцем, а по бокам - Сивилла и Пророк. У подножия статуи Мадонны расположена полулежащая фигура Папы Юлия II. Столь необычная скульптурная композиция является ничем иным, как мавзолеем Папы Юлия II.
Могущественный Папа поручил великому Микеланджело строительство своего мавзолея еще при жизни и, как оказалось, задолго до своей смерти.
Художник приступил к работе в 1505 году, создав архитектурную «раму» из каррарского мрамора высотой в 11 и шириной 7 метров. Первоначально предполагалось, что в это обрамление будет помещено 47 скульптур. Однако Юлий II вскоре охладел к собственному мавзолею и увлекся другим проектом. Его новым детищем стал Собор Св. Петра в Ватикане. Сооружение погребального монумента затянулось на четыре десятилетия. Микеланджело приступил к работе 30 летним подающим большие надежды художником, а закончил умудренным жизнью 70-летним старцем.
За эти годы первоначальный замысел претерпел существенные изменения. С одной стороны, количество статуй сократилось на 40, с другой – увеличились их размеры. Наследники почившего Папы стали предъявлять претензии к Микеланджело, обвиняя его в затягивании сроков и присвоении средств, выделенных на строительство. (Клиент всегда прав!). Чтобы снять с себя нелепые обвинения, художник собственноручно изваял не только фигуру Моисея, но Лии и Рахили, хотя по договору, он должен был сделать только Моисея. Как выяснилось совсем недавно, он также выполнил статую Папы Юлия II. Примечательно, что останки Юлия II исчезли во время варварского разграбления Рима в 1527 году.
Моисей считается одним из самых выдающихся произведений великого скульптора. Фигура пророка не только монументальна (2,35 м), но и очень динамична. Микеланджело запечатлел Моисея в тот момент, когда он только, что сошел со священной горы Синай, где получил скрижали Завета. Хотя Моисей сидит, его поза выражает не покой, а движение. Его мощное тело повернуто к зрителям, а сосредоточенный взгляд устремлен влево. Он прижимает к себе священную книгу предплечьем правой руки, пальцы которой теребят роскошную бороду. Левая рука свободно лежит на коленях, но на ней вздулись мускулы и вены. Правая нога твердо стоит на земле, а левая опирается только кончиками пальцев. Кажется, что Моисей в любой момент поднимется во весь свой колоссальный рост и обрушит грозную речь на сынов Израиля, которые погрязли в поклонении золотому тельцу. Не только восхищенные зрители, но и сам Микеланджело иногда воспринимал свое творение, как живое существо. Ходит легенда о том, что художник разговаривал со своим творением во время работы. Однажды скульптор воскликнул: «Почему ты молчишь?» и в сердцах ударил статую резцом. Говорят, что если хорошо приглядеться, то можно увидеть след от резца на колене гиганта. Хотя статуя Моисея была тщательно отреставрирована в 2003 году.