Об Италии
Сады Боболи
Также читайте:
Череда длинных осевых и широких гравийных дорожек, перекликающимся с изумительными фонтанами, красивейшими скульптурами, удивительными гротами и садовыми беседками – все это великолепные сады Боболи, открытые для широкой публики, начиная с 1766 года и послужившие, между прочим, тем самым образцом, в соответствии с которым разбивались многие королевские парки Европы, в том числе и знаменитый парковый ансамбль Версаля. Инициатором появления этих ныне знаменитых на весь мир флорентийских садов выступила супруга тосканского герцога Козимо I Медичи Элеонора Толедская. По задумке семьи Медичи, сады Боболи призваны были демонстрировать всем могущество и блеск великого тосканского семейства. А название «Боболи», предположительно, произошло от фамилии бывших землевладельцев.
График работы садов Боболи:
С ноября по февраль - 8:15 - 16:30
Март - 8:15 - 17:30
Апрель, май, сентябрь и октябрь - 8:15 - 18:30 (в октябре, когда световой день начинает сокращаться, сады работают до 17:30)
С июня по август - 8:15 - 19:30
Не рабочие дни - первый и последний понедельник месяца.
Стоимость общего туристического билета в сады Боболи - 7,97 евро.
В разгар туристического сезона может достигать - 10 евро.
Над созданием садов Боболи, занимающих сегодня территорию в 4,5 га, пришлось потрудиться целому ряду самых выдающихся мастеров того времени. Первоначально над проектом садов работал флорентийский архитектор Никколо Периколи (Триболо), а в 1550 году – после его смерти – его дело было продолжено скульптором и архитектором Бартоломео Амманати.
К участию в этом грандиозном проекте был привлечен и знаменитый итальянский архитектор, живописец и писатель Джорджо Вазари: он работал над созданием большинства гротов парка. Роскошные скульптуры, украшающие сад, – в основном дело рук флорентийского архитектора, ученика Вазари Бернардо Буонталенти. Он же разработал и проект расположенного во дворе грота (1583-й год), получившего название в честь своего создателя и покрытого искусственными сталактитами.
От амфитеатра на самый верх холма Боболи к декоративной террасе – между кипарисами и каменными дубами – ведет главная парковая осевая дорожка. Ее венчают вначале фонтан Нептуна, который флорентийцы в шутку называют даже фонтаном с вилкой – и неспроста, ведь трезубец Нептуна действительно очень напоминает этот столовый предмет, а следом за ним – через несколько десятков ведущих вверх ступеней – скульптура «Изобилие» (работа скульптора-маньериста Джамболоньи и скульптора и литейщика Пьетро Такки), символизирующая процветание дома великих тосканских герцогов.
Изначально планировалась, что это будет скульптурное изображение супруги Франческо I Иоанны Австрийской. Но – увы – герцог любил другую – Бьянку Каппелло, и Иоанна оказалась ненужной – как в жизни, так и в камне. В конце концов, каменная Иоанна все-таки «вышла в свет», но лишь в качестве фигуры аллегорической.
В 2005 году искусствоведы выразили предположение, что прототипом скульптуры являлась вовсе не Иоанна Австрийская, а ее дочь – французская королева Мария Медичи – уж очень «черты лица» скульптуры напоминали юную Марию.
Ну вот вы и на самом верху холма Боболи! Обычно подъем на любой холм вызывает определенную толику усталости – но только не подъем на холм Боболи. Ваш путь на самую вершину холма, проходивший через, казалось бы, бесконечную вереницу разнообразных скульптур и зеленые аллеи, вовсе не показался вам трудным, а в награду вы получили возможность насладиться открывающимися с декоративной террасы прекрасными панорамными видами на город-музей Флоренцию и соседние холмы.
С правой стороны от главной дорожки проходит другая, также осевая дорожка, обрамленная целым рядом фонтанов и зеленых террас. В южной части садов Боболи находится пруд с расположенным посередине островком Изолотто, который представляет собой сад, «усыпанный» растущими в горшках цитрусовыми деревьями. А в северной части садов Боболи «притаился» уютный Кофейный домик, где можно посидеть, выпить кофе и набраться сил для продолжения осмотра великолепного паркового ансамбля семьи Медичи.
В 1868-1869 годах во Флоренции в доме прямо напротив Палаццо Питти проживали супруги Достоевские, которые очень любили прогуливаться в садах Боболи. Анна Достоевская позднее часто вспоминала эти прогулки по саду, в котором розы зацветали уже в январе. Свое восхищение садами великих тосканских герцогов выражал и известный критик и публицист Владимир Стасов – секретарь действительного статского советника Анатолия Демидова во Флоренции в 1851-1854 годах.
За все время своего существования сады Боболи неоднократно претерпевали различные изменения, подвергались расширению, реконструкции и все большему и большему украшению – каждый новый владелец пытался добавить что-то от себя. В итоге сады Боболи превратились в своеобразный музей садовой скульптуры под открытым небом, где представлены великолепные образцы скульптурного искусства, начиная с античных времен и заканчивая XVII веком.
При Медичи в садах Боболи неустанно кипела жизнь: постоянно проводились пышные приемы, устраивались спектакли и шумные праздники (кстати, самым зрелищным представлением была морская баталия, разыгранная в амфитеатре в 1589 году по случаю бракосочетания Фердинанда I Медичи и Кристины Лоранской). И в настоящее время эта традиция сохранилась: сады Боболи и по сей день служат местом проведения различных театральных и музыкальных представлений.
Комментарии: