Церковь Санта Мария Новелла
Ее задумали и построили монахи-доминиканцы Систо да Фиренце и Ристоро да Камни. Строительство началось в 1246 году на месте доминиканской молельни Х века Санта Мария делле
Вине. В 1279 году были закончены нефы, а во второй половине XIV века Якопо Таленти завершил постройку Колокольни и Сакристии. Прекрасный фасад церкви - результат переделки, предпринятой Леоном Баттиста Альберти в 1456-1470 гг. (Прежний фасад датировался началом XIV века). Талантливый архитектор создал великолепный портал и всю верхнюю часть церкви с ее четкой ритмикой квадратов, инкрустированных мрамором. Композиция квадратов ограничена с трех сторон геральдическими символами семьи Ручеллаи, по заказу которой была построена эта церковь. Ее интерьер разделен на три нефа пилонами в виде связки колонн, которые поддерживают огромные арки со стрельчатыми сводами. Интерьер подвергался обновлению в XVI веке.
В этой церкви хранится множество произведений искусства Х1У-ХУ1 вв. В особенности следует отметить надгробный памятник блаженной Виллане работы Росселлино (1451 г.); бюст Св. Антонина (из терракоты) и гробницу епископа Фьезоле работы Тино да Камаино; прекрасную надгробную плиту Леонардо Дати работы Гиберти (1423 г.); гробницу Филиппа Строцци работы Бенедетто да Майано (1491 г.); Мадонну с четками Вазари (1568 г.) и Чудо Иисуса работы Бронзино. Капелла Маджоре (или Капелла Торнабуони) заслуживает отдельного упоминания, особенно ее алтарь с бронзовым Распятием Джамболоньи, а также фрески До-менико Гирландайо Жизнеописание Св. Иоанна Крестителя Жизнеописание Мадонны (конец XV в.). В Капелле Гонди- творении Джулиано да Сангалло - на своде представлены фрагменты фресок греческих художников XIII века, а на алтарной стене - знаменитое Распятие Брунел-лески.
В этой церкви начинается действие Декамерона — именно в ней встречаются молодые люди и решаются уехать из
Флоренции во время чумы.
Через ворота в виде решетки можно войти в Монастырский двор в романском стиле четырнадцатого века, потом - в Большой монастырь в окружении арочных стен, которые расписали в пятнадцатом – шестнадцатом веках флорентийские художники.
В Капелле Строцци ди Мантова на алтарной стене - фреска с изображением Страшного Суда, на правой стене - Ад, на левой - Рай Нар до ди Чионе или Орканьи. Через решетчатые ворота слева от фасада церкви можно попасть в Монастырский двор романского стиля (1350 г.). Фрески Паоло Уччелло со сценами из Ветхого Завета, которые украшали монастырскую стену, впоследствии были перенесены в Трапезную. Пройдя через небольшой Монастырь Усопших, можно попасть в Большой монастырь, окруженный арочными стенами, которые расписаны флорентийскими художниками XV и XVI вв. (Монастырь закрыт для посещения, так как он занят военным ведомством).
Во второй половине XIV в. были завершены колокольня и сакристия. Прекрасный фасад церкви — результат переделки, предпринятой Леоном Баттиста Альберти в 1456—70 гг. Это вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции (после палаццо Ручеллаи), и она также связана с именем Джованни Ручеллаи.
Один из богатейших людей города, он, по словам Вазари, «пожелал сделать за свой счет и целиком из мрамора фасад церкви Санта-Мария Новелла», проект которого был поручен Альберти. Альберти должен был завершить работу, начатую готическими мастерами в XIV веке.
Это затруднило его задачу, ибо он вынужден был включить в своей проект элементы старой декорации — узкие боковые двери со стрельчатыми тимпанами, стрельчатые арки наружных ниш, большое круглое окно в верхней части и т.п. Фасад церкви Санта-Мария Новелла, строительство которого в 1456—70 гг. вел мастер Джованни да Бертино, явился своеобразной классической перефразировкой образцов проторенессансного стиля.
Возврат к списку исторических и архитектурных памятников Флоренции
Комментарии: