Об Италии
Капелла дей Пацци и музей произведений искусства Санта Кроче
Также читайте:
В глубине Монастырского двора базилики открывается Капелла дей Пацци - прекрасное творение Брунеллески, начавшего работы в 1443 году. Декорировка капеллы выполнена такими мастерами, как Дезидерио да Сеттиньяно, Лука делла Роббиа и Джулиано да Маяано. Предваряет капеллу пронаос из коринфских колонн. Небольшой купол с кониеской крышей и круглым фонариком был завершен в 1461 году. Интерьер - воплощение красоты и гармонии эпохи Возрождения: серые каменные пилястры подчеркивают белизну стен. С правой стороны Монастырского двора, в помещении бывшей Трапезной, разместился Музей произведений искусства Санта Кроче.
Величественный интерьер состоит из трех нефов. Центральный неф отделен от боковых стройными пилонами восьмиугольного сечения, от которых устремляются вверх, как струи фонтана, остроконечные арки с двойным обрамлением. Красота церкви несколько пострадала от перепланировки, предпринятой в XVI веке. Церковь имеет перекрытие стропильного типа; в полу - старинные надгробные плиты по всему пространству нефов. В трансептах находится несколько капелл, среди которых - Капелла Маджоре с фреской Аньоло Гадди Легенда о Святом Кресте (1380 г.). В алтаре - полиптих Джерини с изображением Мадонны со Святыми, а вверху - Распятие школы Джотто. Не может не вызвать восхищения витраж (с внутренней стороны фасада) Снятие с Креста, выполненный по картонам Лоренцо Гиберти. Внизу, справа - надгробный памятник Джино Каппони (1876г.), аслева - Дж. Б. Никколини (1883 г.).
В центральном нефе установлена прекрасная мраморная кафедра работы Бенедетто да Майано (1472-1476 гг.). В правом нефе в первом алтаре - Распятие Санти ди Тито (1579 г.). На первом пилоне - знаменитый барельеф скульптора Антонио Росселлино с изображением Кормящей Мадонны (1478 г.). Витражные окна датируются XIV веком. Наиболее известные надгробные памятники расположены вдоль стен правого нефа. К ним относятся: памятник Ми-келанджело работы Вазари (1579 г.), памятник Данте Алигьери скульптора Риччи (1829 г.), памятник Альфьери работы Кановы (1803 г.), памятник Макьявелли работы Спинацци (1787 г.). Фрагменты фрески Орканьи можно видеть за четвертым алтарем; вызывает восхищение прекрасная фреска Доменико Венециано Св. Иоанн Креститель и Св. Франциск (1450 г.).
Далее идет табернакль работы Донателло и Микелоццо из серого камня с Благовещением Донателло (1435 г.), а затем - гробница Леонардо Бруни скульптора Бернардо Росселлино, надгробные памятники Россини и Фосколо. В правой части трансепта находится Капелла Кастеллани с прекрасно выполненными фресками Аньоло Гадди (1385 г.) на сюжеты т Жизни Святых. В алтаре - Распятие Джерини.
В глубине трансепта находится Капелла Барончелли с прекрасно выполненной и стиле готики фамильной гробницей и с нишей, украшенной фреской Таддсо Гадди - Мадонна. На стенах - фрески того же художника на сюжеты из Жизни Девы Марии, здесь же - Мадонна с поясом (1490 г.) Бастиано Майнарди. Алтарный полиптих Коронация Девы Марии выполнен Джотто. Портал работы Микелоццо ведет в Сакристию, где в Капелле Ринуччини можно восхищаться фресками с Жизнеописанием Магдалины и Девы Марии художника Джованни да Милане.
Прекрасен алтарный образ, выполненный Джованни дель Бьондо (1379 г.). В глубине находится Капелла Медичи, созданная специально по заказу Козимо Старшего архитектором Микелоццо. Здесь следует обратить внимание на барельеф, выполненный в манере Донателло, и на работы Делла Роббиа. В центральной части трансепта открываются капеллы, хранящие бесценные произведения искусства. Среди них - Капелла Веллути с фреской, возможно Чимабуэ, на сюжеты из Жизни Св. Ми' хайла Архангела; Капелла Перуцци и Капелла Барди с фресками Джотто на сюжеты из Жизни Св. Иоанна Евангелиста (1320 г.) и из Жизни Св. Франциска (1318 г.); Капелла Тосиньи с фреской Джотто Вознесение; Капелла Пульчи с фресками Бернардо Дадди. В левом нефе следует отметить гробницу Марсуппини работы Дезидерио да Сеттиньяно.
Комментарии: