Об Индии
Возникновение индуизма
В процессе соперничества буддизма с брахманизмом, точнее, как итог этого соперничества и как результат его преодоления и возник индуизм. Структурно эта доктрина была сходна с буддизмом и тоже не отличалась активным прозелитизмом, но решающим преимуществом- ее, обеспечившим конечный успех, была ориентация на конкретные условия кастовой Индии с ее многочисленными и разноречивыми сторонами и аспектами сложившихся на рубеже нашей эры культурных традиций. В этом смысле наиболее полным, хотя и весьма расплывчатым, определением понятия «индуизм» можно считать индийский образ жизни, включая всю сумму жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований и представлений, обрядов и культов,- мифов и легенд, будней и праздников и т. д. align=left hspace=5 vspace=1 alt="Возникновение индуизма">
Такого рода определение дает ключ к решению проблемы генезиса индуизма, который явился глобальным синтезом, конечным итогом всех древнейших религиозно-философских поисков и в этом смысле может быть уподоблен идейному синкретизму в позднесредневековом Китае. Если учесть, что в процессе своего генезиса эта система вобрала в себя немало древних верований и культов аборигенных племен и что в силу своей терпимости, многослойности и комплексности она легко впитывала в себя и ассимилировала практически все, что было в пределах ее возможностей и в сфере ее влияния, то сближение ее с понятием «индийский образ жизни» будет вполне справедливым и оправданным. Характерно и показательно, что не только различные аскеты, йоги и монахи, но даже и сам великий Будда, ставший одной из аватар индуистского Вишну, оказались включенными в индуизм. Даже те религиозные доктрины, которые возникли в борьбе с брахманизмом и индуизмом, в противовес им, как джайнизм или сикхизм, со временем оказывались чем-то вроде необходимого, во всяком случае вполне уместного элемента гигантской системы индуизма. И в религиозных шествиях во время праздников в современной Индии обнаженный дигамбар никем не воспринимается как что-то чуждое норме или шокирующее. Напротив, и джайны, включая дигамбаров, и сикхи, и мусульмане суть привычный компонент Индии, и следовательно, индуизма.