Греческая культура
Культура осмысления мира
Также читайте:
Какая культура первая задалась вопросом мироустройства? Греки первые назвали Космос абсолютом? Какую роль занимал культ тела в греческой культуре и что значили Боги для простых смертных? Как менялись греки, как произошел переход от мифологии к реальности? Вы знаете, что именно греки дали миру философию, риторику, астрономию и множество наук? Это все результаты развития греческой культуры.
Культура Древней Греции — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.
В Древней Греции существовали «научно-исследовательские центры», очень развитые для своего времени: огромные библиотеки (в Пергаме, Александрии и других городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на острове Фарос).
Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.
Масло оливы - символ Древней Греции, разменная монета и предмет гордости, дар Афины. Его употребляли в пищу, им освещали помещения, умывались и натирали тело как средством для увлажнения кожи в сухом климате. Трепетное отношение к оливе и оливковому маслу сохранилось в Греции и поныне.
Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.
Знаменитый «греческий профиль» (нос, плавно переходящий в высокий лоб без обозначения переносицы) почти не встречается в реальной жизни и считается художественной условностью, придуманной древнегреческими мастерами.
Так, образ капризного и злоупотребляющего властью Зевса превратился в мудрого, разумного правителя мира. Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в период развития дионисийского и аполлонического культа. Так, например, бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, но полном опасностей мире дикой природы. Греки еще не проводили анализ природы, поэтому мир, в принципе, непонятный человеку, был подвластен богам, и законом в нем являлся произвол богов, символизирующих необъяснимые силы природы.
Одной из популярнейших в Древней Греции игр был «коттаб»: участники пиров выплёскивали остатки вина из своих кубков, стараясь попасть в цель.
Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магическим миром добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису. На этих празднествах греки погружались в природу дионисийского мира. Они желали оргий, экстаза, безумия, которые унесут душу во дворец Всепоглощающей Любви, воспринимая ее, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII—VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.
Слово «лауреат», обозначающее победителя конкурса, означает «увенчанный лаврами». Лавровый венок у эллинов был наградой победителю в Пифийских играх, им увенчивали «любимцев Аполлона» — поэтов. Лавру приписывали и пророческий дар: его ели жрецы, чтобы узнать будущее.
В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги — это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди — актёры, а всё вместе (мир и люди) — порождение Космоса.