Афины: Храм Зевса Олимпийского
Гигантское святилище-храм
Также читайте:
Вы можете представить храм, самый большой на Пелопоннесе, величественную статую Зевса, «лес» мраморных колонн и 650 лет создания? Поистине размах римлян в строительстве впечатляет. Храм Зевса Олимпийского в Афинах, что это? Гордыня и самолюбие римского тирана или святилище античной Греции?
Массивный храм Зевса, главное здание древней Олимпии, находится в самом центре старого города. Он являлся самым большим зданием на Пелопоннесе. Храм Зевса — прекрасный пример дорической архитектуры. Римский император Адриан (117—138 гг.) был большим поклонником греческой культуры. Известно, что во время путешествий его сопровождало много художников, в обязанность которых входили описания, зарисовки, архитектурные обмеры памятников искусства, попадавшихся на пути следования императора. Значение Греции в эту эпоху уже угасало — она была всего лишь провинцией процветавшего Рима. Но как былой крупный культурный центр она еще давала миру талантливых писателей, зодчих, скульпторов, художников.
При Адриане в Афинах начались большие строительные работы. Воздвигались триумфальные арки, сооружались колоссальные по величине храмы и театры, новые жилые кварталы, водопроводы. В это время был построен грандиозный храм Зевса Олимпийского — одно из самых больших сооружений Античности, прекрасный образец высокого мастерства греческих зодчих римской эпохи - превосходящий Парфенон. В VI веке до нашей эры, во время правления Писистрата было начато строительство этого гигантского святилища. Тиран хотел обрести общественный вес. Однако возведение храма растянулось на шесть с половиной веков.Храм Зевса был самым большим храмом на греческой земле до постройки Парфенона. Статуя Зевса считалась третьим чудом света и единственная из всех «чудес» находилась не под открытым небом, а в помещении под крышей.
Храм был построен элейцами на трофеи Трифилийской войны и посвящен Зевсу. Постройка началась в 470 г. до н. э., а завершилась в 456 г. до н. э., когда блок с надписями был помещен в восточный фронтон, чтобы поддерживать золотой щит, пожертвованный спартанцами в честъ их победы при Танагре. Архитектором здания был Либон из Элиды, скульптор, создавший педименты, остался неизвестным.
Олимпейон, храм Зевса Олимпийского, располагается в Афинах в 500 метрах к юго-востоку от Акрополя и около 700 метров южнее центра Афин, площади Синтагма. Согласно легенде храм был построен на месте святилища мифического Девкалиона, праотца греческого народа. Афинская демократия интересовалась храмом мало, Фемистокл (полководец периода Греко-персидских войн 500—449 г до н. э., государственный деятель Афин) даже использовал его части для оборонительной стены, связавшей Афины с Пиреем (ее раскопанный участок виден рядом с храмом).В 175—164 гг до н. э. достраивать храм Зевса (уже в коринфском ордере) принялся царь эллинистической Сирии Антиох IV Эпифан. В 84 году до н. э. римский диктатор Сулла, имевший обыкновение увозить в Рим всё, что ему приглянется, снял с колонн Зевса несколько роскошных резных капителей и употребил их для строительства храма его римского аналога — Юпитера Капитолийского. Несмотря на это ограбление историк Тит Ливий почти столетие спустя называет афинский храм Зевса «единственным на свете, достойным этого божества». Легко понять его восхищение: стоящие 15 колонн относятся как раз ко времени Антиоха.
Завершён храм был только через 650 лет после начала строительства, при римском императоре Адриане, поклоннике греческой культуры. Поклоннике настолько страстном, что, желая походить на великих греков, он — вопреки всем правилам императорских приличий — решился даже отпустить бороду. Освящение нового храма, который Адриан посвятил Зевсу Олимпийскому, было приурочено ко второму визиту императора в Афины и стало центральным пунктом программы Всегреческих празднеств 132 г. Благодаря этому в Греции есть один из самых красивых в мире храмов.Согласно расчетам, золотое убранство Зевса Олимпийского весило 44 таланта, то есть, 200 килограммов. Глаза Зевса, по-видимому, были сделаны из драгоценных камней размером с кулак. Высота статуи составляла двенадцать метров.
Храм был торжественно открыт в 132 году, во время Всегреческого фестиваля, на котором был римский император Адриан, приехавший в Грецию второй раз. По его приказу храм был посвящен Зевсу Олимпийскому. Храм Зевса стоит на трехступенчатой террасе размерами 107,7 ? 41,1 м. Шестиколонный храм был построен из местного известняка и покрыт гипсом. Храм имел размеры 64,12х27,68 м., с шестью колоннами в каждом торце и тринадцатью с каждой боковой стороны. Колонны насчитывали в высоту 10,43 м., они немного сужались с 2,21—2,25 м. у основания до 1,68—1,72 м. сверху. Это был настоящий мраморный «лес колонн», подавлявший зрителя своими размерами. Колонны увенчиваются огромными, достигающими 3 м в диаметре пышными капителями. На каждой из них находились по 20 канавок, три кольца вокруг шейки колонны и четыре — вокруг капители.
Архитрав и фриз с триглифами были большими и яркими, следы краски говорят о том, что верхняя часть архитрава была красной, а метопы — голубыми. Крыша была изначально покрыта парийскими мраморными пластинами, которые в римский период были заменены пентелийским мрамором. Крышу поддерживала сплошная мраморная сима, прерывающаяся лишь желобами в виде львиных голов. 39 этих голов, найденных практически неповрежденными, сделаны в различном стиле и из различных материалов, — это говорит о том, что храм подвергался постоянному восстановлению, пока не был разрушен землетрясением в V веке н. э. В настоящее время у храма уцелел один угол, состоящий из 14 колонн, увенчанных коринфскими капителями, 2 отдельно стоящие колонны и одна поваленная.О внутреннем устройстве храма известно мало. Когда-то в нем стояла гигантская хризоэлефантинная (т.е. покрытая золотом и слоновой костью) статуя Зевса, являвшаяся копией со статуи Зевса Олимпийского работы Фидия. Рядом с ней возвышалась статуя императора Адриана, также сделанная из золота и слоновой кости. К сожалению, обе статуи не вынесли испытания временем.
Около 40 г. н.э. римский император Калигула, захотел перенести статую Зевса к себе в Рим. За ней были посланы рабочие. Но, по легенде, статуя расхохоталась, и рабочие в ужасе разбежались. Статуя пострадала после землетрясения во II веке н.э. В 391 г н.э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. В начале V века н.э. статую Зевса перевезли в Константинополь. В 462 г. н.э. дворец, в котором стояла статуя, сгорел. С ним сгорело произведение Фидия.Неподалеку от храма Зевса в 130 году н.э. была поставлена арка Адриана, служившая воротами в выстроенные императором новые кварталы города. Место выбрано с глубоким художественным расчетом: если от храма Зевса Олимпийского смотреть в сторону Акрополя, то можно увидеть древний храм греков Парфенон сквозь арку, словно обрамляющую святыню Афин. При взгляде со стороны Акрополя в ее пролете видны могучие формы огромного храма Зевса. На верхней части арки со стороны древних районов Афин написано: «Это город Тесея», а с другой — «Это город Адриана». Император Адриан, как и его предшественники, любил сопоставлять себя с легендарными греческими героями.