О Вьетнаме
Путешествие по горному Вьетнаму
Горные люди Индокитая
Поезд из Ханоя отправился с точностью до минуты. Дорога выдалась на удивление легкой и приятной. Состав пронесся мимо Красной реки, а позже по старому мосту мы пересекли Черную реку. Низины Тонкина, покрытые рисовыми полями, остались далеко позади, и из окна открылся чудесный вид на горные вершины и темные густые джунгли.
Перед станцией Лао Кай поезд остановился, не в состоянии двигаться дальше — многолюдная праздничная ярмарка была в самом разгаре. Отовсюду слышались петушиные крики и кудахтанье кур. На противоположном конце рынка кто-то запускал в небо фейерверки. Стоял май, а значит — самое время для празднований: ровно пятьдесят лет назад Вьетнам одержал победу над французскими колонизаторами в Первой индокитайской войне...
Горная гряда, тянущаяся из северного Вьетнама через весь Лаос и северный Таиланд до Мьянмы (бывшей Бирмы) — вожделенные земли для любого этнографа. На меня же сильное впечатление произвел северо-западный Вьетнам, в частности район Сапа. Этот колоритный край — родина нескольких горных племен Индокитая: черных и цветочных хмонгов и красных дао. Сюда меня притягивало как магнитом — если и существует место, где можно подробно узнать о жизни вьетнамских горцев, так это здесь, в Сапа.
В свое время французы называли жителей здешних территорий "монтаньярами", или горными людьми. Американцы, придя во Вьетнам, сразу же постарались заручиться поддержкой племен: аборигены прекрасно знали джунгли и окрестные горы. После поражения США горцы поплатились за свою помощь иностранцам. К концу войны более 200 000 "монтаньяров" были уничтожены Вьетминем — коммунистической организацией, боровшейся за освобождение Вьетнама от колонизаторов.
Если говорить об этносах, населяющих этот регион, то уместно будет вспомнить французскую поговорку: "Вьетнамцы сеют рис, кхмеры смотрят, как они это делают, а лаосцы слушают, как он растет". Дело в том, что вьетнамцы, или, как сейчас говорят, "вьеты", наиболее предприимчивые, деятельные и воинственные жители региона. Народ Камбоджи — кхмеры — бедны, но недостаточно усердны и трудолюбивы, чтобы выбраться из нищеты (даже освобождение от кровавого диктатора Пол Пота произошло благодаря вьетнамцам). Что касается лаосцев, то они полностью "ушли" в религию, и буддизм делает их невосприимчивыми ко многим проявлениям современной цивилизации. После того, как Лаос был безо всякого сопротивления колонизирован, французское правительство получило от местного губернатора занятный доклад о ценностях страны, которые могли бы принести пользу Франции. Документ гласил: население Лаоса не производит никаких товаров, которые можно было бы продать; полезных ископаемых в стране не обнаружено, стратегических дорог нет, а Меконг абсолютно непригоден для судоходства, потому что мелководен.
Равнинные вьетнамцы называют жителей горных племен "мой" — "дикие", и сами предпочитают селиться в долинах. Именно различные условия жизни превратили родственные группы в два совершенно разных народа.
Хмонги и дао
И в третьем тысячелетии хмонги ведут натуральное хозяйство, основанное на подсечно-огневом земледелии. Главные продукты питания — рис и кукурузу — выращивают на террасированных склонах гор. На выжженных участках леса встречаются посевы ржи, а также лен, из воло-- кон которого делают ткань. С болезнями здесь борются настойками, припарками и отварами из специально выращенных целебных трав. Семьи держат различных домашних животных: от крупного рогатого скота до цыплят и собак. Традиционно, женщины занимаются домашним хозяйством, а мужчины охотятся.
Как мне рассказали, горцы считают, что все члены одной семьи должны жить в одном доме и поддерживать друг друга даже ценой собственной жизни, если понадобится. Внутрисемейные браки здесь категорически запрещены. Зато практикуются так называемые "хай пу" — церемонии обручения для бедных: если родители одобряют выбор дочери или сына и разрешают свадьбу, но не могут ее оплатить, молодая пара договаривается о тайной встрече в особом месте, после которой жених может вести избранницу к себе в дом уже в качестве официальной жены.
Мне посчастливилось быть гостем на свадебной церемонии представителей красных дао и черных хмонгов. Оба племени дружелюбно настроены по отношению друг к другу, поэтому межплеменные браки здесь не редкость. Сначала группа хмонгов в темных сине-черных национальных одеждах исполнила традиционные для такого события песни и танцы. Во время основного свадебного танца певцы, не прекращая двигаться и петь, ухитрялись подбрасывать высоко в воздух несколько шаров и жонглировать ими. Когда на свадьбе я попытался сфотографировать местных женщин, они испуганно спрятались, так как были уверены, что мой фотоаппарат притягивает злых духов. Пришлось "исчезнуть", максимально слившись с толпой.
Племя дао, как и хмонги, подразделяется на множество этнических групп. Одна из самых многочисленных — красные дао. Всего же представителей этого племени — 470 000. Женщины красных дао повязывают головы плотными красными косынками, что делает их похожими на распустившиеся цветки мака. Отсюда и название племени. Дао, в основном, выращивают рис. Они обрабатывают землю примитивными орудиями труда, выкованными местными ремесленниками. Горцы сами производят бумагу и растительное масло. Основу местной кухни составляют побеги бамбука и овощи, а мясо и рыба лишь изредка разнообразят меню. И хотя дао разводят свиней и домашнюю птицу, животные, как правило, используются для ритуалов и жертвоприношений. Как я смог убедиться, у этих людей сильна вера в духов и демонов, поэтому в течение года проводится ряд довольно сложных ритуалов. Для лечения болезней и продления жизни в племени до сих пор применяют древние рецепты народной медицины.
Тонкин
Завершающим этапом моего маршрута стало путешествие в поросшие дремучими джунглями окрестности горы Фан Си Пан, самой высокой точки Вьетнама (3143 м). Чтобы сюда добраться, нужно пребывать в хорошей физической форме, поскольку дорога тяжела и утомительна. Местные джунгли выглядят непроходимыми, и заблудиться в них можно даже "днем с огнем" — лишь узкие крутые тропки ведут сквозь чащу к разбросанным по Тонкинскому массиву горным селениям. Где-то там вдалеке, утопая в зелени, пролегает невидимая граница с Лаосом, и жизнь нескольких этнических групп проходит за этой зеленой стеной. Все здешние народы родом из Лаоса, и большинство племен проживает на его территории.
Продираясь сквозь джунгли от одного селения к другому и ненадолго останавливаясь в каждом, я чувствовал, будто нахожусь в горах моей родной Чехии, таких же крутых и отвесных. Я без устали щелкал затвором фотоаппарата: каждый народный костюм имел оригинальную расцветку. Только у племени хмонгов в разных селениях я обнаружил полосатые, черные, белые и красные цвета традиционной одежды. Как потом оказалось, это была лишь часть богатой палитры, используемой в нарядах.
Жители окрестных деревень воспринимали мое желание узнать об их жизни дружелюбно; горцев больше интересовали деловые отношения: продать-купить-обменять. Из меня получился плохой торговец: "Ручка? Зачем вам ручка? Может, жевательная резинка сойдет?" За пачку сигарет упорно предлагали живую курицу. Но из всей моей экипировки аборигенов больше всего интересовали металлические предметы. Для племени хмонг самым ценным товаром является железо — здесь существует постоянный дефицит мачете для прорубки троп в джунглях и копий для охоты на дичь. Если же горцам не удается обменять на металл продукты, они предлагают товар, который всегда в цене, — опиум. Такие операции с опиумом нелегальны и уголовно наказуемы, но поскольку высокогорье труднодоступно, контролировать соблюдение законов здесь, мягко говоря, нелегко.
Опиум уже давно стал хорошим источником дохода для "горных людей" Индокитая — хмонгов, яо, лису, лаху. Часто мак и кукурузу выращивают на одних и тех же полях: кукурузу сажают в апреле и собирают урожай в августе, а в сентябре поднимается мак, и его ростки защищают оставшиеся стебли кукурузы. Пора созревания мака — февраль-март. Маковые головки аккуратно надрезают, чтобы не пролить белую густую жидкость. За ночь эта субстанция превращается в коричневую массу; ее соскабливают ножом, скатывают в шарики и заворачивают в банановые листья. Каждую головку подрезают несколько раз, а семена от самых продуктивных растений хранят для следующей посевной. В основном, мак выращивают и производят жители селений, находящихся на стороне Лаоса. По статистике, большинство опиума, собранного в Лаосе, потребляется внутри страны, где официально зарегистрировано более 60 000 наркоманов. Страны Юго-Восточной Азии договорились к 2008 году полностью искоренить незаконное производство зелья, однако, для беднейших слоев населения это единственный источник получения наличных средств. На вьетнамской же территории плантации опийного мака мне ни разу не попадались.
С вьетнамских гор я спускался с сожалением и с надеждой, что еще вернусь в эти дремучие джунгли, где живут люди, не отягощенные и не избалованные цивилизацией. Монтаньяры привыкли полагаться только на собственные силы, этим они и подкупают.
Автор Томаш Свобода Журнал "Экзо"
Комментарии: