О Вьетнаме
Вьетнам. Декабрь 2004 г. История поездки.
Мы решили ехать в отпуск в декабре и стали искать страну, в которой это время пригодно для путешествия. Таких оказалось немного. Из короткого списка стран-претенденток Вьетнам был выбран единогласно.
Эти заметки будут содержать, как обычно, впечатления от страны и описания увиденного, а в конце я добавила отдельную главу с чисто практическими советами для тех, кто тоже собирается провести отпуск во Вьетнаме. Так что, те кому не нравится мой стиль изложения, собираясь в отпуск, могут переходить сразу к последней части, те же кто не собираются пока на Восток, могут, напротив, опустить последнюю часть и таким образом избавить себя от технических подробностей.
Планируя маршрут, я поделила его на три части, в соответствии с географией Вьетнама - Север, Центр, Юг. В каждой части был выбран опорный пункт из которого и совершались радиальные поездки по окрестностям.
Добавлю ещё несколько слов о форме путешествия, так как это наложило отпечаток на наше времяпрепровождение. Мы договорились с Вьетнамской туристической фирмой о предоставлении нам частного гида, говорящего по-русски, водителя с машиной, бронировании гостиниц и билетов на внутренние рейсы. Расписание наших экскурсий мы также согласовали с фирмой заранее.
Север
В аэропорту нас, как и было запланированно, встретил гид и после поселения в гостиницу, отвёз на торжественный ужин, устроенный по поводу приезда принимающей фирмой.
Ресторан был симпатичный, но удивительно было оказаться там в полном одиночестве. Гид объяснил, что час поздний (21:00) и в это время уже не ужинают.
Ханой
Первый пункт нашей программы - центральная площадь Ханоя, на которой расположен мавзолей Хо Ши Мина. Ей не хватает исторической весомости Красной площади или китайской Тянь Янь Мин. Это просто место с серой несуразной коробкой, именуемой мавзолеем. Внутрь мы не попали - было закрыто.
Позади мавзолея расположен дом, в котором трудился скромный вьетнамский вождь. На самом деле, здесь два его дома . Один устроен наподобии кремлёвского кабинета Ильича - простой стол, односпальная кровать, зачехлённые белым стулья и маленький книжный шкаф.
Товарищ Хо Ши Мин никогда не был женат и не имел детей, и по этой причине считал себя отцом всего народа. Так вот, однажды, будучи уже человеком с возрасте, он попросил у своих детей построить для него ещё один дом, напоминающий милую его сердцу родину - юг Вьетнама. Вход во внутрь туристам запрещен, но снаружи это выглядит роскошно, чем-то напоминает пятизвёздочные гостиницы в Бали. Рядом построен блиндаж, чтобы освежать воспоминания о героическом прошлом или просто потешать старика.
Возле дома разбиты громадный фруктовый сад и пруд с зеркальными карпами. Чтобы построить этот райский уголок, часть земли позаимствовали у старинного ханойского зоопарка. Но чего не сделаешь, чтобы уважить стареющего отца.
Здесь будет уместно рассказать о современных жилищах потомков скромного вождя.
В ценре города отдельные квартиры имеются только у "руководителей" (определение нашего гида). Остальные живут в коммунальных. Три поколения в двенадцатиметровой комнате - обычное явление. Стоимость квадратного метра земли в центре - 20000 $. Покупают, чтобы открыть магазин и сдать его в аренду. Владельцу территории в 6 кв.м. можно не работать, арендная плата прокормит его и его семью.
Те, кто готов жить подальше от центра могут построить дом. Земля стоит 1000$ за кв. метр. Но... Ширина дома не может быть больше четырёх метров, а глубина - двенадцати. Увеличивать площадь можно только за счёт высоты. Первый этаж, вернее, помещение, расположенное прямо за входной дверью, служит одновременно офисом (магазином/рестораном/мастерской), салоном и гаражём. Дальше расположена лестница наверх, и за ней кухня и туалет. На верхних этажах находятся спальни.
При всей странности и архитектурной ограниченности этой конструкции, вьетнамцы проявляют незаурядную фантазию, позволяющую придать индивидуальный характер каждому дому - цвет стен, форма окон, лепные украшения, замысловатые решетки...
Когда я говорила, что первая комната служит также гаражем, я не преуменьшала. В Ханое на 4 млн. жителей приходится миллион мотоциклов, являющихся неотъемлемым аксессуаром их жизни. Когда вьетнамец дома - его верный мотоцикл дома, когда вьетнамец в магазине - мотоцикл не привяжут как собаку снаружи, а как друга возьмут с собой вовнутрь. Мотоцикл трудно воспринимать здесь как транспортное средство, он как бы часть тела вьетнамца. Это особенно зримо, когда нужно перейти улицу сквозь плотный рой движущихся машин, не соблюдающих ни рядность, ни указания знаков. Во всех путеводителях написано, что нужно просто идти в любом удобном месте. Но это легко сказать... Хотя, действительно, нужно просто идти. А этот поток сам обогнёт препятствие, практически не изменив ни формы ни скорости.
Мотоцикл используется и как семейный транспорт. Пять человек на одном мотоцикле - зрелище заурядное. Дети обычно ездят стоя между родителями.
Практически все водители в респираторных масках. Наш гид объяснил, что окружающая среда плохо действует на кожу, а маска позволяет дольше оставаться молодым. Вопрос - "Зачем?", если и в молодости человек выглядит уродливо, надев маску, напоминающую намордник,.
Слово Ханой переводится как "Посреди озера". Точнее было бы сказать - озёра посреди города. Их здесь много и они очень красиво вписываются в городской пейзаж. С озёрами связано множество легенд.
Одна из них - легенда о возвращённом мече. Однажды, к императору, прогуливавшемуся на лодке по озеру, подплыла громадная черепаха с мечом в зубах. Имперетор принял от нее меч и понял, что это знак с неба и нужно идти воевать врагов своих. Он внял предзнаменованию, пошёл и победил. А после победы вернул меч на хранение черепахе. На крохотном островке посреди озера подданные императора поставили очень славную маленькую пагоду, не то во славу победы, не то в честь императора, а может в честь мудрой черепахи.
По утрам на берегах озера, вьетнамцы, следуя китайской традиции, занимаются Тай Чи, чем придают особый восточный колорит пейзажу.
Во Вьетнаме говорят: "У нас длинная история, а показать нечего". И если говорить об архитектурных достопримечательностях, то это почти правда.
После тысячелетнего китайского правления, настали два французских века. Китайцы рассматривали Вьетнам как далёкую колонию и не интересовались её развитием. Французы тоже не слишком пеклись о вьетнамцах, но их стремление жить в комфорте и роскоши принесло сюда некие зачатки европейской цивилизации.
Самыми красивыми кварталами Ханоя являются Французские кварталы - здания суда, министерств внутренних и иностранных дел, оперного театра и, конечно, бывший губернаторский дом (кстати, Хо Ши Мин использовал его как дом правительства)
Теперь немного о столичных музеях. Мы побывали в трёх - музее армии, Историческом и тюрьме "Ханой-Хилтон".
О первых двух не стоит говорить, так как их трудно назвать музеями, а вот тюрьма "Ханой-Хилтон" интересна. Её построили французы для вьетнамских политических заключённых. Здесь представлены подлинные камеры и подлинные орудия пыток, сохранилась даже гильётина.
Дальше, представлены камеры где содержались американские лётчики. Это действительно - "Хилтон", по сравнению с камерами для вьетнамцев. Вообще, очень любопытно, как сегодняшние вьетнамцы говорят об американцах и о прошедшей войне.
- Они много бомбили; это не правда, что вьетнамцы сбили 5000 самолётов; американцы уничтожали целые деревни, но некоторые из них спасали вьетнамцев; война есть война, там убивают.
Здесь нет ненависти к американцам, как, например, в России к фашистам, а ведь прошло ещё совсем не много времени - меньше тридцати лет. Почему?..
Наверное, к музеям можно отнести также храмы и пагоды. Все они построены в китайском стиле, разве только выглядят более бедными, чем в Китае. Когда я спросила гида о содержании надписей на каменных стеллах, он ответил, что это на китайском и сегодня уже прочесть нельзя.
Самым интересным я бы назвала храм литературы или храм Конфуция. Не то чтобы Конфуций был здесь когда-либо, просто китайцами он был почитаем как символ литературы. В состав храмового ансамбля входят сам храм, внутренние пруды, зелёные газоны, на которых собственно и обучались литературе тогдашние студенты и крытые коридоры, где установлены стэллы с именами выпускников.
Каждая стэлла покоится на спине огромной черепахи. Считается, что всем потрогавшим черепахин нос повезёт на экзаменах. У меня их не предвидится, но я всё равно исполнила обряд - пусть повезёт в чём-нибудь другом, ведь практически любое событие в жизни можно рассматривать как экзамен.
На улицах Ханоя очень много людей, пытающихся продать какую-нибудь ерунду. Они не агрессивны, но очень навязчивы. Почему-то особенно им нравился Игорь. Одна женщина очень настойчиво предлагала ему купить футболку - хватала его за руки, загораживала дорогу. Игорь, не выдержав, на чисто русском языке спросил её: "Ну зачем мне это нужно?" Она не нашлась что ответить и отстала.
Одной из важных достопримечательностей города, куда обязательно водят всех туристов, является кукольный театр на воде. Артисты в резиновых сапогах стоят посреди бассейна за ширмой и управляют куклами при помощи длинных палок. Куклы, изображающие разных фольклорных героев танцуют и поют, скользя по водной глади. Я бы не назвала это высоким искусством, но действо необычное. Если бы получше знать вьетнамский фольклор, наверное, было бы интересней.
Одно из главных удовольствий в Ханое - еда. Множество маленьких и больших ресторанов предложат Вам блюда со всех стран мира. Меню на английском языке есть везде. Официанты внимательные и услужливые. Мы предпочитали вьетнамскую кухню. Дани не готов был есть в ресторанах, в которых не было матерчатых скатертей - в его понимании, символа респектабельности и чистоты. Но даже в этих "дорогих" заведениях обед, включающий в себя натуральные соки, пиво, суп, мясо и салат, редко стоил больше пяти долларов на человека. В одном из ресторанов Дани даже подарили фирменную кепку, с которой он не расставался до конца поездки.
В декабре все рестораны и гостиницы Вьетнама готовятся к встрече Нового года. Всё украшено разноцветными лампочками, в некоторых местах установлены ёлки.
В нашей гостинице украсили даже стол на котором стояли блюда к завтраку. Очень забавно было видеть европейские праздничные атрибуты среди экзотической восточной еды, такой как драконовый фрукт, например.
Кстати об экзотике. Выяснилось, что мы все очень любим китайские рисовые булочки, приготовленные на пару, сладкий и очень красивый драконовый фрукт (снаружи он похож на большую редиску, а внутри белый с мелкими черными семечками, когда разрезаешь пополам - сочетание белого, чёрного и красного выглядит очень аппетитно) и арбузный сок.
Сапа
Французы, захватив жаркий и влажный Вьетнам, долго искали уголок для отдыха, с климатом более или менее приемлемым для европейца.
На расстоянии примерно двухсот километров на северо-запад от Ханоя нашли Сапу - удивительное по красоте место, расположенное в горах.
В этих местах жили племена Зао и Монг. Каким-то образом их не коснулись ни китайская и ни французская культуры. Трудно сказать в каком социальном строе они живут. Внешне выглядят абсолютно дикими.
Племя Монг более многочисленное. Оно делится на несколько групп - красный монг, зелёный монг и черный монг. Цвет в названии соответствует цвету одежды.
Женщины красного монга стригутся налысо и носят на голове цветастые зелёные косынки. Другим аксессуаром является фартук, украшенный разноцветными лентами.
Женщины зелёного монга ходят в одежде одинакового покроя (почти униформа), которую вообще никак не украшают. Я так и не смогла понять как они удовлетворяют такую естественную женскую потребность как стремление быть модными.
Для нас Сапа началась с поезда. Состав включал в себя примерно 15 вагонов. Три были для иностранцев, а остальные для вьтнамцев. Главное отличие между ними состояло в том, что в вагонах для вьетнамцев не было постельного белья.
На вокзале оказалось, что во многих вагонах зарешёчены окна. Гид объяснил, что иногда дети бросают с насыпей камни. Решётки призваны защитить пассажиров, а главное стёкла. Сразу скажу, что в нас камни никто не бросал.
Игорь, готовясь к поездке на поезде, призвав на помощь опыт прошлых подобных путешествий в России, купил виски и всякую снедь. Когда поезд тронулся, мы пригласили гида присоединиться к нам. Он смутился, но согласился. Попробовав виски, сказал, что к таким напиткам не приучен, слишком дорого и не вкусно. Пришлось Игорю страдать одному.
На вокзал в Лао Кай мы прибыли рано утром. Нас ждала машина и мы отправились выполнять намеченную программу.
В полу-часе езды от Сапы расположен воскресный базар Кан-Кау. Здесь, наряду с фруктами и овощами, продают предметы первой необходимости - гвозди, лопаты, яркие ленты, национальную одежду и скот. Крупными животными торгуют мужчины, а вот поросят (черненьких) продают женщины.
Мы не слишком понимаем в ценах на скот, и хотя 150 долларов за вола нам показалось немного, мы его не купили.
Вообще, это место очень зрелищное - яркая красочная толпа, диковинные предметы, доброжелательность и совершенно чужая жизнь.
Наш гид посоветовал нам попроботь сладкий бамбук. Он был изумительно вкусным. Мы даже решили, что его нужно привезти в Израиль в качестве сувенира. Забегая вперёд, скажу, что это решение было ошибкой. За несколько дней весь сок в палках высох и есть это стало невозможно. Так что мы зря таскали с собой около десяти килограмм дров.
В самой Сапе тоже есть базар. На нём торгуют овощами, рыбой, чаем и, ставшими уже привычными, вьетнамскими деревянными изделиями. Игорю предложили также опиум. Но мы не заинтересовались.
Дани пользовался настоящим успехом на вьетнамской улице. Все говорили мне, что он очень красивый, некоторые пытались его потрогать. Ему это повидимому нравилось. Дело закончилось тем, что он рискнул сам торговаться на базаре. Ему сразу сбросили цену. После столь лёгкой победы, Дани пришёл к выводу, что торговаться дело несложное, нужно только преодолеть лень и застеньчивость.
Маленький эпизод из прогулки по базару. Проголодавшись , мы зашли в небольшой ресторанчик. Заказали еду и соки. Хозяин вышел на улицу, купил свежих фруктов и приготовил из них напитки для нас. Было очень мило.
Вечером мы пошли знакомиться с самой Сапой. Нашли, что это уютный городок расположенный на берегах двух озёр. Маленькие парки, гостиницы и рестораны - вот и все достопримечательности. Все старые французские дома теперь переоборудованны под отели, новые здания сразу строят гостиницами. Цена номера намного ниже, чем в крупных городах.
Мы устроились передохнуть на лавочке у озера. Через несколько минут к нам подошли две девчушки лет пятнадцати и, стесняясь, на плохом английском, попросили прочитать открытку, полученную одной из них. Открытка была, видимо от туриста, гостившего когда-то в Сапе. В ней говорилось о его тёплых воспоминаниях и желании снова побывать в этих местах. Я прочитала. Дальше последовал следующий диалог:
Д: Я бы хотела послать ему ответ
Я: Ты знаешь адрес?
Д: Нет. Может быть я его потеряла. Когда я получила открытку, она была в конверте. Я не знала как его открыть и попросила гостиничную служащую. Может она его куда-то дела...
Я: А где конверт? - Девочка протягивает мне конверт без адреса. Но на открытке написаны дата и название города "Кёльн".
Я: К сожалению, здесь действительно нет адреса, только город
Д: Вы случайно не едете в это место? Может быть вы можете передать мой ответ?
Вот такая святая наивность. Вернее, такое видение мира - маленького, в котором все знакомы и все друзья.
Туристы, приезжающие на несколько дней, совершают пешие прогулки по окрестностям. Проложено несколько маршрутов разной длительности и сложности. Ходить по ним в силу своей лености мы не пробовали, но из окна машины видели. Смотрятся привлекательно.
Один из маршрутов идёт в деревушку племени монг. На въезде нас встретили женщины, к удивлению, довольно свободно изъясняющиеся на английском. Они настойчиво пытались продать нам своё рукоделие. Когда я попыталась выяснить, откуда знания иностранных языков, мне объяснили, что от туристов.
Гид договорился о посещении одного из домов. Площадь его большая - метров 80, но похож он больше на сарай. Одна комната, земляные полы, очаг, несколько кастрюль, тюфяк для сна. Вокруг возделанные рисовые поля. Это не выглядит убого - чисто, нормальный запах... Кажется, что здесь время остановилось тысячу лет назад, и у нас есть уникальная возможность в нём побывать.
Хозяйка дома с удовольствием показывает мне свой не хитрый скарб и не скрывает, что ждёт от меня платы за гостеприимство. Плата не высока - мы обе очень довольны.
После экскурсии в деревню, у нас запланирована поездка к Серебрянному водопаду. Несмотря на то, что сейчас зима, водопад больше похож на маленький ручеёк и сам по себе никакого интереса не представляет, но места вокруг дивной красоты, уходить совсем не хочется и я втайне завидую тем, кто поборол лень и отправился в пеший поход по окресностям.
В Сапе мы впервые воспользовались вьетнамским такси - мопедом. Больше всех впечатлился Игорь - он не верил, что мопед его выдержит, потом ему не нравилось обнимать водителя и только потом он был несказанно рад тому что поездка закончилась.
Ощущения от от этой поездки у каждого из нас были разными, но у всех они были сильными.
Кроме такси в Сапе, как и во всех других городах во Вьетнаме, имеется и другое национальное развлечение - бильярд. Бильярдные столы есть во всех гостиницах, во многих придорожных барах и просто посреди "ничего" в любой захудалой деревухе. Развлечение это бесплатное и очень приятное. Дани сражался не только с Игорем, но и с гостиничными служащими, которые с радостью оказывали ему эту услугу.
Ещё одна интересная деталь из жизни Сапы. В декабре здесь довольно прохладно (я ходила в куртке), но все кондиционеры устроены так, что эффективны они только летом. Когда я сказала в гостинице, что замерзаю в номере, мне принесли обогреватель и электрическое одеяло. Надо признаться, что доброжелательность гостиничного персонала согрела нас больше, чем обогреватель.
Ха-Лонг-Бэй
Ха-Лонг-Бэй - это залив с тысячей больших и маленьких островов. Если приехать сюда в ясный солнечный день, то, говорят, от увиденного захватывает дух. Нам не слишком повезло. День был пасмурный и поэтому мы не смогли в полной мере оценить красоту этого места.
От Ханоя до Ха-Лонг-Бэй примерно 180 километров. Но поездка заниманиет почти пять часов, так как разрешенная скорость на трассе во Вьетнаме 50 км/час, а полиция стоит примерно через каждые пол-километра, так что сильно не разгонишься.
На пристани выстроились корабли, ожидающие туристов. Они, как вьетнамские дома, имеют одинаковые размеры, одинаковую архитектуру (если можно так говорить о кораблях), но очень по разному украшены.
Каждый корабль может вместить около семидесяти туристов. Но в нашем случае на нем были только мы, гид и команда.
В течении четырёх часов плавания, мы один раз приставали к берегу, для прогулки в сталактитовую пещеру. Ничего особенно выдающегося в ней нет, но чтобы поразмяться - вполне приемлемо. Гид рассказывал нам о островках, напоминающих своей формой разных животных. Как я уже писала, наверное, при солнечной погоде, у нас были бы другие впечатления.
А так главным впечатлением был обед, приготовленный для нас командой. Обед состоял из всевозможных морских рыб и животных - крабов, кальмаров, устриц, мидий, креветок.... В колличествах непосильных для обычного человека. Но и отказаться от этого тоже было невозможно. Так что мы сражались до конца.
Когда стол был убран, начался традиционный вьетнамский аттракцион - "продажа глупым туристам всякой ерунды за дорого". Сперва я пыталась, пользуясь Игоря методами, выяснить "Зачем нам это". Не помогло. Тогда я предложила дать продавцам немного денег, чтобы они отвязались. Им это показалось обидным. Они, оказывается, честно работают, а не милостыню просят. Но купить действительно было нечего, так что пришлось продавцам просто взять деньги. Они остались недовольны.
Дорога обратно в Ханой была такой же длинной как и утром из Ханоя. Правда, её несколько скрасила остановка у фарфоровой фабрики. Цены там не дешевле обычных, но выбор богаче, чем в городе. Так что из Ха Лонг Бэя мы вовращались со всевозможными чашками, пиалами и чайниками.
Ещё одно наше приобретение на Севере - сотовый телефон для Дани. Он выбрал себе очень крутую модель, которую в Израиле мы ни себе, ни ему не позволили бы. Но во Вьетнаме она стоила ровно половину израильской цены. И мы не устояли.
Дани с новым телефоном не расставался. У него было столько радости, что не жалко было никаких денег. Игорь просил его быть аккуратным и не потерять обновку. В аэропорту, перед отлётом в центр страны, Игорь обратил внимание Дани на то, что система безопасности не среагировала на металл (Данин телефон). Металлоискатель оказался в порядке, а вот телефон пропал.
Мы все очень расстроились. Игорь ругал Дани на чём свет стоит. Дани почти плакал, а я думала что же делать. Я позвонила на Данин номер. Никто не ответил. Но и телефон не был выключен. Затем я позвонила гиду, чтобы он проверил машину, доставившую нас в аэропорт, затем я позвонила в ханойскую гостиницу, чтобы проверили наш номер.
Во всех случаях мне пообещали проверить и просили перезвонить попозже. Всё это происходило на фоне цейтнота с улетающим самолётом. Телефон оказался в гостинице. Позвонив хозяину принимающей нас фирмы, я попросила переслать его в одну из гостиниц на пути нашего следования. Что произошло дальше я опишу когда доберусь до пункта в котором это произошло... Так мы расставались с Севером.
Центр
Хуэ
Нам обещали теплую погоду, но город встретил нас дождём. Из аэропорта мы отправились в гостиницу. Она оказалась замечательной. Пышные вьетнамские интерьеры напоминали императорские покои. Тяжёлая резная мебель, инкрустированные столы и стилизованные под фонарики светильники создавали ощущение роскоши.
Окна нашего номера выходили на реку, которая жила своей совсем не богатой, но очень насыщенной жизнью. Узкие длинные лодки служат здесь и жильём и рабочим местом. Они движутся медленно, но легко. Вообще, весь пейзаж напоминает старинные восточные картинки.
Продолжение истории с даниным телефоном... Гид сказал нам, что гостиница не отдаёт телефон, они ждут от нас факс с разрешением. Факс мы послали. И тут Игорь сказал, что не уверен, что нашли сам телефон, а не коробку от него, которую мы тоже оставили в номере. Мы позвонили в гостиницу, но ничего не выяснили, так как дежурный портье этого не знал. Продолжение следует...
Дани решил, что раз объявили тёплую погоду, нужно идти в бассейн. Я так и не решилась снять свитер, а он наплавался вволю, на радость обслуживающему персоналу, у которых других клиентов не было, а тут представился случай проявить гостеприимство.
После обеда у нас была запланирована экскурсия в императорский дворец. Хуэ - древняя столица Вьетнама. Не смотря на то, что американцы усиленно бомбили её, большая часть дворца осталась целой.
Мы снова увидели образчик китайской архитектуры. Главная его особеннось - колокольчики. Ими украшен весь дворец и их звон должен отгонять злых духов. Мы бродили между комнатами, пытаясь представить себе как же жили настоящие императоры. Гид рассказал, что у пруд с лотосами служил не только украшением дворца, а и составной частью в ритуале приготовления чая. Каждый вечер главный евнух помещал чайные лепестки внутрь лотоса, чтобы они напитались ароматами, а утром император угощался этим божественным напитком.
Я спросила у Дани знает ли он кто такой "евнух". Он оветил: "Конечно. Внук - это такой мальчик у которого есть дедушка". На вопрос, как по его мнению получал чай император у которого не было внуков, Дани ответил, что это - проблема императора. Мы все очень смеялись.
В одном из строений дворца расположился маленький фотопавильён для туристов. Там за два доллара можно облачиться в императорские одежды, посидеть на троне или в паланкине. Эти события запечатлеваются местным фотографом и фотографии доставляют в гостиницу.
Одежды, которые нам больше всего понравились, предназначались для принцессы. Поэтому Дани одели в другие, менее красивые, но не менее экзотичные. Фотографии получились превосходные.
День вышел длинным и уставший Дани отказался от вечерней прогулки, а мы с Игорем отправились рассматривать город.
Его архитектура очень отличается от ханойской. Больше разнообразия, фантазии. Да и за шириной зданий меньше следят. В городе есть целые кварталы "хрущёвских" домов. Нам объяснили, что квартиры в них в основном коммунальные. Трудно представить несколько семей в квартире -"распашёнке".
В Хуэ много бутиков, построенных на западный манер, картинных галерей, европейских ресторанов, цены в которых не отличаются от ханойских. В одном из них мы решили поужинать. Было вкусно, но в конце мы ясно осознали, что вьетнамская еда нам нравится больше европейской.
Несмотря на то, что географически Хуе расположен южнее Ханоя, ощущение, что попадаешь в более "западный мир". Парадокс Вьетнама можно выразить такой странной фразой - "Чем южнее, тем западнее".
В программу второго дня было включено путешествие по Ароматной (Perfume) реке. Её назвали так, из-за цветов которые росли по берегам и источали сильный и приятный запах. Самое интересное, что мы видели во время плавания, был процесс добывания песка со дна реки.
Делается это вручную, с испоьзованием простейших приспособлений. Добывают песок в основном подростки - один управляет лодкой, ещё двое ногами приводят в движение лебёдку, которая поднимает ведро! с песком со дна реки, ещё один высыпает песок в лодку из ведра и последний управляет длинным шестом, привязанным к ведру, и направляющим его во время зачёрпывания песка.
Я поинтересовалась, зачем черпать песок с середины реки, а не у берега. Мне объяснили, что в середине он чище, и к тому же добывая его там, мальчишки ещё и углубляют русло, что очень полезно для реки-кормилицы.
Наполнить лодку песком занимает примерно час. Затем ещё пол часа разгрузить (песок лопатами ссыпают на землю). За лодку песка ребята получают примерно десять долларов. За день они делают 7-8 ходок. И по вьетнамским меркам неплохо зарабатывают.
По реке мы добрались до пагоды Тьен Му. На берегу, по земле было разбросано множество фальшивых долларов. Гид объяснил, что недавно здесь были похороны и по вьетнамскому обычаю за траурной процессией нужно разбрасывать деньги, чтобы душа могла найти путь домой. Деньги бросать на дорогу, по понятным причинам жалко, вот и бросают подделки. Душе же с ними не в магазин идти.
Пагода Тьен Му действительно красивая и расположена в очень живописном месте. Мы немного побродили вокруг и отправились в храм Хон Чен.
Хон Чен - действующий храм, построеный в традициях китайской архитектуры. На её территории расположены школа для буддистских монахов, жилые и храмовые помещения и прекрасный сад.
В одном из храмовых залов я осановилась у громадных барабанов. Ко мне подошёл монах и стал расспрашивать нас об Израиле. Я в ответ спрашивала о барабанах. Монах сказал, что бог больше обращает внимание на молитвы, усиленные барабанным боем. Мы дали ему денег и попросили помолиться за всех нас. Гулкий чистый звук наполнил зал, заглушая слова молитв. Казалось, что сердце бьётся в ритме музыки и трудно было поверить, что Он может не услышать такое!
Храмовый сад не только красивый, но и практичный. В нём выращивают плоды, которые после используются монахами. Нас особенно заинтересовали хлебное дерево и черный перец.
Черный перец оказался кустарником, ветви которого взбираются даже на очень высокие деревья. Плодами его являются гроздьи мелких ягод. А то, что мы называем перцем, является косточками в этих ягодах.
Плоды хлебного дерева похожи на зелёные среднеазиатские дыни. Очень странно видеть их подвешенными на дереве. Их не едят сырыми, а варенные они похожи по вкусу на хлеб.
Следующим пунктом нашей программы был мавзолей Минг Манга. Китайские императоры очень серьёзно относились к месту своего будущего захоронения. Если египетские правители, например, думали прежде всего о безопасности могил и защите их от грабителей, то вьетнамские думали о красоте. Минг Манг когда купил участок для мавзолея, сразу же принялся строить на нём второй пруд, чтобы было побольше воды и душе было бы вольготно. Нужно заметить, что место он выбрал красивейшее. Оба пруда, расположенные здесь, настолько органичны, что не возможно понять какой же из них искусственный.
Чтобы дополнить образ этого почитателя прекрасного (императора), я обязана рассказать о его любимом козле. Козёл и император были настолько близки, что ему (козлу) доверяли выбирать жену с которой его хозяин проведёт ночь. Козёл и император спускались утром во двор, жёны выходили в назначенный час к дверям своих аппартаментов и смиренно ожидали козлинного решения. Жена, к дверям которой подходил козёл и становилась избранницей. Женщины, желая завоевать расположение императорского любимчика, придумывали разные хитрости. Чтобы привлечь внимание козла, они ранним утром покупали свежие зелень и овощи и украшали ими свои двери. Трудно сказать насколько это помогало. Но... таковы были нравы в доме славного Минг Манга
На территории мавзолея, как и во всех остальных туристических точках, ведут свой бизнесс мелкие торговцы. Здесь, кроме сувениров, торгуют фруктами. Мы попробовали маглис. Он очень похож по вкусу на личи, только немного крупнее.
Издревле императоры избрали Центр Вьетнама своим родовым гнездом. Столицы могли быть расположены в Хуэ, Хой-Ане или в другом городе, но всегда в этой области. До сегодняшнего дня, здесь царит некая специфичная атмосфера. Ощущение "начала" или "основы", наивное и сильное, не покидало меня во время всего путешествия по Ароматной реке.
Дананг
Дананг - крупнейший город в центре Вьетнама. Известен музеем Чам и мраморными горами, расположенными в округе.
Для нас он начался с ресторана. Мы попросили гида отвезти нас в какой-нибудь совсем не туристический, но хороший ресторан. И он в точности выполнил нашу просьбу.
Туристов здесь не было. Официанты по английски не говорили. Но меню на английском нашлось. Мы заказали рис и мясо. С соками вышла заминка. Их не было в меню, а объснить что мы хотим не получилось, пришлось довольствоваться пивом.
Такой рис, как нам здесь подали, мы не встречали больше нигде. Его запекают и подают в глинянх горшочках. Причём у стенок образуется замечательно вкусная зажаренная румянная корочка.
Игорь, решивший посетить туалет, вернулся возбуждённый и рассказал нам, давясь от смеха, что местный туалет совмещён с душем и когда он пытался слить воду и дёрнул за верёвочку, то сверху полилась вода. Но он оказался проворным и успел отскочить. Дальше шла захватывающая история о поисках правильной верёвочки. Его рассказ был прерван приходом гида. Гид был мокрым с ног до головы. Ему не хватило расторопности моего мужа.
Из ресторана мы отправились в музей Чам. Чам - народность проживавшая на территории Вьетнама до захвата его китайцами. Судя по музею, их культура и религия берут своё начало где-то в Индии. Те же боги, те же архитектурные формы. Те же сюжеты в скульптуре.
Музей большой, но ему явно не хватает средств. Не хватает не только для дизайна помещений, но и для создания надлежащих условий хранения экспонатов.
К моменту приезда в Дананг, мы уже свыклись с мыслью, что вьетнамская культура копирует китайские традиции, практически не привнося в них никаких национальных особенностей. А тут утерянная индийская основа...
Кто же такие вьетнамцы по своей сути? И как здорово, что только их храмы похожи на китайские и что заимствование чужих ценностей не коснулось вьетнамских душ.
Ещё одна встреча с культурой Чам состоялась в Май Сон.
Май Сон - древнее городище чам, расположенное в джунглях, вдалеке от цивилизации. Местность необыкновенной красоты. Люди здесь не живут уже несколько веков, но храмы сохранились. Они, правда сильно пострадали от бомбёжек во время войны, и после "время" активно воздействовало на повреждённые строения. Но храмы всё ещё стоят.
Их строили используя древнюю технологию укладки камней, не требующую никаких связывающих материалов. Как это работает я так и не поняла. Конструкция чем-то напоминает пирамиды. Но в Египте её устойчивость поддерживалась весом многотонных глыб и само земное притяжение обеспечивало её прочность. Чам складывали свои здания из мелких плоских камешков. Сегодня каждый турист пытается снять их, чтобы воочию убедиться что нет связки. Туристы убеждаются, храм разрашуется больше...
Во Вьетнаме сохранилась очень маленькая община чам. Недалеко от разрушенного городища они построили сцену и демонстрируют туристам игру на национальных инструментах и танцы. Зрелище любопытное, но не более того.
Наш путь лежит к Мраморным горам - центру предпринимательской деятельности этого района. Бесконечное количество маленьких фабричек, где обрабатывают мрамор, готовы предоставить клиентам весь спектр товаров -от пепельниц и мундштуков до гигантских статуй будды, от крохотных фигурок животных до садовых фонтанов.
Всё это выпиливают, режут и шлифуют вручную, сидя на корточках, прямо на глазах у изумлённой публики. Остаётся только поражаться трудолюбию и терпению этого народа.
Хой-Ан
До Хой Ана мы добрались поздним вечером, абсолютно без сил. Нас хватило только на ужин недалеко от гостиницы. Во время к нам еды подошли две девочки, предлагая купить безделушки. Позже я поняла, что они не столько хотели продать, сколько потренировать свой английский. И ещё, в каждой из них живёт надежда на встречу с волшебником (спонсором), который изменит их жизнь.
По понятным причинам, им легче было общаться с Дани. Они расспрашивали о его школе, рассказывали о своей, и в итоге пришли к заключению, что он очень высокий. Это удивительно. В Израиле он абсолютно среднего роста, а во Вьетнаме всех поражала высота. Хотя... Игорь получил здесь прозвище " Хэппи будда". Он конечно не слишком строен, но и до Будды ему ещё питаться и питаться.
Гостиница оказалась прекрасной - красивый номер с видом не реку, кокосовые пальмы под балконом, мостки с беседками над водой...
Ну, и для тех, кому требуется более активный отдых - бильярдная, бассейн, кадки с удочками вдоль берега.
Говоря о гостинице, необходимо сказать о завтраке. Это была первая гостиница во Вьетнаме, в которой по образу и подобию американских отелей, гостям предлали столь любимые всей моей семьёй, испечённые у нас на глазах бельгийские вафли. Чтобы рассказ получился более понятным, сразу скажу, что официанты по английски не говорят и, в лучшем случае, знают названия блюд, указанных в меню. И вот, в этой сложной "международной" ситуации мы пожелали есть вафли со взбитыми сливками.
Я жестами, как мне казалось, объяснила официанту, что на вафли надо сверху что-то положить. Поскольку сливок перед ним не было, я изобразила процесс взбивания и вернулась к своему столику. Нам принесли вафли с какими-то острыми овощами. Мы от них отказались. Я попробовала объяснить снова. Всё было без толку. После долгого "военного совета", официанты пригласили меня на кухню, надеясь, что я помогу им найти то, что нужно. Но не тут-то было. Кухня - не для туристов и все надписи на вьетнамском. И тут, к счастью, попался один очень сообразительный и не знаю уж как, но меня понял.
С этого дня, как только мы появлялись к завтраку, звали этого "сообразительного" и он собственноручно готовил нам вафли и взбивал сливки.
Я не знаю, смогла ли я передать ту доброжелательность и искреннее желание помочь, которое чувствовалось каждую минуту. Но это было так и, наверное, это одно из главных ощущений которыми нас так очаровал Вьетнам.
В ста метрах от гостиницы океан. В это время года вода ещё холодная, так что купаться мы не решились. Хотя идея была заманчивой: пейзаж прямо как на картинке - редкие пальмы на белоснежном песке и изумрудно голубая вода. Всё это безлюдно и бесконечно. Красота...
В Хой-Ан у нас было запланированно много экскурсий и свободного времени было маловато. Честно говоря, мы его почти всё потратили на пошив одежды. Очень дешево, хорошие ткани и шьют тамошние мастера неплохо.
В городе есть несколько центров/фабрик/магазинов, где можно заказать одежду. В каждом таком центре находятся десятки продавцов. У каждого продавца свой набор тканей, но если подходящая ткань принадлежит другому, то они мгновенно договариваются между собой и на цене изделия это не отражается. У каждого продавца есть довольна увестистая стопка каталогов, из которых можно выбрать всё что душа пожелает. Когда выбор сделан, продавец снимает мерки и обещает выполнить заказ в течении полудня. Обещания свои они выполнняют, но как правило требуется ещё один заход (ещё пол дня) чтобы выполнить последние поправки. Так что в общей сложности выполнение заказа берёт день.
Дани, вначале стойко переносивший мои примерки, не выдержал и сказал, что ему тоже необходимо кое-что пошить. Этим "кое-чем" стала пижама. Очень интеллегентная, в английском стиле. Словом, мастера Хой Ан основательно пополнили наш гардероб.
Хой-Ан это "китайский" город. Традиции Поднебесной чувствуются не только в архитектуре, но и в повседневной жизни, ресторанах, храмах. Очень показательным в этом плане является храм, посвященный морской деве. Морская дева это что-то среднее между русалочкой и сиреной. Она издаёт страшные звуки, пугая моряков, и она же их спасает и защищает во время штормов.
Хой Ан был построен китайцами в шестнадцатом веке. Но и сегодня здесь сохранились дома построенные лет 200 - 300 назад. В одном из них мы побывали. Дом громадный, выполняет одновременно фукции жилища, храма, мастерской, склада и магазина. Жилые функции представлены всяческими тут и там выгороженными углами с деревянными полками для сна и кухней. В молельне тоже существует такая полка и она соседствует с портретом одного из почивших основателей рода и статуэтками Будды. Водопровода нет, но во дворе есть колодец.
Второй этаж построен в виде широкой галлереи по всему периметру здания с служит частично мастерской, частично складом готовой продукции. Когда нужно доставить продукцию "со склада", её просто сбрасывают через перила на первый этаж. Производят здесь всевозможные вышитые скатерти и салфетки. Очень красиво. Поскольку это место посещают исключительно туристы, то и цены тут соотвествующие. Но посмотреть, как устроено китайское хозяйство очень любопытно.
Я предложила свою помощь на кухне и мне разрешили принести воды из колодца. Хозяйка в это время готовила блюдо напоминающее наши пельмени, в немыслимо большой кастрюле - оказалось на продажу. К самим кастрюлям меня не допустили.
Кстати, о еде. В Хой Ан нам это показалось более сложным и менее вкусным, чем в других городах. Но зато мы познакомились с новым блюдом - налистниками, в которых вместо блинов используется рисовая бумага. Оказалось очень вкусно, эта бумага просто тает во рту.
Ещё одна достопримечательность города - японский мост. Некоторое время этими краями владели японцы. Зона была сейсмоопоасной. И японцы как люди основательные стали доискиваться причины землетрясений. Выяснилось, что в реке живёт громадный дракон и когда он поворачивается, земля сотрясается, дома рушатся и вообще, случаются всякие неприятности. Дракона было решено обездвижить, построив мост, одна опора которого пригвоздит голову дракона, а другая его хвост.
Строили мост долго, лет 20, дракон сопротивлялся, сильно брыкался и мост разрушал. Но в конце концов с ним справились. С тех пор землетрясения случаются значительно реже. А на мосту примостилась маленькая уютная пагода, делающая его ещё более красивым и нарядным.
Хой Ан стоит на реке Ту Бон, которая, как в общем и все другие реки, является для вьетнамцев кормилицей и поилицей. Несмотря на видимое отсутствие водоочистных сооружений, вода в реке поразительно чистая. По ней мы на лодке отправились в рыбацкую деревню. Я не уверенна, что правильно использовать здесь слово "деревня", поскольку те строения которые мы здесь нашли расположены на воде и у каждого из них, как у автомобиля, имеется свой номерной знак. К этим домикам съезжаются рыбаки со своим уловом, сюда также приезжают оптовые перекупщики за товаром - в общем некое подобие продуктовой базы.
На берегу расположенна промышленная зона - здесь строят корабли и делают мебель.
Все делают в ручную. Режут, полируют, инкрустируют - каторжный труд. И всё это, как и на мраморной фабрике, сидя почти на голой земле на корточках. Без сложных инструментов и приспособлений. Красота выходит необыкновенная. Стоит копейки. Например, громадный инкрустированный перламутром стол и шесть резных стульев стоят около 300 $.
Притягательность этих вещей не только в цене. Просто, все выглядит очень личностно и не стандартно. Даже лодки, строящиеся здесь. В Европе древние мореплаватели устанавливали на носу своих судов статуи богов, вьетнамцы рисуют на носах лодок глаза. И лодки оживают.
Приехав в посёлок, мы увидели двух мальчиков, сидящих на корточках и распиливающих лобзиком толщенный железный прут. Казалось, что такая задача займёт уйму времени и вообще полунереальна. На обратном пути, мы нашли тех же мальчиков в той же позе отпиливающих уже второй фрагмент прута...
На противоположном берегу реки расположилась деревня с домами, стоящими у самой воды. Я спросила у гида, что случается с этими домами во время весенних паводков, он мне ответил: "Да. Заливает полностью. Но наводнение длится как правило не больше семи-десяти дней в году". Честно говоря, я так и не поняла, что происходит в эти дни.
По дороге в Хой Ан, я размышляла о кропотливой работе мебельщиков, об упорстве мальчишек, о терпении рыбаков, забрасывающих громадную сеть, чтоб выудить одного краба, о глазастых лодках... И мне так хотелось, чтоб у этого народа всё получилось.
Юг
Сайгон
Гид. встретивший нас в аэропорту, представился нам как "Ваш главный гид по Сайгону". Он оказался хорошим парнем, заботившемся чтобы нас не обдурили на базаре, и чтобы наша программа была интересной и разнообразной. Он был намного моложе своих товарищей по цеху и может по этому более естественным и открытым. Вместе с тем, его агитаторская деятельность была намного более активной, он горячо убеждал нас в превосходстве социалистического строя над капиталистическим и свято верил в путь, которым Вьетнам развивается.
Первое впечатление от Сайгона - шок. Настоящий западный город, с нарядными рекламами, дорогими магазинами и ресторанами. Вьетнамские черты тоже неизменны - рой мотоциклов, уличные торговцы...
В Сайгоне имеются две главных достопримечательности - собор Нотр Дам ( как пошутил Игорь - "Наша дама из Сайгона") и президентский дворец.
Собор не интересный. Когда мы рассказали гиду, что были в Париже, он искренне поинтересовался, правда ли что вьетнамский собор красивее своего тёзки во Франции. Я, чтобы его не расстраивать, сказала, что самый лучший способ это узнать - посмотреть в Интернете соответствующие картинки. Больше мы к этой теме не возвращались.
Президентский дворец оставил неизгладимые впечатления. Во время нашего визита, здесь проходила генеральная репетиция военного парада, посвященного приближающемуся дню независимости. Эта "демонстрация силы" выглядела очень наивной и, наверное, поэтому запомнилась. Конечно, всё происходящее дало нашему гиду прекрасный повод поагитировать "за советскую власть". Действительно интересным оказался интерьер личных покоев президента. Лёгкая цветная мебель как будто сошла с картинок модных европейских журналов 60-х. Я впервые видела такую мебель "в живую". Мне понравилось. А главное, сразу становится понятно, насколько прозападным человеком был тогдашний президент. Да... не поняли вьетнамцы своего счастья.... Убедить в этом нашего гида-агитатора мне не удалось.
После дворца мы отправились в овощной магазин изучать вьетнамские фрукты. Гид особенно гордился одним из них, имеющим райский вкус и адский запах. Я знаю его ещё по Таиланду. Там на дверях гостиниц висят предупреждения, запрещающие заносить этот зловонный плод внутрь. Но Дани понадобился собственный опыт. После того как он несколько секунд на улице! подержал его в руках, нашу машину не могли проветрить в течении двух дней и мы вынуждены были вдыхать этот амбре.
Ку-Чи
Ку Чи - это вьетнамские партизанские леса. Что мы здесь видели?
-- Во-первых - бесконечную систему тоннелей, рассчитанных на вьетнамский рост и полноту. В один из них мы полезли, и Игорь застрял. Еле выполз. Больше он внутренним устройством этих переходов не интересовался.
-- Во-вторых - ловушки для американских солдат. Своей конструкцией и безжалостностью они больше подходили для диких зверей. Страшно подумать, какую физическую боль должен был испытать человек угодивший в такую западню.
-- В-третьих - стрельбища, где можно за дорого потренироваться в меткости.
-- В-четвёртых - партизанскую столовую. Нас угощали здесь чаем и каким-то овощем, смутно напоминающим картошку. Гид уверял, что это была основная пища партизан. Вкусно.
Вот, в общем, и всё. Отсюда мы поехали в зоопарк смотреть вьетнамских рептилий. Зоопарк не обычный. Многие змеи живут здесь в естественных условиях. Куст, обвешанный гадюками, выглядит, мягко говоря, не стандартно. Ещё мы видели белых черепах-альбиносов.
Будучи практически единственными посетителями, мы удостоились чести быть сопровождаемыми сотрудником зоопарка. И снова, как и всюду во Вьетнаме, доброжелательность, забота, радушность.
Дельта Меконга
Путешествие на лодке по дельте Меконга - одно из самых интересных событий этого отпуска. Здесь всё настоящее, девственное - медленное течение реки, джунгли, спускающиеся к лодке тонкими руками лиан, пение незнакомых птиц.... Кажется, что это не наяву.
Потом посещение деревни, где нас угощают чаем, с домашним мёдом, а хозяин в стоптанных штиблетах, чинно кланяясь, устраивает нам импровизированный концерт. Он исполняет какие-то дикие песни, аккомпанируя сам себе на каком-то неизвестном пронзительном струнном инструменте. Иногда нам удаётся угадать, весёлая эта песня или грустная, и состроить соответствующее выражение лица. Тогда хозяин особенно доволен.
Но вот концерт окончен, и мы отправляемся в Сайгон, навстречу нашей последней ночи, перед полётом домой.
Технические подробности
-- В декабре на севере Вьетнама нужна куртка, в центре - футболка и иногда ветровка, на юге - жарко. В другое время года жарко везде. Так что зима - оптимальное время для поездки сюда.
-- Билет в кукольный театр стоит примерно 1$
-- Существует несколько типов туристических вагонов в Сапу. Цены на них одинаковые, а обслуживание разное. Ехать нужно только в вагоне "Виктория". В остальных постельное бельё меняют раз в месяц, что достаточно противно - мы испытали это на себе.
-- Цены на рынке в Сапе не ниже чем везде. Поэтому особого смысла идти туда за покупками нет. Разве уж совсем нечего делать.
-- Проявлять фотоплёнки дешевле всего в Сапе
-- Турбюро при заказе поездки просило предоплату, но договориться об оплате на месте по прибытии оказалось возможным. Мне кажется так надёжней.
Игдал-Додман Лана lanai@amdocs.com
Читайте здесь еще о Вьетнаме!
08.04.08 Vadim Задать вопрос
08.04.08 Vadim Задать вопрос
08.04.08 Сергей Ответить
Комментарии: