Об ОАЭ
ДУБАЙСКИЙ КРИК - ТОРГОВЫЙ ПУТЬ ИЛИ УКРАШЕНИЕ ГОРОДА?
ТОВАРЫ НА СУММУ В МИЛЛИОНЫ ДИРХАМОВ ПЕРЕВОЗИЛИСЬ ПО ДУБАЙСКОМУ КРИКУ
Мы уже не раз говорили о том, что Дубай, благодаря своему выгодному географическому положению, являлся и является одним из ведущих центров торговли на Востоке. Дубайский Крик (лагуна), делящий город на две части, с самого начала был свидетелем успеха эмирата. Все вехи развития и роста Дубая отчетливо прослеживаются по обеим сторонам лагуны.
Еще в незапамятные времена, когда Дубай был центром ловли и торговли жемчугом, Крик служил "индикатором" торговок и корабельного движения Дубая. Развитие торговли в эмирате напрямую зависело от лагуны, которая являлась центром регионального и международного судоходства, транзитных и реэкспортных операций. В то время на берегах Крика заключалось немало коммерческих сделок между иностранными и местными торговцами. Корабли и дау из стран Персидского Залива, Ирана, Индийского Субконтинента, Африканского побережья и даже из Европы приходили в Дубай. Однако, в то время только маленькие дау и лодки могли войти в Дубайский Крик из-за небольшой глубины этого естественного водного ответвления. Большие и средние деревянные суда, груженые товарами, обычно перемещали свой груз на юркие местные лодочки (абры) у входа в лагуну, которые и перевозили все на берег. А большим пассажирским кораблям путь вглубь Дубайского Крика был тогда заказан. Между тем, покойный шейх Рашид бин Сайд Аль Мактум, еще до 1958 года, когда он стал Правителем Дубая, осознал важную роль Крика в развитии эмирата. В 1954 году по его Указу было проведено техническое изучение глубины и ширины Крика с целью наиболее эффективного использования этой водной артерии для коммерческих операций, а также экономические исследования стоимости работ по расширению и углублению лагуны.
Не смотря на отсутствие достаточного количества финансовых средств для покрытия расходов по осуществлению проекта, Его Высочество шейх Рашид основал фонд под названием "Фонд для донно-углубительных работ в Дубайском Крике" со стартовым капиталом в двести тысяч фунтов стерлингов. Часть денег Фонду была выплачена одним из оперирующих банков Дубая, а недостающие 400 тысяч фунтов стерлингов, были взяты в кредит у Кувейта. Работы по реконструкции Крика начались в 1960 г. в двух направлениях. На первой стадии был прорыт канал длиной 4 000 футов и глубиной 6 футов. Вторая стадия предусматривала строительство шпунтового ограждения длиной 1 200 и 11 700 футов по обеим сторонам Крика. В результате проведенных работ увеличилось и стало более активным движение судов, корабли с грузовместимостью до 500 тонн смогли заходить в лагуну, активизировалась деятельность торгового и коммерческого сектора Дубая.Горожане стали строить дома по обеим сторонам Крика. Сначала люди, привыкшие покупать и продавать "по старинке", главным образом использовали натуральный обмен - меняли рыбу, финики и жемчуг на импортируемые одежду, рис, предметы домашнего обихода и другие повседневные товары. Позднее, на берегах Крика стали строится магазины и склады, возводится рынки и коммерческие комплексы. Корабли с двухстами-трехстами тоннами груза на борту, бросали якоря в водах лагуны, чтобы заполнить товарами местные рынки или ре-экспортировать их в другие страны Персидского Залива.
Для завершения программы донно-углубительных работ на Крике, было необходимо соединить оба берега постоянными мостами для создания быстрого и свободного прохождения транспортных средств. С этой целью было начато строительство моста Аль Мактум, которое закончилось в 1964 году. А с момента обнаружения первых нефтяных месторождений в 1967 году, для прохождения нефтеналивных танкеров, в 1968 году была создана подвижная часть моста. Сейчас каждую ночь можно увидеть, как на Крике разводят мосты. Чем не Санкт- Петербург?
Благоприятные условия, созданные для судовладельцев и торговцев на Крике, не могли не сказаться на грузопотоке и товарообороте. Кривая объемов продаж резко поползла вверх. Но в то же время, в связи с увеличением потока машин, появилась острая необходимость в решении проблем, связанных с транспортными пробками на мосту Аль Мактум. Правительство Дубая принимает решение о проведении транспортного туннеля. За два года строительство туннеля Аль Шиндага было завершено.
В 1977 г. был построен еще один мост - Аль Гархуд, который, вместе с мостом Аль Мактум и туннелем Аль Шиндага, составил единую систему, обслуживавшую экономическую и строительную отрасли, расширявшиеся с каждым годом. Несмотря на то, что в настоящее время в Дубае действует несколько современных морских портов, которые получили ряд престижных международных наград за высокие показатели своей деятельности. Крик, по прежнему, играет важную роль в сфере торговли Дубая и является одной из основных водных артерий эмирата.
Дубайский Крик, протяженностью 14 километров, делит город на две части - Дейру и Бар Дубай.
И, не взирая на то, что за четыре десятилетия здесь были завершены грандиозные строительные работы и произошли серьезные изменения, то, что было сделано за последние десять лет, настолько впечатляюще, что превосходит все ожидания. На берегах Крика созданы новые причалы для дау, складские помещения, подъездные пути, туристические и развлекательные центры, парки, гольф клубы, а также автомобильные стоянки между зданиями Дубайского муниципалитета и отеля Шератон.
Новый причал, общая стоимость которого 200 млн. дирхамов, расположенный между зданием Дубайской Торгово-Промышленной Палаты и мостом Аль Мактум, считается самым важным объектом в районе Крика. Строительство причала было начато в 1991 году, а его официальное открытие состоялось 29 июля 1993 года. Этот проект предусматривал увеличение числа бухт для швартовки судов. Сейчас здесь одновременно могут обслуживаться от 650 до 700 судов. У входа в каждую бухту были построены водоразделы, для лучшей циркуляции воды.
На площади 21 000 кв. м разместились специальные сооружения, включающие топливные и водные бункеры, пожарные гидранты, оборудование и навесы для погрузочно-разгрузочных работ. Стены набережной были облицованы покрытием, снижающим трение и пластиковыми поясами. Проект включал также постройку трех служебных помещений для администрации. В каждом здании находятся маленький ресторан и туалетные комнаты (общественные и служебные). Рядом с отелем Шератон был построен новый причал для абр (традиционных водных такси), которые обслуживают центральный деловой район города. Здесь же были созданы три насосных станции, одна из которых предназначается для направления дождевой воды в лагуну, другая - для перекачки загрязненных вод в основную систему водостоков, третья стала обеспечивать население свежей питьевой водой, водой для полива и водными запасами для пожаротушения. Новые подземные резервуары вмещают 80 000 галлонов питьевой воды и 180 000 галлонов воды для орошения.
Между отдельными бухтами, для обеспечения легкого доступа к каждому пирсу, было построено много подъездных дорог. Территория автостоянок, расположенных вокруг каждого здания, площадь новых бухт и пирсов могут вместить, в общей сложности, до 200 транспортных средств. Все подъездные пути, автомобильные стоянки, пешеходные тротуары и места отдыха, а также пирсы освещены и великолепно украшены. Общая площадь мощеного пространства составляет примерно 55 кв. километров.
Воплощенный в жизнь проект впоследствии позволил этому району стать одним из самых элегантных в Дубае. Вокруг автостоянок, служебных помещений и у воды были раз биты маленькие парки и высажены деревья.
На сегодняшний день на Дубайском Крике функционируют восемь судоверфей, каждая из которых может обслужить 31 корабль вместимостью от 80 до 700 тонн. Ежегодно через Крик, который соединяет Дубай со странами Азии, Африки и Европейским континентом, проходит около 717 226 тонн груза. Морское движение укрепляет торговые связи между ОАЭ и другими странами.
С целью упорядочения движения судов по лагуне, водное пространство было разделено в соответствии с размерами и типами судов.
Для сохранения древних традиций только деревянным кораблям разрешается входить в лагуну. Все процедуры по осмотру и инспекции, таможенной очистке проводятся Департаментом по Управлению Дубайскими Портами и Таможней быстро и гладко, с помощью новейших методов и технологий.
Общая сумма импортных, экспортных и реэкспортных грузовых операций, прошедших через Крик в течение 1996 года, оценивается на сумму около 480 млн. дирхамов, а общий вес прошедшего груза составляет 646522 тонны, которые были перевезены на бортах 11 842 кораблей. Многие государства в своей торговой деятельности с Дубаем, в особенности страны Персидского Залива, Ирак, Йемен, Сомали, Иран, Индия, Пакистан и Джибути, напрямую зависят от Крика.Такие товары, как электротехника и электроника, оборудование, двигатели, продукты питания, транспортные средства, автомобили, мебель, запасные части и многое другое являются основными предметами, поступающими на Крик, особенно с целью реэкспорта. Благодаря производственным мощностям и услугам, предлагаемым Правительством Дубая через Департамент по Управлению Портами и Таможней, количество иностранных судов, использующих при грузоперевозках Дубайский Крик, увеличивается с каждым годом. Низкая себестоимость переправки товаров морем и большая грузоподъемность некоторых судов, которые могут перевозить более 700 тонн, в отличии от транспортных самолетов, грузоподъемность которых составляет всего лишь 100 тонн, являются дополнительными плюсами. ...
Да, что ни говори, а заставить человека отказаться от старых укоренившихся привычек трудно. Веками вода приносила на эту землю все необходимое для жизни и деятельности. Из нее добывали жемчуг, который продавали или меняли на одежду, пряности, ремесленные изделия и морепродукты, которые употреблялись в пищу. По ней приходили купеческие суда из заморских стран и привозили разные диковины. Ею, опреснённою, пользовались в быту и поливали скудную местную растительность. Вода многие годы поддерживала жизнь на этом выжженном солнцем кусочке земли. Отсюда и удивительная вера этого маленького гордого народа в силу Крика и его могущества.