О Таиланде
Путешествие в Тайланд
Жизнь и смерть славного воина Таксина
Три реки протекают по местности, омывая остров, на котором в 1350 году Рама Тибоди построил Аюттайю - столицу своего государства, игравшую первостепенную политическую и военную роль на протяжении 417 лет, до захвата ее бирманцами в 1767 году.Бирманцы имеют только имена и не имеют фамилий, но перед именем они носят специальные приставки — слова, указывающие на пол, возраст, общественное положение.
В то время Аюттайя по величине превосходила Лондон... Через несколько лет после победоносных сражений молодой воин Таксин все же изгнал захватчиков, но победу отпраздновать уже было негде: Аюттайя лежала в развалинах. Во прах превращены 400 храмов, от кружевных пагод остались груды камней, хрупкие статуи разбиты, от резных крыш остался едкий, першивший горло пепел. Каналы, на которых когда-то покачивались королевские ладьи, украшенные изображениями сказочных животных и дивов, занесены илом. Стоило ли поднимать из руин этот город, когда враг знает каждую тропку и брод и вновь может подвергнуть его разграблению?
Автобус остановился перед ограждением того места, где был королевский дворец. Бирманцы, действительно, основательно потрудились над разрушением города. Однако руины дворца и храмовых зданий все равно красивы, даже своими развалинами.
Сохранились остатки главного дворцового храма Ват Си Сан Пет (Wat Si San Phet), построенного в традициях камбоджийской архитектуры. Вокруг него - несколько чеди, надгробных памятников царей, где по слухам, до сих пор сокрыты сокровища (почему туристам и прочим за ограждение заходить не разрешается). Ценности в ступы замуровывались, дабы уберечь их в ходе многолетней войны с Бирмой.
Сандаловое дерево — небольшое дерево, растущее в лиственных лесах востока тропической Азии и на Цейлоне; вид рода Птерокарпус семейства Бобовые. Древесина сандалового дерева используется для создания дорогой мебели и красителей.
Таксин покинул разрушенный город и основал новую столицу - Тонбури на берегу Чао Прайи. Но, видимо, потрясение от великой потери оказалось столь велико, что через несколько лет он сошел с ума. Верным подданным, почитавшим своего владыку, ничего не оставалось, как умертвить его. Смерть его была столь же нелегкой, как и жизнь. Его поместили в бархатный мешок (бархат - символ благородства) и насмерть забили палками из ароматного сандалового дерева: тело его не должна была осквернить ни одна капля крови. Только так, согласно религиозным понятиям, мог быть умерщвлен владыка. Его наследник перенес столицу на другой берег Чао Прайи, где и находилась маленькая рыбацкая деревушка Бангкок - Крунггеп...
Одно место, бывшее наверное садом, где также встречаются остатки зданий Аюттайи, доступно туристам. Мы не спеша погуляли тут, любуясь цветущими деревьями и наслаждаясь неведомыми запахами неведомых цветов. И невольно каждого из нас сверлила неотвязная мысль о превратностях и бренности бытия...
После прошли к новенькому, блестевшему яркой раскраской храму.
В храме толчея молившихся и "зевак" вроде нас. И здесь большую часть храмового пространства занимала огромная статуя сидящего Будды, молящиеся, сидя по-тайски на полукорточках, обращались к Будде и ритмично потряхивали палочками в металлических стаканчиках, извлекая трескучие звуки. Палочки одна за другой падали на пол и, когда это происходило, молившиеся то ли мысленно просили чего-то у Будды, то ли гадали о чем-то. Трудно было понять это непосвященному человеку. Некоторые, сидя таким образом и сложив руки ладонями вместе, в молчании взирали на позлащенного гиганта, видимо внутренне входя в общение с "духом храма", символизируемым статуей Просветленного. Другие наклеивали золотые листики на Будд или даже на подставку для свечей и благовонных курений. Эти листочки продавались тут же у входа и были разной цены, даже до нескольких тысяч батов. В дар храму и изваяниям подносили также цветы лотоса, ароматные масла, свечи разной величины, курения.
В Тайланде при написании имени используют красные чернила в двух случаях: если умер человек или хотят, чтобы он умер.
Удалось разобрать начертание имени духа этого храма на колонне у ног Будды: Прамонгколбопитр (Phramongkolbopitr).
Перезванивали колокола, гудели молитвенные барабаны, монотонно тянули что-то нараспев или бормотали молитвы монахи, в разных углах храма кропившие верующих священной водой и получавшие от них "доброхотные даяния". Пахло благовониями...
Около полудня нам предложили обед в ресторанчике над рекой. Здесь было приятно посидеть, обдуваемыми легким ветерком, носившимся над водами довольно широкой реки, от которой пахло слегка гнилью.
Многие дома вдоль берегов построены на сваях. Это, как было сказано, от наводнений и еще от нападений крокодилов. Некоторые дома выстроены на плотах, так что могут выбирать каждый раз место по своему вкусу.
Обед был устроен по-тайски: вкусно, обильно, перечне. В основе его обязательный рис и три-четыре блюда приправ: мясных, рыбных, овощных. За обедом разговорились со спутниками. Один был молчаливый немец из Финляндии, двое других - скорее всего "дружеская" пара из Америки.
После обеда - прогулка на лодке. Сидеть на низеньких скамеечках может и удобно по-тайски, но очень неудобно по-европейски. Лодка длинная и узенькая, расселись по одному. Невзирая на неудобство сидеть практически на дне лодки прогулка доставила большое удовольствие.
Ребятишки по обоим берегам барахтались в воде и при виде лодки плыли ей наперерез. Девушки приветливо махали руками. Некоторые помоложе прямо в платьях бросались в воду, что-то весело крича.
"Кон-кум-краб" - спасибо лодочнику. "Ла-кун-краб" - до свидания гостеприимному ресторану. Нас ждал автобус.
Около автобуса несколько местных жительниц предлагали что-нибудь купить. Одна из туристок приобрела великолепно смотревшуюся юбку с золотой каймой, заплатив после короткого торга 100 батов.
На обратном пути внимание привлекали многочисленные храмы, все новенькие. При некоторых видны трубы крематориев. Похороны в Таиланде дело торжественное и дорогое. Обычай требует после кончины человека не хоронить его до девяноста дней, чтобы все родственники, ближние и дальние, могли проститься. Для благочестного пребывания покойного на земле столь длительное время при храмах имеются соответственные помещения. Тут же, согласно буддийскому ритуалу, происходит и кремация. Отсюда храмовые доходы...
Автобус доставил нас к летнему королевскому дворцу.
Дворцовые постройки расположены в красивом парке. Начинался он аллеей тенистых манговых деревьев. "У царей, - пояснил гид, - обычно было много жен. Когда они ждали ребенка, им хотелось кисленького. Вот цари и проявляли о них заботу, обеспечивая их плодами манго".
В залах китайского дворца представлены уникальные экспонаты, специально привезенные из Китая. Большое впечатление производят бронзовые фигуры реальных и мифических персонажей китайского эпоса, скульптуры воинов храма Шао Линь, застывшие при исполнении боевых приемов.
Аллея вывела к вычурной беседке в окружении прудов. В них обитали священные карпы, из коих некоторые якобы достигают трехметровой величины. К услугам тех, кто хотел покормить "священных рыб", здесь же продавали чудесный белый хлеб в маленьких буханочках. Но избави Бог заняться рыбной ловлей: за святотатство - смертная казнь.
Вспомнили храм в Бангкоке, на берегу Чао Прайи, где вот так же резвятся "священные рыбы".
От беседки через пруд подвешен мост в европейско-греческом стиле, с мраморными статуями. В другую сторону - обширный луг, на котором "пасутся" стадо слонов, медведи, страусы, еще какие-то "животные", - все это искусно подстриженный кустарник.
Прошли мимо "китайского дворца", который ремонтировался. Близ него - замечательный цветник, пестрым ковром закрывший порядочную лужайку.
Наконец пришли к печальному месту - "памятнику любви". Памятник - воспоминание об утонувшей в прудах Летнего дворца королеве. Бедняжка не умела плавать и никто не смел ей помочь: прикосновение к особе королевского звания, даже с наилучшими намерениями, влекло за собою смертную казнь.
Выходя из парка, один из нас спросил гида, что он знает о "белом слоне" и является ли "Белый Слон" символом королевства до сих пор?
Будда, напомнил нам легенду гид, прежде чем родился в человеческом образе, вошел во чрево девы в виде "белого слона"; именно потому Белый Сиамский Слон - животное священное. Отсюда принц, имевший больше белых слонов, обладал преимущественным правом занять царский престол. Говорят, война между Бирмой и Сиамом возникла как раз из-за белого слона. Владыка Бирмы попросил было Сиамского властителя пожертвовать ему одного из белых слонов. Тот отказал... С тех пор повелось: как только кто-нибудь поймает в джунглях Белого Слона, он должен немедленно передать животное во дворец. Во дворце за Белыми Слонами и поныне ухаживают как за существами божественными.
В 14.40 закончилась экскурсионная программа, а в 17.00 были уже в Бангкоке, где гид прежде развез по гостиницам наших спутников, а потом занялся нами.
Комментарии: