О Мексике
Путешествие в уникальный мексиканский городок Таско
Город-сувенир, построенный на серебре
Город Таско прозван "серебряной столицей" Мексики. Как свидетельствует статистика, каждый год сюда приезжает около двух миллионов туристов. Многочисленные рекламные проспекты называют его "город-сувенир". Серебряных лавок в Таско огромное количество – уехать отсюда без симпатичного изделия из этого драгоценного металла практически невозможно.
От подножия к вершине живописной горы карабкаются черепичные крыши. Узкая дорога с трудом протискивается между приземистыми зданиями. Чем ближе к центру города, тем чаще встречаются на обочине лавки, витрины которых ломятся от серебряных поделок. Завидев машину, от лавок к ней бросаются молодые парни, соблазняя приезжих искусно сработанными украшениями.
Это -- первое впечатление от города Таско, прозванного "серебряной столицей" Мексики. Он прилепился на склоне горы, и, чтобы добраться сюда, приходится проделать довольно сложный и опасный путь. Узенькая лента дороги петляет между холмами, ни на минуту не давая расслабиться: с одной стороны -- пропасть, с другой -- отвесные скалы. Однако эти трудности не пугают туристов -- а в Таско, как свидетельствует статистика, каждый год их приезжает около двух миллионов.
Для прогулок здесь нужно иметь хорошую физическую подготовку. Крутые, как сама гора, улочки, капризно извиваясь, манят все выше и выше -- туда, где преодолевшего усталость путника ждут настоящие открытия.
Серебряный город, расположенный в трех часах езды от столицы Мексики, широко известен как "город-сувенир". Именно так представляют его рекламные проспекты. И действительно как памятный подарок увозишь из Таско в душе его красоты, а впридачу обязательно -- и творение из серебра.
Местный житель по имени Хосе, с которым мы познакомились, рассказал мне, что в городе есть свой "фирменный" анекдот о путешественнике, заглянувшем в Таско. Притормозив у обочины, он спросил у зазывалы: нельзя ли здесь купить серебряных безделушек? Ответом был громкий хохот. Отсмеявшись, один из мексиканцев посоветовал туристу следовать путеводной линии. Это была не шутка. Видно, для самых рассеянных сразу при въезде в Таско на мостовой белой краской нарисованы стрелки, указывающие путь к центральной площади, где не заметить серебряных лавок нарочно не удастся.
С серебряным промыслом так или иначе связано большинство здешних жителей. Одни заняты добычей драгоценного металла, другие создают из него разнообразные изделия, третьи получают дивиденды от их продажи. Правда, один из местных кустарей -- Хавьер, торгующий симпатичными плетеными корзинами, сумками и сомбреро на центральной площади, попытался убедить меня, что не все в Таско держится на серебре. "Это не мой бизнес, да и многие здесь занимаются другим делом", -- говорил он, расхваливая свой товар. Делал он это так убедительно и красиво, что я поддался уговорам и купил у него роскошную шляпу. И тогда Хавьер тут же сообщил, что неподалеку есть магазинчик, где можно очень дешево приобрести весьма оригинальные серебряные изделия. Оказалось, что в этом "бутике" работает жена уличного торговца.
Серебряных лавок в Таско огромное количество, и ни одной -- с одинаковым названием. Каждый мастер уважает собственную марку и своих коллег. В городе множество мелких семейных мастерских, где создается серебряное чудо. Среди кустарей -- учителя, врачи, рабочие, люди с хорошим образованием и без образования вовсе. Большинство поменяли профессию, чтобы заработать на выгодном предприятии. Однако немало и тех, кто из поколения в поколение наследует опыт и искусство серебряных дел мастеров.
Хозяин одной из лавок Хорхе Домингес уверял меня, что если собрать все серебряные изделия Таско и рассеять их с небольшими интервалами, то такая дорожка протянется от северной границы Мексики до южной -- а это около трех тысяч километров. Может, Домингес и преувеличивает, как, скажем, наши заядлые рыбаки, рассказывая о своем улове, но одно правда: изделий из этого драгоценного металла в городе больше, чем любых других.
Никто не помнит, когда родилось здесь серебряное дело. По крайней мере в XVI веке, когда в Мексику прибыли испанские конкистадоры, в Таско уже занимались этим ремеслом. И немудрено: в окрестностях города обнаружились щедрые залежи серебра. О природных богатствах этого района было известно еще во времена правителя ацтеков Моктесумы. Ходили легенды, что здешние индейцы выплачивали дань правителю золотыми слитками. Когда эти слухи дошли до завоевателя государства ацтеков Эрнана Кортеса, он срочно направил туда своих солдат. Испанские конкистадоры золота не нашли, но принесли Кортесу не менее приятную весть о богатых месторождениях серебра. Тогда по приказу предводителя испанцев здесь построили первую шахту, названную Королевской. Вокруг нее и вырос нынешний Таско.
Однако Королевская шахта, обогатившая испанскую корону тоннами серебра, постепенно иссякла, и жизнь здесь временно замерла. Новый серебряный бум начался с появлением в этих краях "обыспанившегося" француза Жозефа де ла Борда. Он сумел наладить серебряный бизнес, разбогател и решил увековечить свое имя, построив в городе в 1758 году роскошный собор Санта-Приска в стиле барокко. Достаточно сказать, что главный иконостас в храме покрывает слой золота толщиной в палец. В строительство были вложены миллионы долларов. Горожанам, пораженным таким размахом строительства, меценат складно объяснял: "Бог дает Борде, и Борда дает Богу".
А потом вновь наступила полоса запустения. Добраться до этих мест было трудно, энтузистов, подобных Борде, не находилось, и в XIX веке о городке почти забыли. Изоляция от внешнего мира сослужила городу хорошую службу -- спасла от нашествия технического прогресса. Во всяком случае, когда в конце 20-х годов прошлого столетия Таско "открыли" вновь, оказалось, что он, как в заповеднике, сохранился в своем первозданном виде -- с неправильной планировкой улиц, застройками колониального типа, которых не коснулись современные архитектурные веяния. Город стал быстро разрастаться, не отдавая на откуп новизне своей сердцевины. Разве что серебряных лавок и мастерских появилось в центре великое множество.
От серебра, играющего лучами яркого солнца, на рынках Таско быстро начинают уставать глаза, а от разнообразия изделий они просто разбегаются. Прилавки ломятся от незатейливых серебряных безделушек, которые кустари-одиночки привозят в немыслимых количествах. Потому и цена на них невысока: грамм драгоценного металла стоит от 20 до 40 центов в зависимости от сложности работы. Перед лоточниками стоят ящики с серебряными поделками. Покупатели берут плетеные корзиночки, набирают в них брелоки, серьги, броши, цепочки -- их продают "на вес". На моих глазах один турист купил таких побрякушек килограмма полтора.
Ну, а если дешевка не по душе, а кошелек позволяет, лучше всего отправиться в городской бутик, называемый здесь "пещерой", где можно отыскать уникальные вещицы искусной ручной работы. Мне посоветовали зайти в "Пещеру серебряных сокровищ", спрятавшуюся в одном из переулков возле центральной площади.
Переступаю порог и попадаю в сказочной грот. В изысканно подсвеченном полумраке тускло поблескивают драгоценности, разложенные в нишах. Неожиданно вспыхивает яркий свет, на мгновение ослепивший меня. А когда открываю глаза, вижу витрины, буквально заваленные серебром. "Выбирайте, что вам больше нравится", -- услужливо произносит хранитель сокровищ Карлос Морено.
Чтобы завлечь покупателей, местные мастера не жалеют фантазии для создания самых причудливых интерьеров в своих магазинчиках. Они сооружают гроты, овеянные тайной, строят абсолютно современные залы строгих геометрических линий или комнаты в стиле старинных гостиных. Однако главным украшением любого помещения остаются изделия из серебра.
"Теоретически жители Таско могут считать себя богачами, -- говорит Морено и для большей убедительности добавляет: -- На каждого жителя города приходится в среднем около 100 килограммов драгоценного металла". Если смотреть на витрины, в это не трудно поверить: только в его магазине представлено более 10 тысяч всевозможных серебряных изделий, общий вес которых превышает 200 килограммов.
Хозяин экзотической лавки-пещеры охотно рассказывает мне о тонкостях серебряного производства и приглашает зайти в цех, который находится тут же -- в одном из помещений магазина. Вслед за Карлосом вхожу в комнату размером метров тридцать. Здесь, прямо на глазах, в искусных руках бесформенные слитки превращаются в настоящие шедевры. Колдуют над серебром два мастера. Четверо парней у них в подмастерьях. Пока им доверяют довольно простые операции: разогреть ацетиленовой горелкой серебряные заготовки, придать им заданную форму. Потом опытный мастер берет заготовку -- и вот тут начинается искусство. Два-три едва уловимых движения -- и серебряная пластина превращается в изящно собранные лепестки, вот к ним приваривается тонкий стебелек, на нем -- пара листочков, легкие штрихи -- и на листиках появляются живые прожилки. Кажется, все. Мастер протягивает мне распустившуюся розу. Сейчас к ней приделают булавку, и роза превратится в удивительной красоты брошь...
"Ученики у нас не засиживаются. Как только почувствуют силу в руках, уверенность в своем навыке, сразу уходят и пробуют завести собственное дело, -- рассказывает хозяин бутика. Не всем, правда, это удается, но молодежь все равно стремится попытать счастья и стать самостоятельной".
Посвящая меня в таинства профессии, Карлос подходит к внушительному сейфу в углу мастерской, открывает дверцу и показывает стопку небольших аккуратных кирпичиков. "Это слитки серебра, -- объясняет он. -- Наш, можно сказать, строительный материал. Из него мы и делаем разные вещицы для "Серебряной пещеры". И тут же сообщает, что в его магазине можно приобрести такие слитки совсем недорого -- с небольшой наценкой по сравнению с тем, что он сам платит поставщикам.
Слушая своего добровольного гида, я постигал не только многие профессиональные секреты, но и учился отличать изделия из высококачественного серебра от дешевой поделки. Хотя на первый взгляд сделать это частенько было довольно трудно. "Если на кольце, цепочке или любой другой вещице вытеснена буква "Т" и цифра 925, -- втолковывал мне Карлос, -- то можно не сомневаться в их ценности. Это значит, что в килограмме серебра, использованного для производства вещи, присутствует всего 75 граммов примеси другого металла. В Таско это чаще всего никель. А совсем без примеси обойтись нельзя: серебро -- материал довольно мягкий, и в чистом виде для работы он совсем не пригоден".
"Настоящих мастеров в Таско не так уж и много, -- продолжает Карлос. -- Большинство умельцев стараются побыстрее получить прибыль и делают недорогие безделушки, цена которых незначительно отличается от номинальной стоимости серебра. А вот если вы хотите увидеть настоящие шедевры, обязательно загляните в наш Музей серебра". И мой собеседник продиктовал его адрес. Оказалось, музей находится в двух шагах от Кафедральной площади, но, как ни странно, не всякий местный торговец знает, где именно.
Музей создан по инициативе здешнего мастера Антонио Пинеды -- уж очень хотелось ему свести в одном месте самые лучшие произведения, которые могут сотворить его соотечественники. И это, похоже, удалось. В двух небольших зальцах Антонио собрал множество действительно уникальных работ. Признаюсь, я никак не мог оторваться, например, от посоха, покрытого серебряной "чешуей" -- так хотелось подробно разглядеть каждую чешуйку, или от "царской короны", щедро украшенной сверкающими драгоценными камнями. Буквально приворожила меня модель испанской каравеллы и мерцающие дорогим металлом и изысканными каменьями изящные шахматы. Они -- предмет особой гордости сеньора Пинеды: за эту работу он получил золотую медаль на выставке в Брюсселе. Шахматы отражают историю завоевания Мексики: белые -- испанцы, черные -- индейцы.
Легенды и быль о серебре Таско туристы, побывавшие здесь, разносят по всему свету. Не исключение -- и гости из России. Сеньор Пинеда рассказал мне, что лет десять назад в город приезжала труппа Московского театра "Русский балет" и дала концерт специально для местных жителей. "У нас нет большого зала, и артисты выступали на главной площади прямо под открытым небом", -- вспоминает Пинеда. Неведомое искусство русских настолько потрясло зрителей, что многие плакали от переизбытка чувств, а сами российские гости были восхищены приемом, который им оказали. Конечно, артисты посетили музей Пинеды и сделали памятную запись в книге почетных гостей. Основатель музея русского не знает, но кто-то из туристов перевел ему текст, в котором гости из далекой России выразили восхищение "серебряной столицей" Мексики (в скобках замечу, что Пинеда считает Таско "городом номер один в мире по кустарному промыслу серебряных изделий" -- это его слова) и, разумеется, экспонатами музея. Что, естественно, весьма польстило его хозяину.
Покидать музей не хотелось, но меня еще ждал промышленный комплекс "Индустриаль минера де Мехико", расположенный неподалеку от Таско. "Уж если знакомиться с "серебряным делом", то досконально!" -- решил я. К тому же мои гиды были компетентны, услужливы и радушны. Они искренне старались как можно увлекательнее и подробнее рассказать о том, что принесло славу их родному городу.
Инженер обогатительной фабрики Андрес Мехия начал экскурсию с просторного заводского двора. Кругом чистота и безлюдье -- картина, абсолютно не привычная для многих наших предприятий. Ни одного праздношатающегося, никаких работяг, собравшихся на перекур. Проходим в цех. Работают здесь в три смены. В сутки добывается более 3 тысяч тонн полиметаллической руды, в которой содержатся разные примеси. После очистки из тонны руды получается около 120 граммов серебра.
Все это Мехия успевает мне сообщить, зачерпывая ковшом из чана порцию кипящей массы, сливая из нее большую часть воды и показывая оставшийся на дне мельчайший серый песок. "Это -- цинковый концентрат, а светлая кромка и есть серебро, -- объясняет он. -- Концентрат отправляется на плавильные заводы, где из каждой тонны концентрата удается извлечь до 4 килограммов благородного металла". Владеет промышленным комплексом частная компания, которой принадлежит несколько плавильных заводов. Каждое из этих предприятий пользуется полной хозяйственной и финансовой самостоятельностью.
Мехия гордится, что причастен к делу, которое занимает лидирующие позиции не только в его стране. Действительно, по производству серебра Мексика занимает первое место в мире. А экспорт изделий из этого благородного металла приносит в казну ежегодно до 200 миллионов долларов. "Вы знаете, сколько у нас изготавливается серебряных изделий?" -- спрашивает он, и сам же отвечает: -- "Количества не знаю, а общий вес -- около 600 тонн! Раскупается все -- в США, в Европе, во всех уголках мира". И конечно, самый большой спрос -- на серебро Таско, добавил бы я.
А вот сами горожане -- их называют таскеньос -- к серебряным изделиям относятся спокойно, даже равнодушно. Крайне редко встретишь местного жителя с украшениями из этого металла. Может, оттого, что "живут" таскеньос на серебре, привыкли к нему, и его благородный блеск их уже не соблазняет. Даже модницы, стараясь выделиться из толпы, серебряному изыску предпочтут какую-нибудь безделицу, лишь бы "чужую".
Ну а я, покидая Таско, переполненный впечатлениями и, конечно же, подарками, уже не думал о том непростом пути, который ведет в серебряный городок-сувенир, словно балкон приклеившийся к огромной горе.
Сергей Новожилов
Источник: Эхо планеты