О Мексике
Особенности метро мексиканской столицы
Бойко идет торговля в подземном Мехико
Метро столицы - это не только важнейшая транспортная артерия 20-миллионного мегаполиса. В последние годы жизненные неурядицы затолкали в вагоны тысячи уличных торговцев, певцов, клоунов, попрошаек. Они знают, что среди вечно уставших от работы и столичной суеты почти пяти миллионов пассажиров, снующих ежедневно под землей, всегда найдется покупатель их нехитрой продукции или добрая душа, готовая помочь обездоленным.
В непростой иерархии неформальных тружеников самого популярного и недорогого в Мехико общественного транспорта господствуют продавцы пиратских дисков. Они монотонно и бесконечно перечисляют предлагаемых исполнителей и названия песен, давно заученные наизусть. А в завершение "молитвы" набирают полные легкие воздуха, чтобы выкрикнуть цену товара. Бойким "коробейникам" удается сбывать тысячи дисков, начиненных поп-хитами вперемежку с "кумбиями", народными мелодиями марьячи. Их берут, потому что подобные сборники в магазинах не сыщешь, да и цены там в десятки раз выше.
На втором месте после продавцов нелегальной музыкальной продукции - независимые артисты. Скрип болтающегося на шее певца синтезатора заглушает пронзительная баллада. Еще в метро можно встретить продавцов сборников стихов и пособий по правописанию, кулинарных книг и рецептов приготовления травяных настоев, а также школьных учебников и словарей. Они уверены, что вносят важный вклад в приобщение к чтению мексиканцев, не отличающихся особой любовью к печатному слову. Но, как говорится, насильно мил не будешь, и торговцы зачастую терпят убытки. Кстати, равно как и руководство метрополитена, решившее "окультурить" своих пассажиров, выдавая им бесплатно литературу. Однако вместо того, чтобы вернуть ее на выходе, они "по забывчивости" унесли домой почти все книги.
Не особо большую прибыль приносит в метро торговля всякой-всячиной - жевательной резинкой, брелоками и дамской косметикой. Подобными товарами завалена вся мексиканская столица, превратившаяся в огромный "блошиный" рынок. Но в отличие от городских улиц заниматься мелким бизнесом в вагонах может не каждый. Такой привилегией пользуются лишь знающие друг друга люди, образующие свои "профессиональные союзы" и уважающие неписаные законы подземного бизнеса. Прежде чем предложить батарейки, срок жизни которых, вероятно, не превысит и нескольких часов, продавец обязательно дождется, когда обслужит покупателей его коллега с книгами. Тот в свою очередь терпеливо и в который уж раз дослушал трагическую историю попрошайки. И дальше все продолжится согласно прочной иерархии вездесущих персонажей. Они стали неотъемлемой частью метрополитена мексиканской столицы. На них никто не смотрит, но все их видят, никто не слушает, но все слышат. И никто не возмущается их присутствием.
Николай Паска
Источник: Эхо планеты