О Мексике
О руле и алкоголе в Мексике
Заправка по-мексикански, или пить вас никто не заставляет
Магазин на заправочной автостанции, который торгует исключительно спиртными напитками. Это не мечта российских автолюбителей, а реальность мексиканских. «Мы же вам не предлагаем выпить!» - отвечают там на вопрос о несовместимости руля и алкоголя. «Отправляясь на отдых, хорошо бы заправить и автомобиль и себя!». Это и не удивительно для той страны, где 31 декабря на улицах города не тестируют водителей на алкогольный "выхлоп".
Сколько работаю в Мексике, столько не перестаю удивляться автомобильным привычкам и автомобильным пристрастиям мексиканцев. Вроде бы и машины те же, что и в других странах, и бензин такой же. Но все вроде бы и не так, как за рубежами этой прекрасной страны.
- А мы не обслуживаем малых детей, за свои поступки не отвечающих. И потом, сеньор, почему вы решили, что, купив бутылку спиртного, наш клиент тут же решит ее почать?
Хорхе, продавец фирменного магазина "Ла Дивина", явно не может взять в толк, чем это я так озабочен. Да, действительно, магазин торгует исключительно спиртными напитками - одной текилы на витрине больше дюжины сортов. Да только вот расположено "ликеро-водочное" заведение на территории бензозаправки, предлагающей свои услуги на выезде из Мехико, на дороге, ведущей в район "Контадеро", известный как дачный поселок состоятельной публики.
- Ну и что? Мы же вам не предлагаем выпить, мы вам предлагаем купить по справедливой цене выпивку хорошего качества. А кому надо, тот и без нас найдет, где "остаканиться". Наоборот, всем удобно, все довольны: в пятницу или субботу, отправляясь на отдых, люди зальют бак бензина и для себя "горючего" прикупят. А что, у вас в России отдыхают без спиртного?
Признаюсь, крыть мне было нечем. Остается глубоко задуматься о различиях в мексиканских и российских подходах к тому, насколько плотно надо опекать взрослого дееспособного человека.
Мексиканцы в этом отношении вообще большие, скажем так, оригиналы. Например, в Мехико официально было объявлено, что 31 декабря на улицах города не будут тестировать водителей на алкогольный "выхлоп". Нет, конечно, если кого остановят "в состоянии нестояния", закон применят по всей строгости. Но к большинству придираться не станут. Доверяют. Да еще как! Долго автор этих строк, воспитанный на советском "стращать и не пущать", не мог переварить информацию о том, что две трети мексиканских водителей не обучались в автошколах, и никто из них, повторяю, никто и никогда не сдавал экзамен по правилам дорожного движения. И ведь ездят, не бьются на первом же перекрестке. По крайней мере, мексиканская статистика аварийности не хуже нашей российской. Есть тут о чем задуматься на тему, стоит ли власти доверять людям.
Так что с мексиканской точки зрения магазин, торгующий спиртным прямо на автозаправке, - вещь вполне нормальная. Кстати, спиртное купить можно на многих бензозаправках. Обычно им сопутствуют небольшие магазинчики, торгующие всякой всячиной. На больших заправках, расположенных на крупных магистралях, как правило, можно перекусить в кафе. А уж там, где останавливаются междугородние автобусы, к вашим услугам полный набор всего, что может предложить придорожный сервис путнику.
Но независимо от размера и оснащенности заправочной станции вы всегда найдете здесь туалет. Как-то не принято в Мексике тормозить на полдороге и расходиться по команде: "Дамы направо - джентльмены налево". Туалеты чаще всего бесплатные и обычно чистые. Добиться этого очень просто - надо в типовое положение о заправках ввести пункт об обязательном общественном туалете. Хочешь зарабатывать, продавая населению бензин, - будь добр, обеспечь клиентов и такой услугой. В обязательном порядке. И чтобы содержание этого объекта проверялось надзирающими инстанциями так же пристрастно, как оборудование противопожарных щитов.
Кстати, на заправку мексиканцы заезжают достаточно часто. С одной стороны, это объясняется тем, что большая часть страны находится на среднегорье, где расход бензина повышен, а двигатель теряет мощность чуть ли не на треть. С другой стороны, возможно, что именно поэтому рядовой мексиканец любит машины не просто большие, а очень большие. И двигатель чтоб на шесть цилиндров, да объемом желательно поболее трех литров. Конечно, многим все равно приходится мириться с малолитражками - они доступнее и по цене, и в содержании. Но все равно при первой возможности мексиканский кабальеро пересядет на "настоящий автомобиль" - чтобы был размером если не с крейсер, то с канонерку.
На заправке здесь выходить из машины не надо. Работник все сделает сам, уточнив предварительно сорт бензина, который вы желаете залить в бак. Он же произведет расчет. Если попросить, то бесплатно проверят давление в шинах, протрут стекла, добавят воды в бачок омывателя стекол. Обожают работники мексиканских заправок долить масло в мотор. Но тут надо держать ухо востро, поскольку квалификация заправщика как механика-моториста, как правило, оставляет желать лучшего. Иными словами, его не интересует, что у вас было залито в картер до этого - синтетика, полусинтетика или "минералка". Льют на заправках обычно полусинтетику и весьма щедро, так что излишек масла потом частью вылетает в выхлопную трубу, а частью остается нагаром в двигателе вашей машины.
Мексика в мировой "нефтяной табели о рангах" занимает пятое место. Причем по конституции страны нефтедобыча - дело государства и сосредоточена в руках государственной компании "Пемекс". Именно под зеленым флагом "Пемекс" действуют практически все заправки в Мексике. Работают они на принципе франчайзинга, вроде "Бургер-Кинга" или "Макдоналдса". То есть у заправки есть свой частный владелец, который получает от "Пемекса" лицензию и обязан соблюдать требования, поставленные "материнской компанией".
За счет нефтяной отрасли наполняются более чем на треть бюджеты всех уровней в Мексике. Иными словами, "нефтянка" - главная дойная корова государства. Так что цены на бензин в нефтедобывающей стране отнюдь не дешевы. Литр бензина "Премиум" (А-95), которым потчуют высокооборотистые моторы дорогих и современных моделей, стоит в пересчете на доллары около 70 центов. Бензин "Магна" (А-93), которым заливают баки большинство автомобилистов, обходится в 60 центов за литр.
Больше половины бензиновой цены составляют налоги. Больший налоговый груз несет разве что мексиканская текила, которая при хорошем качестве не стоит меньше пятнадцати долларов за бутылку. Но если потребление текилы из-за дороговизны в Мексике снижается (народ все больше предпочитает в праздники более дешевые ром и пиво), то бензиновые налоги хочешь - не хочешь платят все. Ведь автомобильным транспортом в стране перевозится более 90 процентов пассажиров и грузов.
Отдельный разговор о качестве мексиканского бензина. Слаб, как говорится, человек со всеми вытекающими, точнее, втекающими в ваш бак последствиями. Словом, заправляться лучше на проверенных точках, а в дальних путешествиях выбирать заправки покрупнее и посовременнее. Современные технологии и оборудование сужают поле деятельности "химиков" по части разбавления и недолива.
В провинции, особенно в глубинке, можно нередко увидеть пластиковые канистры на обочине. Это торгуют краденым у "Пемекса" бензином. Крадут - увы - и при перевозке, из автоцистерн, и прямо из трубопроводов. Покупка такого горючего почти наверняка оборачивается солидным счетом автомастерской за замену большей части деталей системы питания вашей машины. Если, конечно, у вас не видавший виды грузовичок, произведенный в США лет тридцать назад, который переваривает любой бензин независимо от октанового числа и наличия примесей.
А вообще-то заправляться в Мексике - одно удовольствие. Везде на заправках клиенту рады. Надо только не забывать давать на чай обслуживающему вас работнику два-три песо (двадцать - тридцать центов). Такой уж тут обычай, которому следуют все независимо от толщины кошелька и личной щедрости.
Игорь Варламов
Источник: Эхо планеты
Комментарии: