Об Италии
Картина Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» - фильм, который хочется пересмотреть
Также читайте:
Много ли вы знаете о Второй мировой войне? О том, сколько горя, страха, ненависти приносит война? Действие этого фильма разворачивается в Тоскане 1939 года, где евреев ловят и отправляют в концлагерь. Но даже там неунывающий герой фильма Гвидо старается быть веселым, дарить людям тепло и добро, чтобы после всех пройденных кругов ада в этом полном горя и страданий месте его сынишка Джошуа мог сказать «Жизнь прекрасна»
Честно говоря, я немного побаивалась смотреть этот фильм. Нет, не потому, конечно, что ожидала увидеть какие-нибудь ужасы. Просто к тому моменту я уже слышала несколько отзывов об этой картине, в общих чертах знала сюжет - это всегда настораживает. Когда заранее известно, что вот здесь тебя будут смешить, а здесь пугать, - очень часто сам фильм не оправдывает ожиданий. Исключения бывают. И тогда такой фильм можно пересматривать еще и еще. Именно к этой категории я бы отнесла картину Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна".Действие первой части фильма разворачивается на северо-западе страны в регионе Тоскана в 1939 году. Небольшой городок Ареццо живет своей привычной жизнью - люди работают, ходят в театр, обедают в ресторанах, влюбляются... Но уже появляются признаки грядущих перемен: то в начальную школу приезжает инспектор из Рима, чтобы рассказать детям о том, "почему наша раса самая высшая", то школьная директрисса восхищается умом немецких детишек, которые могут подсчитать, сколько сэкономит государство, если уничтожит всех калек, сумасшедших и эпилептиков, то пожилой метродотель обнаруживает своего коня выкрашенным зеленой краской с надписью "Внимание! Жидовская лошадь!"...Совсем скоро подобные надписи появятся повсюду - на всех еврейских магазинчиках, домах...
Потом всех евреев посадят в поезд и увезут в концлагерь. Но все это будет позже, через несколько лет, о чем расскажет вторая часть фильма. А пока подобные происшествия не кажутся страшными - скорее нелепыми.
Буквально с первых же кадров подпадаешь под обаяние главного героя - неунывающего Гвидо (Роберто Бениньи). Невозможно удержаться от смеха, когда он совершает "маленькие чудеса" для своей возлюбленной или демонстрирует ошарашенным учителям и ученикам начальной школы свой пупок как признак превосходства итальянской расы. И совсем не удивительно, что именно он, вовсе не красавец, завоевывает сердце прекрасной Доры (Николетта Браски) - его искрометный юмор и непосредственность покоряют, в такого нельзя не влюбиться!Все эти качества Гвидо сохраняет и во второй части фильма. Еще в кузове грузовика, увозящего евреев в концентрационный лагерь,он лихорадочно пытается найти какую-нибудь спасительную ложь, чтобы оградить своего маленького сына Джошуа от ужасной правды. Поначалу это нелегко, часто отец не знает, что сказать ребенку, и только таинственно намекает на какой-то сюрприз. Но постепенно как бы сама собой начинает вырисовываться стройная картина, и Гвидо, используя все свое смелое воображение, завершает ее и создает "параллельный мир" - мир Игры, где и он с Джошуа, и все вокруг борются за Главный Приз. Но одно дело - придумать свой мир, а другое -заставить поверить в него маленького мальчика, который устал, голоден и хочет к маме. Еще труднее поддерживать в нем эту веру вопреки всем ужасам окружающей действительности. Мрачный вид барака со множеством нар, изможденные узники в полосатой одежде, плачущий мужчина, который говорит, что из них будут делать мыло и пуговицы - все это не может не заронить в душу Джошуа сомнений. И чтобы их рассеять, Гвидо приходится, возвращаясь в барак после многочасового изнурительного труда, шутить и выдумывать небылицы для мальчика, а иногда - опять совершать невероятные поступки. Твердо уверовав, что их спасение -только в абсолютном бесстрашии, он, безумно рискуя, ведет борьбу за жизнь тех, кто ему дорог. Лишь несколько раз в глазах героя появляются испуг или отчаяние - когда едва затеплившаяся надежда на спасение лопается как мыльный пузырь или когда ночью, неся спящего мальчика на руках, Гвидо вдруг видит гору трулов...Но герой находит в себе силы подавить страх, не сдаться, и долгое время удача сопутствует Гвидо - его союзниками, вольными или невольными, становятся другие заключенные и даже немецкие дети, никто не предает его...
Да, конечно, такая история вряд ли могла произойти в действительности, вряд ли могло уцелеть что-либо, попавшее в жернова бездушной машины уничтожения. Достаточно вспомнить ледяной взгляд охранницы, устремленный на пожилого еврея, вежливо спросившего ее: "Вы не ушиблись, синьора?" - и становится понятно, что здесь нет места жалости, сочувствию и тем более юмору. Но обо всем этом забываешь, когда с замиранием сердца следишь за Гвидо, ведущим свою опасную игру, и от души надеешься, что ему удастся все - спасти мальчика, поддержать жену, томящуюся от беспокойства и неизвестности в "женской" половине концлагеря, - ведь он готов заплатить за это любую цену...Фильм никак нельзя назвать легким, он во многом трагичен, но не оставляет чувства горечи и безысходности. Возможно, причина тому - несколько замечательных сцен, после которых трудно не улыбнуться. Одна из них - в самом конце фильма, когда маленький Джошуа вылезает из своего укрытия в опустевшем концлагере и вдруг открывает рот от удивления. Он видит, как сказка становится былью - ему навстречу едет обещанный отцом настоящий танк! "~Е уего!"("Так это правда!") - сияя глазами, восторженно кричит мальчик.
И это ощущение ожившей сказки передается и нам, зрителям - доброе, немножко грустное, но очень светлое. Хочется повторить за автором фильма:"Lа vita `e bella!" - "Жизнь прекрасна!" Думаю, те кто уже видел эту картину, согласятся со мной.
ЮЛИЯ ПРОХОРОВА
Italica, №3(5) март-апрель 2000 года.
Читайте здесь еще об Италии!
Нормальная сказка прнятно читать!!!
15.03.04, iNZAGHi
Комментарии: