Об Италии
Русская Флоренция : Уральское кайло на гиральдической лилии
Также читайте:
В этой статье рассказано о том, сколько общего можно найти между Россией и Италией, Петербургом и Флоренцией. Все это становится еще более наглядным, если посетить выставку флорентийского фотографа Массимо Агуса.Флоренция стала вторым домом для многих русских с мировым именем, по различным причинам покинувшим родные края. Здесь жил преподобный Максим Грек, граф Бутурлин, семейство Демидовых, Иосиф Бродский, Мария Олсуфьева, Чайковский, Достоевский, Тарковский. Все они оставили определенный след в жизни Флоренции
Когда петербургском Литературно-мемориальном музее Достоевского открылась фотовыставка флорентийского фотографа Массимо Агуса. Многие зрители неожиданно открыли для себя, как много связывает Флоренцию и Россию, Флоренцию и Петербург. Например, православный пятиглавый храм Рождества Христова на углу аллеи Джона Мильтона и улицы Льва X, возведенный по проекту петербургского зодчего М.Т.Преображенского (между прочим, две его постройки в Петербурге — Троицкую церковь на Смоленском кладбище и Преображенскую за Московской заставой — его земляки давно снесли).Массимо Агус находит не только интересные ракурсы Флоренции, но и видит поэзию ее уголков, связанных с известными русскими именами.
Вот известный монастырь Сан-Марко. В стенах этой обители жил Михаил Триволис, в будущем известный в России как преподобный Максим Грек — богослов и церковный писатель. Отсюда его путь лежал на Афон и далее — на русскую землю, в Москву, а потом в Тверской острог. О Флоренции Максим Грек всегда вспоминал как о лучшем из виденных им городов.
Палаццо Бутурлин на виз деи Серви, запечатленное Агусом, напоминает о графе Дмитрии Петровиче Бутурлине и его семействе, которые стали первыми русскими, "эмигрировавшими" в Италию. В 1812 г. в Москве, на пепелище своей библиотеки, одной из самых крупных в Европе, Бутурлин сказал: "Бог дал, Бог и взял". А во Флоренции собрал новую, не меньше прежней. Он жил в самом центре города, в одном из лучших особняков — ренессансном палаццо Монтаути-Никколини, переименованном горожанами в Палаццо Бутурлин. В 1918 г., в столетний юбилей прибытия Бутурлиных на Апеннинский полуостров, обедневшие потомки графа продали палаццо, но российский дворянский герб сохранился до сих пор. Он расположен во внутреннем дворе, и, чтобы его сфотографировать, Массимо Агу-су пришлось запрашивать разрешение министерства труда, расположенного в этом здании.
Несколько фотографий посвящены роду Демидовых: Демидовская площадь и памятник Н.Н.Демидову, вилла Демидофф и могила М.П.Демидовой, главный портал кафедрального собора Флоренции с гербом П.П.Демидова. На достройку собора не хватало средств, и в середине XIX века отцы города призвали состоятельных флорентийцев пожертвовать средства на новый мраморный фасад. Демидов пожертвовал больше других, поэтому его родовой герб появился на самом почетном месте — справа от главного входа. Кстати, княжеский герб вместе с титулом итальянские Демидовы получили из рук местных правителей, поэтому в нем соединилось уральское кайло и геральдическая лилия Флоренции.
На одной из самых красивых улиц Флоренции, виз Сан Леонардо, 64, стоит дом Чайковского, отмеченный мемориальной доской. После 1997 г., когда "дом Чайковского" в очередной раз был продан на аукционе, о нем много писала местная пресса. (Впрочем, в любимой Флоренции у композитора было несколько "домов".) Неподалеку от этого особняка жила Надежда фон Мекк, снявшая "творческую дачу" для Петра Ильича на зиму 1878 года.
А еще Массимо отыскал малозаметную одинокую дорожку в городском парке Кашины, которую мэрия назвала в честь Федора Михайловича Достоевского. На пустынной аллее единственная вертикаль — столбик с именем русского писателя.
Несколько снимков посвящены дому и библиотеке переводчицы с русского Марии Васильевны Олсуфьевой, дочери полковника царской армии графа В.А.Олсуфьева, бежавшего с семьей из Советской России. Когда-то Солженицын предложил именно Олсуфьевой стать переводчицей "Архипелага Гулаг", и с тех пор Мария Васильевна стала в Советском Союзе персоной поп grata. Она много помогала правозащитникам, в первую очередь Сахарову. Олсуфьева скончалась в 1988 г., но ее дочь до сих пор бережно хранит старую обстановку, библиотеку, семейные реликвии, запечатленные в работах Массимо Агуса.
Итальянский фотограф напомнил нам и о почетном "гражданине Флоренции Иосифе Бродском". За вклад в мировую культуру поэт получил из рук мэра премиальный золотой флорин — точную копию средневековой флорентийской монеты — и указ. Это был последний визит поэта в Италию...
А на одной из фотографий — простая надпись на дощечке с именами жильцов подъезда — одного из домов по улице Сан-Никколо: TARKOVSKY. В своем дневнике Андрей Тарковский заметил: "Флоренция — это город, возвращающий надежду". В комнате, расположенной под самой крышей средневекового палаццо, где он работал над сценарием своего последнего фильма "Жертвоприношение", сейчас небольшой домашний музей — письменный стол режиссера, его личные вещи.
Особая тема — русские могилы во Флоренции. Русский хореограф Евгений Поляков, который долгое время работал в Муниципальном театре оперы и балета, создав свою школу и основав известный кордебалет "Maggiodanza", похоронен на Английском кладбище. А на кладбище Аллори ("лавровые деревья") даже есть "Русский участок".
Массимо Агус запечатлел прекраснейшие виды Флоренции:- палаццо, сады, набережные Арно, Понте-Веккио — вечные картины тосканской столицы, этой "колыбели искусств".
ИЛЬМИРА СТЕПАНОВА
Italica, №3(5) март-апрель 2000 года.
Дорогие создатели этой страницы! Я очень интересовался бы о своих родственниках в разных странах.И был бы вам очень благодарен если бы вы мне написали подробную историю и всё-всё о моих уважаемых предков! С благодарностью : Граф Бутурлин Дмитрий Александрович
15.05.04, atik@axelero.ru, Бутурлинов Дмитрий Александрович
А еще??Иосиф Александрович бродский очень любил город.,,Декабрь во Флроренции,, вспомните...
06.11.03, J.B.