Об Италии
Новая Санскрития
Также читайте:
Новая Сакристия (ризница) — еще одно знаменитое помещение Базилики Сан Лоренцо, в которое можно попасть, пройдя по коридору из капеллы Медичи. Над оформлением этого помещения работал сам Микеланджело. Он создал проект, по которому в 1520 году была построена капелла. К тому же он был автором надгробий еще двух представителей семьи Медичи, находящихся в Сакристии: Джулиано Медичи, герцога Немурского, и Лоренцо Медичи, герцога Урбинского. Надгробие Джулиано украшает знаменитая аллегорическая скульптурная группа «День» и «Ночь» работы Микеланджело, а надгробие Лоренцо — столь же знаменитые фигуры «Вечер» и «Утро». Здесь же, в капелле похоронен и сам Лоренцо Великолепный де Медичи, а также его погибший брат Джулиано, надгробье которого украшено скульптурой Мадонны с младенцем.
Возле правого трансепта Базилики Сан Лоренцо находится Новая Сакристия, в которую можно попасть из Капелл Медичи. Ее создал в 1520 году Микеланджело, который нарушил гармоничное равновесие пространства, свойственное стилю Брунеллески, динамичной ритмикой декорировки. Микеланджело является также автором находящихся здесь гробниц Медичи - Джулиано, герцога Немурского, и Лоренцо, герцога Урбинского. Саркофаг первого охраняют обнаженные фигуры-аллегории День и Ночь, саркофаг второго - Вечер и Утро.
Новая Сакристия - всемирно известная усыпальница членов семьи Медичи, в оформлении которой принимал участие гениальный Микеланджело. Он не только разработал проект помещения, сооруженного в 1520 году, но и был автором надгробий таких известным представителей семьи Медичи как Джулиано, герцога Немурского, и Лоренцо, герцога Урбинского. Надгробие Джулиано украшают выполненные Микеланджело аллегории «День» и «Ночь», а надгробие Лоренцо - аллегории «Вечер» и «Утро».
В Микеланджеловой Новой сакристии все значительно проще: темно-серый камень, светло-серый камень, беломраморные надгробия и здоровенный купол. Надгробия принадлежат сыновьям Лоренцо Великолепного - Лоренцо, герцогу Урбинскому и Джулиано, герцогу Немурскому. У ног Лоренцо (того, что устроился в позе мыслителя) лежат Утро и Вечер, а у ног Джулиано (того, что в рыцарских доспехах) - День и Ночь. Про памятник Джулиано современники утверждали, что он получился совершенно непохож - на что Микеланджело ничтоже сумняшеся отвечал: «Ничего, через десять веков никто и не заметит!» Лоренцо Великолепный вместе с: убитым во время заговора Пацци братом Джулиано похоронен здесь же, но порядочного монумента им не досталось - скульптор отбыл в Рим. Чтобы не обидно было, Вазари пристроил над их могилами Микелапджелову «Мадонну с младенцем», а по бокам - высеченных его учениками святых Косьму и Дамиана (покровителей Медичи).
Кроме того, Микеланджело построил при Сан-Лоренцо библиотеку, которая так и называется - Библиотека Лауренциана. Попадают туда из левого нефа церкви через уютный дворик с колоннами, апельсиновым деревом и видом на Джоттову кампанилу (с тех пор как Брупеллески построил свой Воспитательный дом, такие дворики стали выпускать по всей стране целыми сериями). На сей раз получился изрядный долгострой: начались работы в 1524 году, а закончились в 1578 - м. За это время заказчиков, Медичи, успели изгнать; город подвергли изнурительной 11-месячной осаде (во время которой архитектор отвлекся на планировку оборонительных сооружений); потом Медичи вернулись, отгрохали себе новую резиденцию в палаццо Питти и были пожалованы великими герцогами; архитектор же тем временем занялся живописью и перебрался в Рим, откуда папы Лев X и Клемент VII в свое время с трудом выцарапали ту самую коллекцию, ради которой строилась библиотека, -древние манускрипты, иллюстрированные кодексы и оригинальный текст злополучной унии, заключенной на Флорентийском соборе 1439 года и скоропостижно разорванной по возвращении делегатов домой. Непосвященных, впрочем, допускают только в вестибюль - взглянуть па монументальную Микеланджелову лестницу.