Церковь Орсанмикеле
В прошлом на этом месте находилась лоджия, построенная в 1290 году Арнольфо ди Камбио и служившая рынком зерна. В 1304 году ее разрушил пожар, а в 1337 году началась ее реконструкция при участии Франческо Таленти, Нери ди Фьораванте и Нери ди Чионе. Между 1380-1404 гг. Орсанмикеле стала церковным зданием. Оно имеет форму большого параллелепипеда, основанием для которого служат арки лоджии. Декорировка из мрамора в стиле поздней готики придает всему зданию изысканную нарядность. Верхняя часть здания из твердого камня облегчена двумя рядами больших узорных парных окон. Со всех сторон церкви открываются ниши, украшенные статуями: Св. Иоанн Креститель Гиберти (1414-1416 гг.). Св. Фома Верроккьо (1464-1483 гг.); четыре Святых, увенчанных коронами, Нанни ди Банко (1408 г.) и копия Св. Георгия Донателло (1416 г.). Внутри церкви возвышается большой Табернакль Орканьи (1355-1359 гг.), выполненный в стиле пламенеющей готики.
Нестандартный вид объясняется тем, что поначалу оно предназначалось не для богослужений, а для торговли зерном. И в первое время было не полноценным зданием, а открытой лоджией, сооруженной на месте монастыря Архангела Михаила в Саду, - отсюда и название.
Потом арки заложили камнями, а на первом этаже, где еще с рыночных времен висело чудотворное изображение Мадонны, устроили церковь. Причем не простую, а образцово-показательную: четырнадцать главных гильдий взяли над ней шефство все скопом и превратили фасад в нечто вроде выставки достижений цехового хозяйства. Каждый старался сделать статую своего святого покровителя крупнее и наряднее и заказать ее скульптору поизвестнее (почти все фигуры, за исключением тех, что на южном фасаде, принадлежат Донателло или Гиберти).
Зерно тем временем продолжали хранить на втором этаже (если присмотреться, внутри, слева от входа, до сих пор заметно отверстие, через которое его ссыпали), пока в 1569 году Козимо I Медичи не перевел туда юридический архив, а потом не приспособил огромный (площадью не меньше палаццо Веккьо) зал под торжественные приемы. Кстати: если вы окажетесь внутри - взгляните на мраморную скинию работы Андреа Орканья (1349-1359) слева от алтаря.
Церковь расположена по адресу: Via Orsanmichele, 7. Часы работы: вторник - воскресенье 10-00 – 17-00. www.orsanmichele.net
значально это было даже не здание, а открытая лоджия, возведенная на месте женского монастыря 8 века "Сан-Микеле (т.е. Архангела Михаила) в саду", либо, в оригинале, Or San Michele - отсюда и название. Со временем, арки лоджии заложили каменной кладкой, здание превратилось в церковь, но признание в таком качестве, оно получило лишь в 1348 году, когда над Европой пронеслась первая волна чумы. Церкви Орсанмикеле в это время удалось разбогатеть: пережившие эпидемию чумы, пожертвовали приходу довольно солидную сумму - 350 тысяч флоринов (это больше, чем составлял бюджет города). На эти деньги был заказан мраморный табернакль, т.е. вместилище для хранения предметов религиозного культа.
Вскоре над церковью взяли шефство четырнадцать гильдий, контролировавших экономику и правительство города (система, напоминающая купеческие гильдии на Руси). Каждая гильдия старалась установить самую нарядную, габаритную и дорогую статую своего небесного покровителя, для чего приглашались самые именитые скульпторы. В результате, почти все скульптуры являются работами мастеров с мировым именем - Гиберти, Донателло, Андреа дель Верроккьо, Нанни ди Банко.
Пока шли эти соревнования, зерно продолжало храниться на втором этаже здания. Однако, в 1569, уже упоминавшийся ранее Козимо I Медичи, переселил туда собственный архив юридической документации, а затем организовал зал для официальных приёмов. Мраморный табернакль плохо сочетался с содержимым складских помещений, поэтому хранилище и рынок зерна были переведены в другое место, и это был первый в истории Флоренции случай, когда торговля уступила искусству.
Возврат к списку исторических и архитектурных памятников Флоренции
Комментарии: