Об Израиле
Путешествие в Хайфу
Всемирный центр бахайской веры
Хайфа - третий по величине город Израиля после Иерусалима и Тель-Авива. С приморского шоссе видно, как "взбираются" на вершину горы Кармель жилые дома, из-за чего город кажется "многоярусным".
Побережье Средиземного моря образует "первый" этаж: здесь расположены живописные пляжи, фешенебельные гостиницы, морской порт и промышленная зона.
Поднимаемся на второй "этаж" - и попадаем на Хадар Ха-Кармель. Это - один из старейших районов города, торговый центр Хайфы. Здесь находится здание муниципалитета и кампус Техниона - главного технологического ВУЗа страны. Технион был основан в 1912 году, но на протяжении 12-ти лет студентов туда не принимали: отцы-основатели высшего учебного заведения отчаянно спорили, на каком языке вести обучение - немецком, родном для большинства профессоров - выходцев из Германии, или на возрожденном иврите. В конце концов победил компромисс: лекции читались на иврите с... тяжелым немецким акцентом!
Взбираемся на третий "этаж". Значительная часть горы Кармель застроена роскошными виллами. Здесь помещаются музеи, кинотеатры, рестораны, кафе и прочие увеселительные заведения. Солидную территорию занимает Хайфский университет.
Бродить по городу можно часами, не замечая, как летит время. Хайфа утопает в зелени, на каждом шагу вас поджидают сюрпризы. Если вы любитель пикантерии, непременно отведайте на Хадаре питу с фалафелем. Готовят их местные арабы, добавляя в овощной салат душистые специи. Если же вы мясоед, закажите шуарму: вместо вегетарианского фалафеля в питу будет уложено дымящееся - прямо с вертела! - жареное мясо. На горе Кармель, впрочем, можно пообедать и в чисто европейском ресторанчике (их здесь полно, причем разных, на любой вкус).
Гордость жителей города - фуникулер Кармелит. Три вагончика взлетают с берега моря на верхотуру, откуда открывается панорама неописуемой красоты и величия. Спуститься вниз можно пешком - достаточно отыскать легендарную лестницу с тысячей ступеней. Начинается она на смотровой площадке, что на улице Йефе Ноф в центральной части горы Кармель, проходит мимо живописнейших Бахайских садов, Германской колонии и заканчивается в нижней части города.
Хайфа - любимый порт американских моряков. Здесь создан и действует специальный центр, в котором заокеанские гости развлекаются, набираются новых сил и впечатлений. Держит его харизматичная дама - Гила Герзон. Основан он был в 1980 году и предназначался для бойцов Шестого флота США, но впоследствии превратился в открытое демократичное заведение для англоязычных гостей Израиля.
В поисках гармонии
Главная достопримечательность Хайфы - бахайский храм и окружающие его висячие сады, которые "прошивают" сверху донизу полгорода. Ради того, чтобы побывать в этом поистине сказочном, уникальном месте, сюда ежегодно приезжают десятки тысяч иностранцев.Бахайские сады состоят из террас, на которых располагаются оригинальные фонтаны и цветут диковинные деревья и растения.
Бахайская религия монотеистична и автономна - она не является течением христианства, иудаизма, ислама или буддизма. Бахайцы верят в Ба-Алла, реального человека, жившего с 1817 по 1892 год. Ба-Алла считается последним посланником абсолютного божества, существующего вечно, с самых древних времен. Бахайцем может стать каждый: среди верующих - жители разных стран, представители разных наций, люди высокообразованные и малограмотные, миллионеры и бедняки.
Шуги Эфенди, живший в ХХ веке и исповедовавший бахайскую религию, подчеркивал: в глазах его единоверцев Бог един, он универсален, а предназначение человека - поиск истины. Бахайская религия не признает стереотипов и никому не навязывает своих принципов. Главный ее постулат - духовность и внутренняя свобода. Единственное предназначение веры - достижение всеобщего согласия и гармонии. Вера шагает в ногу с наукой, и только такое единство противоположностей является прочной основой современного общества и прогресса.
Бахайцы считают, что каждый человек, независимо от пола, возраста, образования и этнического происхождения, должен пользоваться равными правами, в том числе правом на получение высшего образования. Идеология бахайцев содержит в себе элементы социализма: сторонники этой религии - борцы за справедливость, им претит показная роскошь, как, впрочем, и вопиющая бедность.
Язык, на котором изъясняются бахайцы, - международный, знаковый. Везде, где появляется возможность, верующие возводят неземной красоты храмы и высаживают дивные сады, а вообще данную религию исповедуют в 205 странах мира. Всемирный центр бахайцев, состоящий из нескольких зданий, построенных в неоклассическом стиле, находится в Хайфе, на горе Кармель, неподалеку от храма. Называется он "Дом вселенской справедливости". Здесь располагается архив, библиотека и административные здания.
Хайфа стала первым в мире городом, где в 1957 году было завершено строительство бахайского храма. Порядка 600 добровольцев, прошедших здесь обучение, работают в 55 странах мира. В преддверии торжеств по случаю Миллениума бахайский храм и окружающие его висячие сады были обновлены. В результате это место превратилось в райский уголок всепланетной значимости.
Город "голубых воротничков"
Хайфа - город "голубых воротничков": в 1920 году здесь был основан могущественный профсоюз - Гистадрут, существующий и поныне. До середины 90-х Хайфу называли "красной", так как она считалась колыбелью израильских социалистов.В отличие от Иерусалима, здесь почти нет кварталов, населенных евреями-ортодоксами. Хайфа - единственный в стране город, где по выходным курсируют автобусы и открыто большинство ресторанов, кафе и магазинов.
Город называют культурной Меккой: здесь имеется свой симфонический оркестр, множество музеев и замечательный зоопарк.
Особый интерес представляет старый район Хайфы - Германская колония. В 1868 году в Палестину из германского города Вуттемберг прибыло два человека, именам которых было суждено войти в историю: Кристоф Хофман и Георг Давид Хардегг. Население Хайфы в то время составляло 4000 человек. Примерно тогда же в Хайфу приехал Ба-Алла, основатель бахайской религии.
Хофман и Хардегг были людьми состоятельными и в высшей степени инициативными. Они выкупили у арабов несколько удаленных от центра города земельных участков и занялись развитием сельского хозяйства. Параллельно строились и дома. А когда появилась первая улица, она стала предметом всеобщего восхищения: столь изысканной европейской архитектуры в наших палестинах еще не видели! Дома строились из камня, крыши покрывались красной черепицей. Командовал парадом замечательный архитектор Яаков Шумахер.
В настоящее время Германская колония завораживает своим уютом. Бульвар Бен-Гуриона - самый оживленный в городе туристический маршрут. На каждом из реставрированных домов красуется мемориальная доска, повествующая о его истории.
Реконструировано здание Народного дома (на иврите - Бейт-Ам), который был построен в Германской колонии одним из первых. Дом находится на бульваре Бен-Гуриона, номер 11.
Под знаком плюрализма
В Израиле Хайфу именуют не иначе, как островком терпимости. Население города (250.000 человек) смешанное: евреи соседствуют с арабами, христиане - с мусульманами. "Бейт ха-Гефен" - известный на всю страну центр, в котором проводятся совместные культурные и просветительские мероприятия: фестивали, выставки и т.п.Кроме бахайцев, здесь обитают потомки кармелитов. Корни Ордена кармелитов уходят в 12-е столетие. После третьего крестового похода группа отшельников, живших в пещерах на горе Кармель, стала исповедовать христианство, придерживаясь заповедей пророка Илии. С точки зрения кармелитов, пророк Илия считается основоположником монашеского образа жизни.
По просьбе кармелитов патриарх Иерусалима Альберт Авогадро составил и записал нечто вроде свода законов, которым и подчинялись отшельники. Было это между 1206 и 1214 годами нашей эры. Впоследствии изобретенная патриархом формула была одобрена несколькими главами католической церкви, благодаря чему кармелиты были признаны религиозным орденом. И, наконец, в 1247 году папа римский Невинный Четвертый окончательно утвердил нормы, регулирующие жизнедеятельность Ордена кармелитов.
Около ста лет кармелиты прожили в пещерах, пока в 1235 году не были изгнаны сарацинами. В настоящее время в Хайфе действует Международный информационный центр Ордена Кармелитов.
В последние 15 лет в Хайфе поселились десятки тысяч репатриантов из СНГ. В полифоничной лингвистической палитре зазвучал в полный голос еще один язык - русский. На сегодняшний день в любой точке города вас гостеприимно встретят говорящие по-русски банковские служащие, врачи, учителя, официанты, горничные и администраторы гостиниц, а также таксисты. Экскурсии по городу проводят лучшие в стране русскоязычные гиды.
Если в зарубежной поездке вами овладеет ностальгия и вы захотите почувствовать себя, как дома, отправляйтесь в один из русских ресторанов. Меню не разочарует, музыка - тем более...
05 Авг 2004 г Виктор Плес