Об Израиле
Паломничество в Израиль.
Христианские паломники во все века стремились попасть на Святую Землю. Путь, который иногда занимал несколько лет, был полон опасностей. На море паломники рисковали попасть в руки пиратов, а на суше – в руки разбойников. Но это не останавливало людей, мечтавших увидеть место, где родился Спаситель, и город, где он принял крестную муку.
Иерусалим: город с трехтысячелетней историей. Святое место для представителей сразу трех мировых религий - иудеев, христиан и мусульман. Для иудеев этот город священен потому, что именно здесь, на том самом месте, где сегодня находится золотой Купол, раньше находился Храм, - место присутствия Творца. В этот Храм пришел Иисус. "В дом отца моего" - как говорил он.
Сюда, в Иерусалим, город, где Христос принял крестную муку и где воскрес из мертвых, мечтает попасть всякий христианин. Первые русские паломники появились на Святой Земле уже в XI веке, сразу после крещения Руси. К середине XIX столетия поток русских богомольцев в Палестину вырос настолько, что встал вопрос об их духовном окормлении, да и просто размещении на ночлег. В 1847 г. указом императора Николая I в Палестине была учреждена Русская Духовная Миссия, после чего на Мейдамской площади в Иерусалиме, впоследствии переименованной в площадь Москвы, началось строительство Русского подворья.
Были заложены храм, больница, приюты для паломников и само здание Русской Духовной Миссии. Земельный участок, который занимал комплекс подворья, из всех принадлежавших иностранным государствам в Иерусалиме был самым большим. 28 июня 1864 г. в здании Русской Духовной Миссии, которое было выстроено в том же 64 г., был освящен домовой храм в честь святой мученицы царицы Александры. Именно он стал первым русским храмом на Святой Земле. Восемь лет спустя закончилось строительство Троицкого собора, ставшего главным храмом Русской Духовной Миссии. Год за годом владения Миссии в Иерусалиме расширялись: был приобретен участок земли на Елеонской, или Масличной, горе, недалеко от места Вознесения Христа. В 1886 г. здесь была освящена церковь "Вознесения". Рядом с ней выросла знаменитая, шестидесятичетырехметровая колокольня "Русская свеча".
После Октябрьской революции для Русской Духовной Миссии в Иерусалиме наступили тяжелые времена. Гонения на церковь, начавшиеся в России и железный занавес свели поток паломников практически к нулю, а ведь именно для них был построен комплекс. Возможность побывать на Святой Земле вновь открылась перед российскими верующими немногим более десяти лет назад, когда рухнул коммунистический режим. Даже сегодня, когда арабо-израильские отношения обострились до предела и теракты следуют один за другим, русские паломники продолжают ехать на Святую Землю. Отец Елисей, начальник Русской Духовной Миссии: "Православное паломничество никогда не было легким путешествием. Оно всегда предполагает определенный труд, подвиг, ведь здесь, в Иерусалиме, есть путь. Страстной путь. А паломничество - это и есть образ следования Христу, когда-то он нес этот крест. Это буквально исполнение заповеди Христа: возьми крест свой, иди за мной".
Большинство православных паломников останавливаются в Иерусалиме на территории Горненского монастыря. Этот монастырь - один из самых больших за пределами России. В 1871 г., начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин купил близ Иерусалима участок земли, чтобы на нем могли селиться паломницы, желавшие остаться в Святом Городе. На собственные средства они строили себе небольшие дома, которые после смерти владелицы отходили общине, - так возник монастырь, называемый теперь жемчужиной русского православия. Сегодня в монастыре шестьдесят пять монахинь. Все они - посланницы Русской Православной Церкви, удостоившиеся чести нести послушание на Святой Земле.
Жизнь насельниц наполнена молитвами и трудом по оказанию гостеприимства многочисленным паломникам. Монахиня Магдалина, насельница Горненского монастыря: "Сам состав паломников поменялся. Вы знаете, первые времена, когда у нас был еще начальником отец Никита. Он говорил: вы еще матушки дождетесь, к вам еще поедут, сюда к нам приедут, платочки. Мы не могли понять, как это могут приехать платочки. Ну, то есть, бабушки… мы не могли поверить, но когда поехали платочки, вы знаете, настолько была радость…"
Стандартная программа для паломников, приезжающих в Израиль, рассчитана на десять дней. За это время они успевают побывать на священной горе Синай, в Назарете, Вифлиеме, Хевроне и в Иерусалиме. В Святом городе находится главная христианская святыня - Гроб Господень. Путь к нему начинается с Масличной горы, с которой открывается незабываемый вид на весь Иерусалим. Спустившись в Кидронскую долину, паломники попадают на дорогу, по которой схваченного в Гефсиманском саду Христа вели к первосвященнику. Петляя, она выходит на узкую и шумную улицу восточного Иерусалима, которая называется Виа Долороза, что в переводе с латыни означает - Скорбный путь. Эта дорога для любого человека, принадлежащего христианской культуре, верующий он или нет, священна. По ней, изнемогая под тяжестью креста, шел на Голгофу Сын человеческий, чтобы принять мученическую смерть. Вряд ли можно с уверенностью утверждать, что Виа Долороза в точности совпадает с тем путем, по которому Христос поднимался на холм. Но для тысяч паломников, которые идут по ней к Храму Гроба Господня, это не так и важно.
На том месте, где сейчас находится арабская школа, раньше возвышалась Антониева башня, резиденция Понтия Пилата. Именно сюда привели Христа, и именно в этой башне состоялся знаменитый диалог. "Ты царь Иудейский?" - спросил Пилат. "Ты сказал", - ответил Христос". Часовня Бичевания и Часовня Осуждения поставлены там, где Прокуратор уступил требованию толпы и отдал Иисуса на смерть. Францисканская часовня - следующая на этом пути. Здесь "шедший с поля" Симон Киринеянин, исполнившись сострадания, помог Иисусу нести крест. В стену часовни вмурован камень с глубокой выемкой. По преданию - это отпечаток руки Христа, опершегося в изнеможении о стену.
Отсюда начинается подъем на Голгофу. Считается, что коптская церковь построена там, где Христос, не выдержав тяжести креста, упал. До Голгофы оставалось совсем немного - шагов двадцать. И Сын человеческий уже видел ее вершину, где должны были его распять. Многие представляют себе Голгофу как высокую гору, но на самом деле это небольшой холм, к которому ведут несколько ступеней Храма Гроба Господня. Со времен Святой Елены, построившей Храм Гроба Господня, Голгофа является частью этого храма. Миллионы паломников, приезжающих в Иерусалим и приходящих в этот храм, могут увидеть лишь часть Голгофы. "Голгофа" происходит от арамейского слова "гулгулта" - "череп". Согласно одной из версий, холм получил такое название благодаря своим очертаниям, напоминающим человеческий череп.
Поглотивший Голгофу Храм Гроба Господнего - это огромный комплекс, включающий в себя около сорока зданий. За свою многовековую историю Храм трижды подвергался разрушению и вновь отстраивался. Стоящее ныне здание было возведено после пожара 1808 г. В Храме можно увидеть лишь самую вершину Голгофы. Под стеклянным кубом лежит обломок камня - все, что осталось от места казни Христа. Вершина Голгофы, точно саваном, покрыта иконами. Все они из России.
Стены Храма, где Христос был пригвожден к Кресту, украшает великолепная мозаика. Алтарь Греческой православной церкви установлен там, где Крест с распятым Иисусом был воздвигнут. Прямо против входа в Храм, на земле - широкая мраморная плита, которая прикрывает Камень помазания, место, куда Иосиф и Никодим положили снятого с креста Иисуса. По иудейскому обычаю они умастили тело Учителя благовониями и обернули его плащаницей. Над плитой теплятся восемь лампад - по числу представленных в Храме христианских церквей: армянской, греческой, грузинской, католической, коптской, маронитской, сирийской и эфиопской. Слева от Камня помазания обозначено место, где стояла Дева Мария в момент распятия Христа. Главная святыня христианского мира - Гроб Господень - находится в центре Храма, прямо под сводами ротонды. Греческие монахи, хранители Гроба, называют место погребения Спасителя Кувуклией, что значит "опочивальня". За две тысячи лет миллионы людей прошли по Виа Долороса, чтобы в благоговейном молчании остановится здесь, у гроба Богочеловека, принявшего на себя грехи всех живущих на земле - и тех, кто в него верит, и тех, кто нет.
Вояж