Мы не чужие на празднике жизни. (Праздники разных народов.)
На нашей планете, наверное, не проходит и дня, чтобы не шумел где-нибудь какой-нибудь праздник. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостные события. А они, как известно, могут быть разными. Например, коллективно встречают Новый год, принимают участие в карнавале или празднике, посвященном сбору урожая. Впрочем, о новогодних торжествах в разных странах мы еще поговорим, но, пожалуй, в другой раз - ближе к этому знаменательному событию. Сейчас же речь пойдет о летне-осенних праздниках. И поверьте, их не так уж и мало.
БОЛЬШИНСТВО старинных праздников связано с религией. Они всегда играли значимую роль в жизни человека, потому что в те далекие времена, когда люди стали заниматься земледелием, как, впрочем, и сегодня, от урожая зависело их благополучие. Они учились из века в век, набирались опыта. Так появилось знание, когда лучше сеять зерно и до какого дня следует его убрать. Вместе с этими знаниями пришло и понимание необходимости вести отсчет времени, выделяя определенные, важные для ведения сельского хозяйства дни, а также смену холодного и теплого сезонов. Прошли сотни лет, и некоторые значимые дни превратились в праздники.
ЕСЛИ заглянуть в историю, то можно увидеть множество примеров того, как люди отмечали, скажем, праздники урожая. Так, индейцы майя, жившие преимущественно на полуострове Юкатан, в Мексике, где-то между 300 и 900 годами н. э., возделывали землю, выращивали маис, бобы и тыкву. И свято верили, что их цивилизация существует лишь по воле богов. Некоторые майянские святилища, где индейцы щедро благодарили небожителей за ниспосланный им урожай, сохранились и по сию пору. Некогда торжественные процессии приносили сюда богатые дары - животных, плоды нового урожая, а на закате цивилизации майя на жертвенном алтаре оказывались даже люди. Это, по-видимому, не очень понравилось богам - майя прекратили свое существование, растворившись в толще веков.
Примерно такая же участь постигла и других жителей Южной Америки - воинственных и кровожадных ацтеков, приносивших в дар своему свирепому Уицилопочтли, богу Солнца, кровь и сердца людей. Правда, произошло это несколько позже и не без помощи европейцев - в XVI веке конкистадоры очень уж усердствовали в уничтожении воинственных индейцев.
У некоторых индейских племен Северной Америки до сих пор существует старинные праздники урожая. Торжественный ритуал благодарения мужчины исполняют в так называемом Длинном доме. Так, индейцы племени делаверов отмечают праздник урожая в течение двенадцати дней в октябре. В 1621 г. английские переселенцы пригласили коренных жителей Америки принять участие в своем празднике урожая. В качестве дара краснокожие принесли с собой к столу индеек - с тех пор и родилась в Америке традиция есть индейку в День Благодарения.
У многих африканских племен обязательный атрибут праздника урожая - танцы мужчин Б ритуальных масках. Женщины при этом, как правило, поют и хлопают в ладоши, задавая ритм. Учитывая географическое расположение Африки, где урожай снимают по несколько раз в год, можно предположить, что здесь должно быть куда больше различных обрядов, уходящих корнями в глубь веков, нежели у других народов. Так оно и есть.
НЕМАЛОВАЖНОЕ значение в жизни людей играли праздники летнего солнцестояния. Солнце всегда было символом жизни. Вполне естественно, что своего апогея обряды поклонения солнцу достигали летом - именно в это время самый длинный день в году. Его праздновали практически все народы мира: люди приносили дары могущественному светилу, которые, как они полагали, помогут ему сохранить свои силы.
В Европе начинали жечь костры еще с 1 мая, Праздника костров, вплоть до кануна летнего солнцестояния (20 июня). Самый большой и яркий костер разжигался в день солнцеворота, люди плясали вокруг него с факелами, а затем пускали вниз по склону холма горящие колеса. Считалось, что этот обряд помогает солнцу сохранять свою силу и мощь. И домашних животных гоняли по углям - это, дескать, уберегало их от болезней и сглаза, повышало надои молока.
А вот в Швейцарии в день летнего солнцестояния совершали обряд "умерщвления гусей". Публика с завязанными глазами активно упражнялась в соревновании. Хоть и неясно, когда и почему зародилась эта традиция, но она жива и сегодня.
В Перу инки совершали обряды солнцепоклонников, которые дошли до наших дней. Одну из самых пышных церемоний можно видеть в Храме Солнца - в Куско. Огромное скопление народа - все наблюдают за восходом солнца, затем весь день проходят торжественные шествия. Незабываемое по красоте и впечатлениям зрелище! Особенно, если довелось увидеть кульминацию праздника, когда жрец, держа в руке блестящее золотое зеркало, направляет солнечные лучи на кусок ткани. Проходит несколько мгновений - и материя воспламеняется. Люди ликуют, ведь горящая ткань - это символ могущества Солнца!
Жители Северной Америки тоже совершали сложные обряды летнего солнцестояния. Так, индейцы племени сиу в центре своего стойбища сажали тополь, вокруг которого сооружали ограду из жердей. А потом вокруг него плясали, исполняя сложный танец Солнца. Каждый шаг, каждое движение несли в себе определенную смысловую нагрузку. Танцевали индейцы до изнеможения - четыре дня, без еды и питья. Они свято верили, что их пост ублажит Великого Духа, и тот одарит их и богатым урожаем и богатой добычей во время охоты.
29 июня во многих странах Европы празднуют день св. Петра - он не очень удален от Дня летнего солнцестояния, поэтому многие обряды тоже связаны с огнем и водой - магическими символами очищения. Бельгийские моряки, считающие св. Петра своим покровителем, каждый год в первое после 29 июня воскресенье совершают обряд жертвоприношения и освящения моря: они собираются на берегу и кладут на песок перед водой цветы и гирлянды.
В Индии примерно в это же время справляют праздник Ратхаятру - день рождения бога Джаганнатха. В храме, посвященном ему, в городе Пури проходит главное торжество. Статую бога украшают цветами и драгоценными камнями, вывозят на улицы на огромной пятнадцатиметровой деревянной колеснице. На ней, справа и слева от Джаганнатха, стоят статуи его родственников - сестры Субхадры и брата Ба-ларамы. Сотни, а может, и тысячи людей, сменяя друг друга, тащат колесницу - они верят, что бог вознаградит их за это.
В Китае в июне отмечают один из самых любимых праздников - Дуаньу, иначе его еще называют Состязанием Лодок-драконов. Лодки, с головами драконов на носу, ярко раскрашены, их корма - хвост дракона. Чудаки-китайцы зачем-то начинают разыскивать утопившегося в III веке до н. э. поэта Цюй Юаня. Во время состязаний все гребцы орут, что есть мочи, вздымая фонтаны брызг. Это - древний ритуал. Суть его в том. чтобы призвать дождь, который смоет людские грехи и убережет жителей Поднебесной от сглаза. Ну и обеспечит плодородие полей. Считается, что "лодки-драконы" - это символы мира духов, поэтому многие лодочники, наверное, и надевают на себя костюмы и маски божеств. Как-никак, происходит встреча ныне живущих с духами предков!
А вот в Таиланде обычное дело - вызывать дождь. Чуть ли не в каждой деревне устраивается настоящее шоу. В клетке из дома в дом таскают кошку. Ее неустанно поливают водой. Бедное животное мяукает так, что в небесах отдается. Добряки-тайцы только радуются - чем громче орет кошка, тем больше шансов, что ее услышит богиня дождя Нанг Мегталы. Лишь она, пожалев животину, может ниспослать на землю дождь. Кошке помогают барабанщики, которые лупят в гонги, напевая: "Кошка, дай нам дождь, дай нам священную воду... дай нам рис..."
В июле у японцев большой праздник. О-Бон называется, иначе - Праздник фонарей. В каждой семье зажигаются фонари, которые, как считают жители Страны Восходящего Солнца, приносят удачу, поскольку они-де зазывают в дом умерших предков - а те. мол, бед и несчастий своим потомкам никогда не принесут.
Но просто зажечь фонари - этого мало. Нужно сначала могилки предков украсить цветами, сжечь на них благовония и помолиться за упокой душ. Тогда глядишь, духи в дом и придут, а дорогу нм найти помогут фонари и пылающие связки стеблей конопли. Мясо в этот день употреблять возбраняется - готовятся специальные кушанья. Ну, а кимоно надеть - в этом себе не откажет лаже самый "продвинутый" японец. Танцы и фейерверки - неизменные атрибуты праздника фонарей. А заканчивается все ночью, когда зажигаются костры: погостили предки и хватит - пора и честь знать. На небольших плотиках пускают вплавь по рекам и озерам костры.
Главный июльский праздник буддистов Шри-Ланки - Эсала Перегера. В глубине этой страны находится город Канди, где бережно хранится священная реликвия - зуб Будды. Конечно, все участники грандиозного мероприятия вряд ли увидят сам зуб, но вот его торжественный вывоз и шествие по улицам на громадном слоне наблюдают все. И правда, в дни торжеств, что длятся десять Alien (начинаются они в ночь полнолуния), народ буквально сходит с ума от религиозного умиления. Тысячи людей загодя занимают места - кто на деревьях, кто на ближайших подступах к местам продвижения процессии. И все это делается для того, чтобы увидеть великолепное факельное шествие в сопровождении слонов, танцоров, музыкантов, глотателей огня...
В день июльского полнолуния южные буддисты отмечают праздник Дхарма-чакка, посвященный Сиддхарте Гаутаме - то есть Будде. Если коротко, то суть его такова. Однажды будущий Будда скитался по свету и искал духовного просветления вместе с группой единомышленников. В народе этих людей называли аскетами - из-за своих религиозных убеждений они отказывались от жизненных удовольствий и комфорта. Гаутама и его последователи полагали, что через страдания они придут к просветлению, Из-за постоянного недоедания Гаутама так ослаб, что прервал пост, вызвав тем самым недовольство своих соратников. Те покинули его. Но упорный молодой человек, в конце концов, достиг просветления и решил рассказать об этом тем пятерым аскетам - он прочел им проповедь в Оленьем парке, неподалеку от Варанаси. Праздник Дхарма-чакка и посвящен этому событию. В это время буддисты усиленно медитируют и соблюдают все религиозные предписания. А в Таиланде многие мужчины даже уходят на неделю жить в монастырь.
АВГУСТ - пора сбора урожая. В это время по всему миру проходит тьма праздников. Правда, сегодня многие из них плавно "перекочевали" в сентябрь, когда урожай уже собран. Но прежде и начало сбора урожая отмечали.
Так, в Великобритании 1 августа называют "Днем Ламмас" (Llammas Day). Само название происходит от англосаксонского "Hlafmasse", что значит "приношение хлебов". Испеченный из муки свежего помола хлеб несли в церковь, где и проходило богослужение - благодарили Бога за урожай.
В некоторых местах Англии до сих пор отмечают кельтский праздник Лугнасад - в честь Луга - красивого молодого воина, одного из самых почитаемых кельтских богов.
Феррагосто - праздник в честь императора Августа. Почитаем многими итальянцами. Справляется 15 августа. Это торжество совпадает с христианским праздником Успения. В этот день Дева Мария вознеслась на небеса, и во многих католических странах в память о знаменательной дате по улицам проходят пышные шествия.
В Уэльсе один из августовских дней ознаменован музыкальным фестивалем Эйстеддвод, традиции которого такжеe уходят корнями в далекое кельтское прошлое. Кельты в нашем понимании были язычниками, а посему поклонялись многим богам. Вот, например, один из них - Огмий, покровительствовал музам. И современные люди, отмечая этот праздник, пытаются во всем походить на древних кельтов -певцы рядятся в их одежды и состязаются друг с другом. В чем? Да хотя бы в том. кто кого перепоет. Жюри УЧИТЫВАЕТ ВСЕ: И поэтическое, и музыкальное, и сценическое искусство. Причем нужно обладать не только вышеуказанным мастерством, но и знать валлийский язык. Зато победителю воздается сторицей - туристы, валом валящие на это торжество, запоминают его (ее) надолго.
Индусы в августе или сентябре отмечают Джанмаштами - день рождения Кришны. Принято считать, что это божество появилось на свет в полночь, а посему индусы весь световой день не едят - постятся. Ночь же они проводят в храме - рядом с колыбелью со статуей младенца Кришны, куда кладут всяческие деликатесы. Вся церемония проходит в танцах и сценических пассажах, в которых разыгрываются сценки из жизни почитаемого божества.
И для буддистов Китая в августе есть свой особый день - Чжунюань. Это - день Чествования душ умерших. По народному поверью, на весь этот месяц открываются врата преисподней, откуда ее обитатели выходят в мир живых. Матери в эти дни загоняют детей пораньше домой, а сами стараются помянуть неупокоенные души, которые не достигли нирваны. В храмах молятся за тех, у кого не осталось родственников, а также за тех, кто утонул или бесследно сгинул в морской пучине. В храме изготовляют большую бумажную лодку, которую затем сжигают. Люди верят, что этот ритуал помогает блуждающим душам обрести покой.
Юйлань - o еще один августовский китайский обряд. Праздник "голодных духов" - избавление душ умерших от адских мук. В этот день на обочинах китайских дорог можно видеть небольшие костры, около которых лежат подношения: всякая снедь, фрукты - пусть духи возьмут их себе, скитаясь по различным мирам.
СЕНТЯБРЬ - особый месяц в календаре. Поля убраны, запасы за зиму сделаны - можно и погулять. и Бога поблагодарить. В Европе практически у каждого народа есть свои праздники, посвященные сбору урожая. А в Англии и сейчас проводят церковные службы, приуроченные к этому событию. У многих европейских иродов сохранилось также поверье, что из последних стеблей пшеницы нужно сделать "злаковую куклу" (правда в роли куклы может выступить и последний сноп). Оказывается. существует поверье, что в последних зернах заключен дух хлеба. Его нужно хранить всю зиму, чтобы по весне вновь посеять. Если этого не сделаешь - не быть хорошему урожаю.
Во Франции, Испании, Италии, да и в некоторых других винодельческих странах празднуют сбор урожая винограда. Празднуют торжественно и чинно, не скупясь, - иначе Бог накажет. А вот в некоторых районах Швейцарии, Германии и все той же Франции в конце сентября, когда скот гонят вниз с летних горных пастбищ, сие событие торжественно отмечают и в деревнях, и в городах, где эти самые торжества проходят несколько более театрализовано.
21 сентября - день осеннего равноденствия. Длинным летним денечкам приходит конец, люди вновь задумываются о приближающейся зиме. И зажигают они с давних пор костры, пытаясь таким образом поддержать слабеющее солнце. 29 сентября - Михайлов день; скандинавы в день Микеля празднуют окончание всех летнее-осенних работ: пекут особый пирог и едят кашу - обязательно из зерен нового урожая. И гонят, гонят домой скот с летних пастбищ. Шествие пастушек со стадами домашнего скота, украшенных цветами, с подводами, полными бочек с маслом, ящиков с сыром -большой праздник для деревни. А каким будет осенний улов рыбы и урожай на следующий год? Старожилы - те знают: какая тот день будет стоять погода - таким будет и улов. И почему-то именно в этот день начинают улетать журавли.
В Китае каждую пятнадцатую ночь восьмого лунного месяца (обычно это или конец сентября, или начало октября) отмечают праздник Середины осени - Чжунцюцзе, Его еще иногда называют обрядом "лунных лепешек", потому что выпекаются круглые лепешки - для себя и для богини Луны.
А сама традиция печь лепешки восходит к XIV веку, когда в Китае правила монгольская династия. Надо ли говорить, что китайцы не очень радовались тому, что их землей управляют чужеземцы. Поэтому в лепешках китайские штирлицы, когда готовили восстание, переправляли друг другу секретные записки. Празднуют этот день торжественно. Даже строгие китайские родители малым детям делают поблажки - разрешают не ложиться спать допоздна, вместе с ними поднимаются на ближайший холм, откуда наблюдают, как восходит луна.
В Индии празднуют Ганешачатуртхи. Слоноголовый четырехрукий сын не очень-то доброго Шивы и Парвати особо любим и почитаем, поскольку мудр и приносит удачу тому, кого любит. Оказывается, своим хоботом он устраняет преграды на пути к успеху. Индусы обращаются к Ганеше по любому поводу - если нужно новое дело открыть или дом сменить. Ганеша такой - он поможет. Но чтобы мудрый бог был милостив, его нужно ублажить. Вот и размахивают люди перед его статуей светильниками и молятся, когда возят во время праздника по улицам. По завершении праздника статую бросают в Ганг: как считают индусы, эта река течет и по земле, и под землей, и по небу, а следовательно, опустив Ганешу в воду, они таким образом "помогают" ему вернуться на небо.
И В ОКТЯБРЕ во многих странах мира праздничная жизнь не прекращается. Так, в Китае отмечают Чунъян - Праздник Двойной девятки. Справляют его вот по какому случаю. Однажды некий прорицатель предсказал человеку по имени Хуань Цзин, что грядут в его жизни большие неприятности, если он не залезет на большую гору. Человек так и сделал. На 9-й день 9-го месяца он вскарабкался на самую высокую вершину, какая оказалась поблизости. Когда же он с нее спустился, то обнаружил, что весь его скот погиб. Осерчавшему человеку прорицатель пояснил, что если бы он не сделал этого, то же самое произошло бы и с его семьей. Теперь все китайцы в определенный день имеют обыкновение подниматься на верхушки пагод и вершины холмов. Чтобы это занятие не показалось бессмысленным, запускают оттуда воздушных змеев.
В Восточной Индии в октябре празднуют праздник Дургапуджа - победу Дурги над демоном Махишей, который очень уж желал уничтожить Вселенную. Для этого праздника изготавливают глиняную статую богини верхом на льве. Изваяние этой небожительницы для некоторой части индусов - как новогодняя елка для европейца. Она - в каждом доме, в каждой организации. Во время празднеств на улицах в больших шатрах, украшенных гирляндами и разноцветными лампочками, устанавливают статуи Дурги, обязательно наряжая их в роскошные одеяния. Вот она поражает демона, а вот - убивает какого-то другого злого бога. Так или иначе, но в этом районе Индии и стар, и млад любят бродить по таким шатрам, разглядывая и сравнивая статуи. Всеобщей похвалы добивается тот, у кого она больше, красивее и наряднее. В последний день священные изваяния торжественно бросают в воду - пусть возвращаются к себе на небо.
ПОЖАЛУЙ, один из самых главных христианских праздников в ноябре - это День Всех Святых. Многие христианские святые не имеют своего дня - поэтому их и поминают в этот день. На следующий же день многие христиане Западной Европы отмечают еще один праздник - День поминовения усопших. Впрочем, в Мексике также есть подобное торжество - День мертвых, И в Европу, и в Америку пришел он из Франции. Дело было так: однажды настоятелю монастыря Клюни снизошел голос сверху - дескать, обижаются многие умершие на то, что за них на земле никто не молится. Настоятель и определил 2 ноября как специальный день для их поминовения. Ну, а ублажать души умерших, которые, согласно поверью, приходят в наши дома, нужно особыми кушаньями - например, круглыми пряными пирогами, их еще называют "духовы пироги". А в уже упомянутой Мексике празднества' проходят особенно торжественно: несмотря на то что это связано со смертью, люди особенно не огорчаются. Гулянья со свечами и фейерверками длятся всю ночь. Народ объедается конфетами в виде черепов, и в неимоверных количествах поглощает пироги, оформление которых мало отличается от конфетного. А что горевать-то? Жизнь коротка - и прожить ее нужно весело. А потом пусть другие тебя поминают!
5 ноября англичане отмечают Ночь Гая Фокса. Празднику без малого 400 лет. И возник он после одного известного события - неудавшегося Порохового заговора 1605 г. Тогда некий Гай Фокс попытался взорвать здание Парламента, чтобы убить короля Якова I. Не удалось - заговорщиков поймали и казнили. Все добропорядочные англичане по такому случаю разожгли костры - с тех пор и повелась эта традиция. И поныне сжигают чучело Гая Фокса под всполохи искрометных фейерверков...
ОБО ВСЕХ праздниках на нашей планете просто невозможно рассказать в одном журнальном материале. Поэтому мы не закрываем эту тему, а будем регулярно к ней возвращаться. Но если вы зададитесь вдруг вопросом и попытаетесь выяснить: проходит ли сегодня где-нибудь праздник или нет, то наверняка, углубившись в суть вопроса, получите утвердительный ответ. Земля - она ведь большая и... круглая. Но если вы все же ничегошеньки не обнаружите, то не расстраивайтесь: можно устроить праздник исключительно для себя и своих близких. И почувствовать, что и вы не чужие на этом празднике жизни.
Владимир ЛЕНКОВ, Аэропорт 2003
Комментарии: