Фотосъемка пейзажа
Ни репортажных "выстрелов навскидку", ни капризных фотомоделей, от которых утомился даже Хельмут Ньютон... С виду вроде бы такой безобидный и скромный жанр - пейзаж. Однако те, кому доводилось снимать природу, знают, что и здесь есть свои подводные камни.
Фотографа - любителя природных красот чаще всего выводят из состояния умиротворения три проблемы, о которых сегодня и пойдет речь.
1. Снимки утрачивают глубину и перспективу. Перед тем как делать снимок, представьте себя циклопом и посмотрите на выбранный вид одним глазом. Ведь именно так воспринимает мир камера. Если увиденное не разочаровало, можно переходить к фотографированию. Хотя в большинстве случаев, утрачивая способность бинокулярного зрения, мы видим, что картинка становится плоской, неинтересной. Значит, нужно искать средства передать об]ем и пространство - ввести в кадр уходящую вдаль дорогу, ряд столбов или что-то иное. Ну и конечно, не стоит забывать, что центральный объект, а также линию горизонта нежелательно размещать в центре.
2. Снимки получаются нерезкими. Несущийся на охотника смертельно раненый кабан имеет право получиться на фотографии немного смазанным - это даже придает картинке динамичность. Но от пейзажа требуется четкость. И здесь поможет прежде всего хороший штатив. Хороший - значит, тяжелый и устойчивый. Кстати, некоторые даже специально утяжеляют его во время съемки, подвешивая на крючок под центральной колонкой кофр. Желательно использовать спусковой тросик или автоспуск, чтобы не сообщать камере дополнительные колебания при нажатии кнопки.
Автофокус лучше отключить, он все-таки проигрывает ручной фокусировке по точности, а спешить пейзажисту некуда. Следует помнить и о том, что зумы всегда уступают в качестве объективам с постоянным фокусным расстоянием.
3. Снимки не передают те оттенки, которые хотелось бы видеть. Причиной этого могут быть либо неправильная экспозиция, либо неподходящая пленка, либо,что случается очень часто, огрехи оператора мини-лаба при печати.
Самый надежный способ выставить правильную экспозицию - поместить в свет, который падает на главный объект съемки, лист картона или просто тыльную сторону слегка загорелой ладони и замерить по ним освещенность. Ведь камера не только видит мир монокулярно, она еще и воспринимает его пессимистически. Если навести ее на блестящий снег или ночное небо, она решит, что это среднесерый объект, и начнет вычислять его освещенность. Поэтому камера лучше справится с задачей, если ей немного помочь.
Наиболее подходящую для реализации поставленной цели пленку можно выбрать только экспериментальным путем. То же самое относится и к фотолаборатории. Сказать уверенно можно только одно - если фотограф использует штатив, обрабатывать пленку и печатать фотографии нужно в профессиональной лаборатории. Иначе, пользуясь услугами мини-лаба в ближайшем гастрономе, велик риск впустую потратить все усилия.
Илья Шергин, Досуг и развлечения №32"2004
Комментарии: