Перед поездкой
Если Вам предстоит деловая поездка в страну, где Вы еще не были: США, Франция, Италия, Испания, Италия, Великобритания, Германия, Швеция.
Прежде чем отправиться с деловым визитом в страну, где вы еще ни разу не были, следует ознакомиться с особенностями мировоззрения ваших партнеров. От грамотною соблюдения правил делового этикета, вашего внешнего вида и поведения на переговорах во многом зависит, состоится сделка или нет, будет ли подписан контракт. На Западе давно существуют учебные курсы по деловому этикету, издается научно-популярная литература. Российские бизнесмены все чаще обращаются к подобным источникам
Правовые основы.
Знание законов - очень полезная вещь, особенно за границей. Если что-то случится, хорошо бы знать, куда и к кому обратиться, чем вам могут помочь. Итак, находясь на территории другого государства, вы автоматически приобретаете статус иностранного гражданина. Совокупность прав и обязанностей иностранных граждан называется правовым режимом. Этот режим устанавливается внутренним законодательством страны и нормами международных договоров. В основе правового режима для иностранных граждан лежат принципы, общепризнанные в международном праве и применяемые в практике всех стран.
Принцип первый: на иностранных граждан, находящихся на территории того или иного государства, распространяется юрисдикция этого государства, то есть оно устанавливает правила пребывания иностранных граждан на своей территории и требует от них выполнения этих правил. Его юрисдикция не распространяется только на ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, К таким лицам относятся:
* дипломатические и консульские представители государств и члены их семей;
* официальные представители государств при между на род н ы х организациях, международных конференциях, конгрессах, персонал специальных миссии;
* в определенном объеме иммунитетом и привилегиями пользуются члены административно-технического и обслуживающего персонала представительств.
Принцип второй: права иностранных граждан защищает государство, на чьей территории они находятся. В то же время для иностранцев устанавливается определенный объем прав и обязанностей. Во избежание неприятностей нужно знать эти правила и не нарушать их.
Принцип третий: государство не должно препятствовать выезду иностранных граждан со своей территории при условии выполнения гражданином всех своих обязательств перед этим государством и его фиюридическими лицами.
Принцип четвертый: государство, гражданином которого является лицо, находящееся за границей, имеет право на его защиту. Защита может осуществляться дипломатическими и консульскими учреждениями. Если у вас возникнут проблемы в чужой стране, обращайтесь в консульский отдел посольства России или российские консульские учреждения. Они осуществляют контроль и следят, чтобы юридические лица и граждане России пользовались всеми правами, предоставляемыми законодательством государства пребывания, за исключением прав, предоставляемых только собственным гражданам.
Все более интенсивное общение представителей разных стран постепенно размывает национальные границы, ведет к формированию единых норм и правил. Однако нельзя говорить о полной отмене национальных различии - они существуют и будут существовать еще долго. Большинство трудностей и конфликтов, возникающих при международных переговорах, происходят из-за различия культур. Шведский исследователь К. Йонссон отмечает, что при значительном совпадении интересов сторон, т.е. при сотрудничестве, национальные различия не замечаются, но стоит возникнуть конфликту, как они сразу же проявляются.
Национальные особенности влияют на деловые отношения не только при конфликте сторон. Например, одна западноевропейская фармацевтическая компания решила поставить партию нового болеутоляющего препарата в арабские страны. Препарат хорошо раскупался на европейском континенте, что позволило компании рассчитывать на успех. Для рекламы в Европе использовали три картинки, расположенные последовательно: на первой была изображена женщина, кричащая от боли, на второй - она же, принимающая лекарство, па третьей -женщина в расслабленном, спокойном состоянии (боль прошла). Рекламу, которая не требовала пояснений, решили оставить. Через некоторое время обнаружили, что препарат вообще не покупается в арабских странах. О том, что там читают справа налево, разумеется, знали, но о том, что это относится и к изображениям, просто не подумали. Без учета культурной специфики смысл рекламы оказался прямо противоположным: женщина принимает предлагаемое лекарство, после чего кричит от боли.
Невозможно абсолютно объективно описать национальный стиль делового общения. Всегда работают устоявшиеся стереотипы национальных черт того или иного народа. Чтобы не вводить читателей в заблуждение, уточним, что под национальным стилем имеются в виду наиболее распространенные, вероятностные особенности мышления, восприятия и поведения. Это не обязательные черты, характерные для всех представителей описываемой страны, а только типичные для них. Знание национальных особенностей поможет при переговорах с иностранными партнерами.
США
Американцы очень любят свою страну, уважают законы, которые здесь существуют не для того, чтобы их обходить, а для того, чтобы защищать своих граждан. Американцы не любят чопорность ни в одежде, ни в манерах. Европейца может удивить незатейливость их внешнего вида - они предпочитают удобную одежду, обращаются, друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседниками большая разница в возрасте и общественном положении.
Американцы любят улыбаться, даже когда невесело. Быть несчастным здесь не принято. На вопрос вашего американского партнера (даже если вы находитесь с ним в довольно близких отношениях) о том, как ваши дела, не вздумайте на самом деле об этом рассказывать. Вас сочтут занудой или посоветуют обратиться к психиатру.
Американцы обожают соревноваться и ценят достижения. Успех измеряется количеством заработанных денег. Деловой американец не мелочен и не педантичен, но он понимает, что в организации любого дела нет мелочей. Американцы берегут время, ценят пунктуальность и живут по расписанию.
Что касается общения в неофициальной обстановке, то приемы в США - обычная вещь. Это благоприятный случай поговорить о семье и хобби. В подарок лучше принести бутылку хорошего вина.
ФРАНЦИЯ
Французская нация - одна из старейших на европейском континенте, с богатой историей и культурой. Французы скорее галантны, чем вежливы, скептичны и расчетливы, хитры и находчивы. В то же время они восторженны, доверчивы и великодушны. Во Франции любят и умеют блеснуть еловом, молчаливый человек социально себя убивает. Разговор у французов носит непринужденный характер и идет исключительно быстро.
Большое влияние на французский стиль делового общения оказывает система образования, ориентированная на воспитание независимых и критически настроенных граждан. В деловой жизни существенную роль играют личные связи и знакомства. Новых партнеров стремятся найти через посредников, связанных дружескими, семейными или финансовыми отношениями. Французы искусно, даже с изяществом, отстаивают тот или иной принцип и свою позицию, при этом достаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют запасной позиции.
Французы не отличаются точностью и не всегда пунктуальны. На приемах следуют правилу: чем выше статус гостя, тем позже он приходит. Быть приглашенным на ужин своим деловым партнером считается во Франции исключительной честью.
Французы не очень любят американцев, поэтому даже если француз прекрасно владеет английским языком, он, возможно, не захочет на нем общаться.
ИТАЛИЯ
Итальянцы экспансивны, горячи, порывисты и очень общительны. Для налаживания деловых отношений достаточно обмена официальными письмами с предложениями. Немаловажное значение для представителей деловых кругов имеют неофициальные отношения с партнерами, в том числе и в неслужебное время. Крепкие напитки пьют редко, тосты не приняты. Итальянцы ценят проявление интереса к Италии как к стране, являющейся родоначальницей многих видов искусств и ремесел.
ИСПАНИЯ
По характеру испанцы серьезны, открыты, галантны, человечны, обладают большим чувством юмора и способностью работать в команде.
Не следует назначать встречу с испанцем на полдень - час фиесты. Склонность испанцев опаздывать является предметом многочисленных шуток. Испанцы любят много говорить, поэтому регламент встреч часто не соблюдается.
В Испании едят поздно: завтракают в 14 часов, обедают в 22 часа. За столом следует избегать обсуждения таких тем, как гражданская война, период правления Франко, коррида и личная жизнь.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Англичанам присущи сдержанность, склонность к недосказанности, щепетильность, почитание собственности, предприимчивость, деловитость и главное - независимость. Когда человек много говорит, это расценивается как невоспитанность или даже грубость. Пунктуальность и точность в соблюдении всех правил и традиций - еще одна отличительная черта англичан. На честное слово англичанина можно положиться.
ГЕРМАНИЯ
Немцы отличаются трудолюбием, прилежанием, бережливостью и рациональностью. Они организованны, педантичны, скептичны, серьезны и расчетливы.
Немцы обычно расписывают свою деловую и частную жизнь по дням и часам. Следует учитывать приверженность немцев к титулам, так как они довольно официальны и профессиональны. Как и в Англии, в Германии очень ценится пунктуальность.
ШВЕЦИЯ
Шведы известны в мире своей глубоко укоренившейся лютеранской этикой, которая наиболее близка немецкой, но не столь суха. К ее характерным чертам относятся прилежность, пунктуальность, аккуратность, серьезность, основательность, порядочность и надежность в отношениях.
Уровень квалификации шведских бизнесменов очень высок, и в своих партнерах они особенно ценят профессионализм. Шведы, как правило, владеют несколькими языками, в первую очередь английским и немецким.
Шведы любят планировать свои дела заранее. Они сдержанны и обычно не выражают эмоций. Дружеские связи и отношения играют особую роль в развитии бизнеса. Работа не ограничивается стенами офиса, и часто деловое общение продолжается за дружеским ужином в ресторане или в гостях.
Наталии Бендана, Справичник туриста
Комментарии: