Перед поездкой
Путешествие Начинается с Грамотного Договора
Уважаемые туристы!
Выбрав турфирму, которой вы доверите свой отдых (см. статью "Как правильно выбрать турфирму", опубликованную в №12 за 2001 г.), позаботьтесь о грамотном оформлении ваших взаимоотношений и отражении прав и обязанностей в Договоре на туристическое обслуживание. Отсутствие договора впоследствии не позволит вам полноценно защищать свои права в суде.
В первую очередь обращайте внимание на полномочия лица, подписавшего данный договор. В нем должно быть указано, на основании какого документа действует подписавшее его лицо (устав, доверенность, приказ).
Не спешите ставить свою подпись. Оформленное договором соглашение служит для установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. И то, что вы подпишете, будет рассматриваться судом как доказательство вашего одобрения предложенных условий.
Проверьте, есть ли в договоре информация о турфирме (турагенте, туроператоре), регистрационные, лицензионные и банковские реквизиты, адрес местонахождения и соответствует ли название фирмы в шапке договора названию на печати.
Учтите, что названия городов, категории гостиниц, маршрут, программа пребывания и прочие существенные условия вашего отдыха обязательно должны указываться в договоре или туристической путевке. Туристический ваучер, в котором также указывается эта информация, служит для урегулирования взаимоотношений и расчетов между туроператором и принимающей стороной и не отражает всех условий вашего договора. Если существенные для вас условия не отражены в договоре (например, кондиционер в номере, конкретная экскурсия или условия пребывания), обязательно внесите их в договор. Закон "О защите прав потребителей" обязывает фирму предоставить клиентам необходимую и достоверную информацию о товаре (услуге), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Задача туриста - проследить, чтобы эти сведения нашли отражение в договоре.
Турфирма обязана проинформировать туриста об обычаях страны, которую он собирается посетить. Чтобы избежать неприятностей, необходимо знать правила поведения в стране пребывания. Выезжающий турист не обязан иметь специальных знаний и навыков для осуществления поездки. Турфирма должна предоставить туристу необходимые сведения (например, брошюру или вкладыш с информацией о правилах пребывания в стране, обычаях местного населения, в том числе религиозных и прочих особенностях). Желательно подтвердить подписью, отметкой об ознакомлении то, что вы получили эту информацию. Для большей безопасности требуйте в агентстве предоставления максимальных сведений о поездке и специфике пребывания в стране путешествия.
Ответственность за качество услуг во время поездки. Фирме приходится привлекать третьих лиц для полного выполнения условий договора (перевозчики, отели, гиды и прочие). Но это не значит, что она не несет ответственности за качество экскурсий или питания в гостинице. Согласно законодательству турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что во взаимоотношениях по перевозке турфирма выступает как ваш агент по приобретению билета и не может нести ответственности за действия перевозчика (авиакомпании) при полном исполнении своих обязанностей по оплате.
Порядок предъявления претензий по качеству услуг может быть оговорен в договоре, но даже если этого не сделано, турист вправе предъявить претензии в течение 20 дней с момента окончания тура согласно Закону "Об основах туристской деятельности в РФ". Если фирма не отреагировала на вашу претензию в положенный по закону срок - 10 дней, подавайте иск в суд.
Проблемы при прохождении паспортного контроля. Если в перечень оказываемых туристических услуг входит оформление въездной визы, данные условия должны быть прямо указаны в договоре. В таком случае турфирма несет ответственность за правильность оформления въездных документов и последствия задержки или отказа в выдаче визы. Если такая ответственность договором не предусмотрена, то ответственность турфирмы не наступает. Что касается вашего загранпаспорта, помните, что наличие легального документа, удостоверяющего личность гражданина, - это ваша гражданская обязанность. И если вас не пропустили из-за неправильно оформленного или подложного загранпаспорта, предъявление претензий к турфирме скорее всего будет безрезультатно. В этом случае с претензиями обращайтесь по месту выдачи паспорта - в ОВИР или МИД.
Обязанности туриста по отношению к фирме, влияющие на исполнение договора. Основная обязанность туриста, безусловно влияющая на исполнение договора, - оплата поездки. Не забудьте получить документ, подтверждающий факт й сумму оплаты. Как правило, это туристическая путевка, но если она не передается вам на руки, требуйте выдачи кассового чека. Кроме оплаты, турист обязан предоставить необходимые документы для Оформления выезда и въезда, ну и конечно, вовремя явиться к вылету. Перечень обязательных документов должен быть отражен в договоре и фиксироваться при передаче распиской в получении и возврате. Кроме того, турист обязан соблюдать правила и обычаи страны временного пребывания, указания сотрудников компетентных органов, таможенных, пограничных и прочих служб и следовать рекомендациям работников турфирмы, сопровождающих его в поездке.
Условия договора, ущемляющие права потребителя, являются недействительными.
Турист решил отказаться от поездки. Как правило, в договоре указаны условия расторжения по инициативе Заказчика. В этом случае туристу придется компенсировать турфирме фактически понесенные затраты, подтвержденные документально (оплаченное проживание, билеты, штрафы отеля, туроператора). Причем размер компенсации зависит не столько от суммы, уплаченной вами за путешествие, сколько от того, за какой срок до начала тура вы предупредите фирму. Если вы решили отказаться от поездки прямо перед вылетом, то рискуете потерять всю стоимость путевки. Турфирма может потребовать возмещения материального ущерба и даже упущенной выгоды (что значительно превышает стоимость путевки), причиненных отказом, но только в том случае, если это прямо указано в договоре. Хорошо подумайте, прежде чем ставить свою подпись под жесткими условиями отказа от тура!
Расторжение и изменение договора по инициативе турфирмы. Без веских оснований турфирма не может расторгнуть договор с туристом. Более того, фирма не имеет права изменять без согласования с туристом программу пребывания и маршрут путешествия, в том числе город и гостиницу, так как эти данные являются существенными условиями договора. В то же время Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" указывает, что турфирма не несет ответственности за неисполнение своих обязательств по договору, если докажет, что причиной были обстоятельства непреодолимой силы. В случае возникновения обстоятельств, в результате которых агентство не может выполнить туристические услуги в полном объеме и в оговоренные сроки по независящим от него причинам, агентство может без согласия клиента заменить выбранный отель на отель равнозначной категории, произвести замену в экскурсионной программе. Естественно, наличие непреодолимых обстоятельств требует доказательств в суде. Условия замены отеля и изменения программы могут быть оговорены в договоре. Если ваш тур групповой, турфирма может предусмотреть условия отмены поездки в связи с недобором группы. Обязательно проследите за отражением в договоре порядка его расторжения и возврата денежных средств!
Закончив оформление тура, получите на руки туристическую путевку и проследите, чтобы условия путешествия, указанные в путевке, не противоречили договору.
Если ваша поездка не удалась, вам причинены убытки и моральный вред, обращайтесь за защитой ваших прав в суд. Чтобы напрасно не тратить время, нервы и деньги, не забудьте подтвердить ваши требования достаточными (лучше письменными) доказательствами. Для составления искового заявления и ведения судебного процесса обращайтесь к специалистам.
11.11.08 Елена Оставить сообщение
Удерживают оплаченную сумму не только турфирмы: авиакомпании и жлезные дороги, например, тоже. Доже сли вы не могли по серезной причине пойти в кино, то деньги за билет вам не вернут, тоже непонятно за что они будут удерживать деньги - но такие законы. В случае с турфирмой, они хотя бы предупреждают в договоре под роспись, что при отказе от поездки будут удержания.
11.11.08 Сергей Оставить сообщение