Об Индонезии
Великолепие балийского танца
Бали традиционно называют театральным государством. Танец и драма с незапамятных времен играли главную роль в жизни балийцев. И все же живая культура Бали не осталась неизменной.
Несомненно, здесь велико индийское влияние. В самом деле, нынешние балий-ские танцовщицы больше похожи на тех танцовщиц, которые изображены на барельефах классического индо-яван-ского храма, чем на дворцовых танцовщиц Явы. И как их яванские коллеги, балийские танцоры усвоили основную позицию индийского танца: колени согнуты, ноги развернуты, туловище прямое, голова наклонена, движения ладоней и пальцев выразительны.
В остальных отношениях, однако, балийский танец наделен совершенно иными чувствами. В то время как яванцы развивали медленные, контролируемые, плавные движения, опустив очи долу (сохраняя классическую изысканную технику), балийский танцор прямо-таки переполнен энергией: глаза его широко раскрыты, он делает стремительные движения из стороны в сторону, высоко и по-кошачьи быстро подпрыгивает - для яванских зрителей зрелище поистине шокирующее.
Все танцы так или иначе связаны с обрядами. Храмовые праздники всегда сопровождаются определенными театрализованными представлениями, чтобы развлечь богов (а также участников празднеств). Балийцы тем не менее различают танцы священные (вали), ритуальные (бебали) и светские (бали-балихан).
Легонг кратон, например, стал самым популярным танцем на Бали со времени его зарождения в деревнях в 20-х годах нынешнего столетия. Его и теперь можно часто увидеть на сельских храмовых праздниках. По традиции легонг танцуют две девочки, предшествуемые служителем, который вначале подметает сцену и подает танцовщицам веера. Облаченные в сверкающие наряды, с диадемами из красных жасминов в волосах, две танцовщицы исполняют какую-нибудь одну из дюжины существующих фабул.
Наиболее известный балийский танец - это, несомненно, баронг, который был показан в фильме Маргарет Мид "Транс и танец на Бали", снятом в 50-е годы. Он отображает борьбу добра и зла во Вселенной; воплощение добра - мифологическое существо Баронг, а зла - ведьма Рангда.
Мощный кечак был переделан из экстатического танца сангхьянг дедари в 1928 г., и танцующие изображают в нем войско обезьян из "Рамаяны", возглавляемое Хануманом. В этом танце участвуют сто и более танцоров в набедренных повязках, напевающих и одновременно раскачивающихся, - не случайно кечак стал одним из популярнейших зрелищ для туристов.
В 30-е годы знаменитый И Ньоман Марио создал несколько новых танцев, таких, как кебияр и олег тамбулилинган. Первый из них исполняется сидя, при этом у танцора движется лишь верхняя часть туловища. Второй танец - пантомима, изображающая двух шмелей, любящих друг друга на покрытом цветами лугу.
Эрик Оэй
Путеводитель: Окно в мир, Юго-Восточная Азия.