Об Индонезии
Джокьякарта
Замечательный город Джокьякарта (Джокья) раскинулся по обе стороны от вытянувшихся полумесяцем плодородных рисовых полей на южном склоне горы Мерапи. В этом районе, где средняя плотность населения достигает 3 тыс. человек на кв. милю, сохранилось множество памятников культуры, ведь здесь находились две центральнояванские империи Матарам (одна в древности, другая в новое время). Сегодня Джокьякарта - главный очаг яванского традиционного образа жизни; отсюда обычно начинаются традиционные экскурсии к легендарным памятникам Боробудур и Прамбанан.
Столица древних государств Центральной Явы, в которой с VIII по начало X в. правила династия индо-буддийских князей, после 928 г. внезапно была перенесена на восток. С тех пор этот район оставался очень малонаселенным - вплоть до конца XVI в., когда мусульманский правитель Панембахан Сенапати основал здесь новую, или вторую, Матарамскую династию. Его внук, султан Агунг (1613-1645), значительно расширил империю, но потомки Агун га затеяли бесконечные династические распри, вовлекая в свои кровопролитные войны иноземцев - голландцев и мадурцев. В 1755 г. голландцы в конце концов навязали им договор, по которому империя делилась на две части. Джокьякартский султан Хаменгкубу-воно 1 тогда же заложил новый дворец и разбил роскошный парк.
Последующая история султаната Джокьякарты характеризуется борьбой с возраставшей голландской колониальной экспансией на Центральной Яве. Оккупированная голландцами и англичанами в1810ив!812гг. и развернувшая в 1825-1830 гг. Великую яванскую войну, Джокья позднее, после достижения независимости, была (в 1946-1949 гг.) временной столицей нового государства.
"Пуп" мира
Хотя за последние десятилетия облик Джокьи значительно изменился, здесь все еще остаются исторические достопримечательности, осмотреть которые стремятся все туристы. Султанский Кратон - насчитывающий 200 лет дворцовый комплекс в центре города - иллюстрирует веру яванцев в то, что их монарх - "пуп" мира. Дворец был для них центром не только султаната, но и всей Вселенной. В нем находятся личные палаты султана и членов его семьи, хранилище королевских регалий, величественный тронный зал, палаты для созерцания, павильоны для представлений, мечеть, конюшни, казармы, оружейная мастерская и два обширных плаца - все внутри двора, обнесенного стенами протяженностью 1,5 км.
Внутреннее убранство Кратона в XIX в. было изменено на европейский манер: здесь появились итальянский мрамор, чугунные колонны, хрустальные люстры и мебель в стиле рококо, что сильно контрастирует с классической яванской основой. Тронный зал, старинный помост для гамелана и двое парадных ворот (кала) усиливают впечатление величественности всего дворцового комплекса.
К западу и югу от Кратона расположен королевский парк Таман Сари. Это пышный, архитектурно изысканный комплекс, состоящий из искусственного озера, подземных и подводных тоннелей, гротов, бассейнов и двухэтажного особняка в европейском стиле (известного как "Замок на воде"). Таман Сари строился в течение многих лет в середине XVIII в., но затем дальнейшее его строительство внезапно прекратилось. Первоначально он был укреплен и со всех сторон окружен искусственным озером. Сегодня комплекс граничит с многолюдным птичьим рынком и поселением молодых художников, работающих по батику.
Подземный лабиринт за "Замком на воде" ведет к нескольким частично от-реставрированным бассейнам. Предназначенные для купания жен и наложниц султана, а также принцесс, бассейны можно было обозревать с башни, где днем "отдыхал" султан. Далее к югу, за изысканными воротами, находится Пе-сареан Пертапаан - небольшой храм в китайском стиле с галереями и внутренними двориками, где султан и его сыновья, как говорят, предавались размышлениям по семь дней и ночей кряду.
Расположенный рядом с "Замком на воде" Сумур Гумулинг (круглый колодец), который местные жители называют мечетью, представляет собой удивительную подземную галерею. Он был, по-видимому, предназначен для "встреч" султана с Ньяи Лоро Кидул - могущественной богиней южных морей, которой все мата-рамские султаны были обещаны в мужья основателем династии и от которой они, как утверждалось, получали свою таинственную силу.
Прогулка по главной улице Джокьи Джалан-Малиоборо начинается от фасада королевского зала приемов на Алун-алун Утата - центральной площади города (к северу от Кратона) - и заканчивается в одной миле от него, у фаллического обелиска линггам, посвященного местному божеству-хранителю Кьяи Джага. Служившая когда-то аллеей для шествий, эта оживленная магистраль сегодня забита автомобилями, мотоциклами, велорикшами и пешеходами. По обе стороны улицы выстроились магазинчики, торгующие тканями батик, изделиями из кожи, корзинами, украшениями из черепахового панциря и раковин, бесчисленными другими изделиями.
Музей Сана Будайа на северо-западной стороне площади был основан в 1935 г. "Институтом Явы" - культурным фондом, созданным богатыми яванскими и голландскими меценатами. Сегодня i нем представлены доисторические орудия, индо-буддийские бронзовые изделия, куклы ваянг, танцевальные костюмы и традиционное яванское оружие.
Джокья славится своими изысканными зрелищами. Самым близким сердцу яванца, несомненно, остается театр теней - ваянг кулит. Кукловод, или даланг, является ключевой фигурой этого представления, он словно вдыхает новую жизнь в каждый неоднократно исполняемый сюжет всем известного индийского эпоса "Махабхарата" и "Рамаяна". Представления устраиваются на празднованиях села-матан, свадьбах, церемониях обрезания и продолжаются с 9 часов вечера до рассвета. Полное восьмичасовое представление бывает каждую вторую субботу месяца в Сасана Инггиль, к югу от Кратона, а сокращенные представления устраиваются для туристов ежедневно в 3 часа дня в школе далангов института искусств "Агастья" на улице Джалан-Гедонгкиво.
Вторым шедевром местного сценического искусства является классический яванский танец. Советуем Вам посетить репетиции танцоров, которые проходят каждое воскресенье в 10.30 в зале Банг-сал Сримангати дворца Краток.
Джокья знаменита также своим батиком. Посетите Центр исследования батика (Балаи Пенелитиан Батик) на улице Джалан-Кусуманегара (дом 2), где можно ознакомиться с техникой нанесения рисунков с помощью растопленного воска. На Джалан-Тиртодипуран, в южной части Джокьи, насчитывается более 25 фабрик и демонстрационных залов, где можно увидеть процесс росписи и окраски ткани. В магазине Токо Теранг Булан на Джалан-Малиоборо продаются готовые саронги, каины, скатерти, рубашки и платья. Картины на батике, выполненные признанными художниками, могут украсить любой интерьер.
Исторические памятники Явы. Незабываемое впечатление оставит экскурсия к одному из более сотни древних каменных сооружений чанди, разбросанных в изобилующих вулканами районах Центральной Явы. После 1900 г. много было сделано для того, чтобы раскопать и отреставрировать их, однако мы все еще очень мало знаем об их предназначении. Тем не менее нельзя отрицать, что внушающие благоговейный трепет чанди входят в число наиболее совершенных в техническом отношении сооружений древности.
Легендарная ступа Боробудур, расположенная в 42 км к северо-западу от Джокьи, - крупнейший в мире исторический памятник буддизма. Построенный в период между 778 и 856 гг., но затем по неясным причинам заброшенный на столетия, Боробудур долго ждал, пока его заново откроют и отреставрируют.
В 1814 г. британский вице-губернатор Томас Стамфорд Раффлз направил сюда военных инженеров, для того чтобы исследовать место, известное, послухам, как "гора буддийских статуй". Однако после открытия этого памятника началось его многолетнее разграбление местными жителями и голландскими чиновниками. Колониальная администрация была вынуждена принять меры. Началась кампания за реставрацию и сохранение памятника. Во время проведения работ реставраторы обнаружили, что фундамент Боробудура постепенно разрушает внутренняя эрозия, которая угрожает ему полной гибелью.
Две мировые войны, "великая депрессия" и несколько землетрясений не могли не сказаться на состоянии памятника. Боробудур погибал. Лишь в 1967 г. ЮНЕСКО наконец стало финансировать подготовку проекта реконструкции и развернуло кампанию по сбору средств. В 1973 г. началось осуществление этого грандиозного проекта.
Подсчитано, что для постройки Боробудура в свое время потребовалось 30 тыс. камнетесов, 15 тыс. носильщиков, тысячи каменщиков и от 50 до 75 лет работы.
Если смотреть на Боробудур с воздуха, то он представляет собой схему мандолы, необходимой для молитвенного созерцания. С расстояния он напоминает ступу или ковчег для священных останков, модель космоса в трех вертикальных измерениях. Основание, в настоящее время открытое взору, состоит из рельефов, изображающих хамадхату - низшую сферу плотских страстей человека.
Террасы и галереи средней части демонстрируют учение рупадхату, или мир форм, и содержат рельефы, изображающие этапы жизни принца Сиддхарты на пути его превращения в Гаутаму Будду.
Статуи созерцающего Будды на верхнем ярусе сооружения символизируют ару-падхату, или мир бесформности. Полную абстрактность представляет центральная дагоба.
Боробудур был воздвигнут для прославления высшей сущности, безмятежного мира Будды, а также в качестве наглядного урока священникам и паломникам. Он, кроме того, являлся огромным мавзолеем и мог когда-то служить вместилищем останков буддийского правителя или святого.
Точно к востоку от Боробудура лежат два меньших по размеру храма. Павон (печь) украшен увешанными монетами райскими деревьями и небесными музыкантами. Стройный Чанди Мендут (верхняя часть его утрачена) украшают изображения сцен из нравоучительных басен и сказок, фигуры бодисатв и буддийских богинь. Внутри находятся три буддийские статуи, считающиеся самыми красивыми из всех когда-либо найденных, - сидящий Шакьямуни Будда с бо-дисатвами Ваджрапани и Авалокитесва-ра по обе стороны от него.
В 16 км к востоку от Джокьякарты, в центре равнины, усеянной развалинами древних сооружений (известной у местных жителей как "Долина царей"), лежит храмовый комплекс Прамбанан. Построенный в 856 г. с целью увековечить победу индуистского царя Ракаи Пикатана над последним буддийским царем из династии Шайлендра на Центральной Яве, Прамбанан многими считается самым изысканным из индонезийских исторических памятников. Комплекс состоит из восьми построек. С севера на юг выстроились три главных храма, самый большой из которых - храм Шивы Лоро Джонг-гранг (стройная дева). Местная легенда гласит, что Лоро Джонггранг была принцессой, которую преследовал назойливый поклонник. Она велела ему построить за одну ночь храм, но помешала довести работу до конца, прежде времени объявив о наступлении рассвета. Разгневавшись, он превратил ее в камень, и теперь она стоит в северном помещении храма как статуя супруги Шивы - Дурги.
В период сухого сезона (с мая по октябрь) в течение четырех ночей перед храмом Лоро Джонггранг при полной луне проходят выступления балета "Рамаяна". Советуем вам не пропустить это захватывающее представление.
Эрик Оэй
Путеводитель: Окно в мир, Юго-Восточная Азия.
Комментарии: