Об Индии
Розовая столица индийских самураев
Точное местоположение библейского рая, как места зарождения человечества, установить невозможно. Но есть на земле районы, где цивилизация возникла очень и очень давно - пять-шесть тысячелетий назад. Индийский штат Раджастхан -одно из таких мест.
Первые государства в благодатной и пригодной для земледелия долине Инда появились более четырех с половиной тысячелетий назад. Сегодня уже доказано, что самое древнее государство Индии было основано в северном Раджастхане племенами бхилов и минов. Спустя тысячу лет на эту страну обрушились мобильные колесницы прародителей европейской цивилизации - ариев. Часть коренного населения ушла на восток, на территорию современного штата Уттар-Прадеш (сегодня самый густонаселенный штат Индии, там же расположена и столица страны - Дели) и на юг, в район теперешнего Пакистана, а часть осталась и, смешавшись с завоевателями, образовала новый народ, от которого и пошли следующие поколения жителей Раджастхана. Позже в огне многочисленных междоусобных войн (по количеству мелких княжеств Индия долгое время представляла собой гораздо более разнообразное "лоскутное одеяло", чем феодально-раздробленная Германия) из представителей военной аристократии выкристаллизовалась самая известная каста Раджастхана - раджпуты.
От их имени происходило древнее название Раджастхана -"Раджпутана", то есть земля гордых и храбрых раджпутов. Раджпуты ("раджа путра" на санскрите значит "сыновья царя") долгое время фактически управляли Раджастханом. Все они вели свое происхождение от богов Солнца, Луны и Огня, делились на 36 царственных кланов и были прирожденными бойцами, так как с детства готовились, так же, как японские самураи, только для военной карьеры. Однако сами раджпуты своим воинственным духом, неуступчивостью, гордостью и легендарной храбростью (эти качества они сохранили до сих пор) довели страну до того, что после XIV века Раджастхан, не выдержав постоянных междоусобиц, пришел в упадок и был относительно быстро захвачен самым известным из правителей династии Великих Моголов - ханом Акбаром.
Хан Акбар был дальновидным политиком. Он не стал изменять государственное устройство приобретенных земель, не настаивал на отказе от веры, не пытался унизить гордый народ обидной данью, а включил раджпутов в систему нового государства. Главным образом он использовал брачные союзы между раджпутской военной аристократией и аристократией собственной и тем самым добился того, что покоренные раджпуты из потенциально очень опасных врагов стали преданными союзниками. Однако как только власть Моголов в регионе ослабла, раджпутские князья быстро добились суверенитета. Позже раджпуты сначала выстояли в борьбе с британской армией, захватившей в 1757 году соседнюю Бенгалию. Но к началу XIX века они все-таки передали фактическую власть британским наместникам, сохранив лишь формальные атрибуты власти, титулы и ограниченную административную автономию.
Такая бурная и насыщенная событиями история привела к тому, что сегодня Раджастхан иногда называют "самый пустынный индийский штат". Это не значит, что там почти никто не живет, просто более половины его территории занимает пустыня, которая хотя и является частью пояса засушливых земель, опоясывающих Земной шар, но достигла своих гигантских размеров исключительно по вине человека (активное ведение сельского хозяйства в сочетании с войнами "на уничтожение" уже в давние времена приводило к экологическим катастрофам).
Как известно, Индия добилась независимости в 1947 году. Так вот, что интересно: даже тогда на территории современного штата Раджастхан существовали целых двадцать три независимых княжества. Властители (раджи) этих карликовых государств были настолько сильны, что для того, чтобы никто не обиделся на снижение статуса, штат назвали Раджастхан, то есть "Обитель Раджей". Политическое объединение всех княжеств в один штат проходило довольно трудно, и только по одному вопросу не было никаких разногласий - какой город будет столицей нового штата. То, что административным центром Раджастхана будет признан Джайпур, ни у кого не вызывало сомнений и раздражения.
Дословно Джайпур означает "город победы" или "город победителей" ("джай" - победа, "пур" - город), но чаще его называют "розовым городом" благодаря цвету многих зданий. С этим прозвищем связана одна не очень древняя легенда. Согласно ей, город не всегда был розовым, первоначально он был светло-серым с белыми фризами и архитектурными украшениями, но в 1883 году в Джайпур с официальным визитом решил приехать принц Альберт, супруг царствовавшей в то время королевы Виктории. Специально к визиту высокого гостя город якобы перекрасили в традиционный индийский цвет гостеприимства, то есть в розовый. Но, скорее всего, "розовым городом" Джайпур прозвали потому, что при сооружении зданий в большом количестве использовался местный строительный материал - розовый известняк. Именно из него выстроено большинство туристических достопримечательностей Джайпура: величественных дворцов, резных храмов и великолепных садов.
По богатству архитектурных сокровищ, расположенных на его территории и в окрестностях, Джайпур может поспорить со многими городами мира. Этим он чем-то похож Санкт-Петербург. Как Питер был основан по воле Петра Первого, так и Джайпур был построен по воле махараджи Саваи Джай Сингха Второго, более того, это случилось почти одновременно. Когда махараджа Саваи Джай Сингх в 1727 году покидал суровые горы и первоначальную столицу княжества - Амбер, он не хотел уходить далеко от своей родины. Поэтому он решил заложить задуманный им дворцовый город в близлежащей долине, что и произошло уже на следующий год.
Так что Джайпур по индийским меркам очень молодой город, точная дата его рождения - 1728 год. Так же, как и "вторая столица" Российской империи, Джайпур строился по единому плану. Его автором был молодой бенгальский архитектор Видьядхар Чакраварти. Ему удалось соединить в планировке города многие архитектурные стили: индусский, джайнский, персидский. Город разделен на девять районов, символизирующих девять сред Вселенной, - это также идея Видьядхара Чакраварти.
Сегодня Джайпур одним своим существованием воплощает гордый дух Раджпутаны - "страны гордых и храбрых раджпутов". Даже став мегаполисом, он сохранил исторический характер, соединив в своем облике черты древности и современности. Город приготовил гостям множество подарков: от стройного Хава Махала до Джантар-Мантара, обсерватории под открытым небом с гигантскими астрономическими инструментами; от магазинов и ресторанов до сувенирных лавок, выстроившихся по обе стороны от дворца-крепости Амбер в Бади Чаупаре; от живописных Фонтанов жизни до утонченного храма Бирла; от архитектурных изысков Городского дворца до умиротворения Джал Махала. Джайпур - это крупный ремесленный центр, в любом из магазинов вам предложат искусные изделия, яркие ткани, ювелирные украшения, драгоценные и полудрагоценные камни, обработанные местными мастерами.
Поскольку Джайпур не так известен, как Дели или Бомбей (хотя расположен, например, от того же Дели всего в 250 км), то специальных туров туда не организовывают. Поэтому, если вы захотели посетить "розовую столицу индийских самураев", можно воспользоваться одним из трех стандартных туров, называющихся "Золотой треугольник", "Хава Махал" или "Мевар". Во время этих поездок, которые можно совершить из Дели, вы посетите не только Джайпур, но и окрестные городки, такие, как Гейтор (15 км от Джайпура) -город-усыпальница правителей Джайпура, Галта (20 км) и его храм бога Солнца и минеральные источники, а также Багру, Самод и Санганер - ремесленные центры региона.
Оптимальное для европейца время посещения Джайпура - с октября по февраль. В марте температура начинает повышаться, достигая максимума в жаркие месяцы - мае и июне. В июле и августе наступает сезон муссонных дождей. В сентябре еще иногда бывают сильные ливни.
Однако как раз в самое неудобное, с точки зрения погоды, время в Джайпуре проходит несколько интереснейших праздников. В апреле начинается и длится несколько дней праздник Гангаур в честь богини Парвати. Это красивый женский праздник. Во время него, облачившись в самые лучшие одежды, замужние женщины молятся за своих супругов, а девушки - о том, чтобы получить хорошего мужа. По городу проходят праздничные процессии, женщины достают из колодцев воду, срывают цветы и поют гимны богине Парвати. Примерно в это же время (конец марта - начало апреля) проходит фестиваль с впечатляющим зрелищем Парадом Слонов.
На самом деле, Джайпур прекрасен в любую погоду.
Юрий Сухорукое
«Отдых и путешествия» № 16 сентябрь 2001@