Эпидавр
Центр зарождения медицины
Также читайте:
Почему этот город охраняется ЮНЕСКО? Что за чудеса света таятся под руинами древнего города? На удивление одно даже принимает на своей сцене лучшие труппы мира, хотя этому театру 2300 лет. Чем древний театр так уникален? Как повлиял культ змеи в древнем Эпидавре на сегодняшние дни? Какое божество «врачевало» за много лет до нашей эры? Эпидавр - один из центров зарождения медицины в её современном понимании и настоящее место паломничества.
К востоку от Нафплиона, на берегу залива Сароникос, лежит Эпидавр - один из древнейших греческих городов и портов, чей театр в свое время считался одним из семи чудес света. Сейчас древний город, основанный более четырех тысяч лет назад, греки так и называют - Архея-Эпидаврос (рядом лежат Палеа-Эпидаврос, Эпано-Эпидаврос и Неа-Эпидаврос, так что несложно и запутаться).
Театр был построен для развлечения пациентов асклепиона в Эпидавре. Древние греки считали, что лечить больных могут не только микстуры и порошки, но и театральные представления, которые вызывают у зрителя восторг, благоговение, страх и в результате – катарсис (очищение, оздоровление).
Древний театр вмещал 13000 зрителей и был разделен на две части. 21 ряд с местами для обычных людей и 34 нижних ряда для священников и правителей.
В античные времена его влияние было столь велико, что весь Арголидский полуостров носил имя Эпидаврия, а одноименные поселения появлялись практически везде, где обосновывались греческие колонисты. Хотя до наших дней дошли лишь руины, они интенсивно раскапываются и уже успели стать одним из самых известных археологических участков страны. Эпидавр ( "Дарованный надолго") — город в Греции, в Арголиде, у северо-восточного побережья полуострова Пелопоннес (напротив Эпидавра лежит остров Эгина). В древности заселен ионийцами, затем завоеван дорянами из Аргоса.
Визитной карточкой города считается его ошеломляющий древний театр на 14 тысяч мест (приблизительно 330-320 гг. до н. э., внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Акустика этого комплекса столь совершенна, что на его сцене до сих пор проводятся всевозможные фестивали. Второй точкой притяжения является также внесенное в список ЮНЕСКО святилище Асклепия, вокруг которого, в общем-то, и был выстроен древний город. Это один из центров зарождения медицины в её современном понимании и настоящее место паломничества с VI века до н. э. до III века н. э. Сейчас комплекс интенсивно реставрируется и каждый год археологи открывают все новые следы его былого величия. Руководил его постройкой архитектор Поликлет-Младший из города Аргоса.Асклепий был сыном Аполлона и простой девушки Коронис. Еще в детстве его отдали на обучение мудрому кентавру Хиронуон. Асклепий превзошел учителя, и не только исцелял людей, кои толпами стремились в санаторно-курортный Эпидавр, но и славился умением воскрешать мертвых. За вмешательство в божественные функции Зевс убил покровителя нынешних оториноларингологов и хирургов молнией.
Вокруг орхестры расположены пятьдесят пять рядов сидений для зрителей. Все, кроме первого, выполнены из серого известняка. Первый ряд отводился для почетных зрителей, поэтому сами сидения были шире и удобнее, а камень, из которого они построены, имеет красивый розовый оттенок. В центре орхестры находится небольшой круглый камень — алтарь Диониса, бога виноделия. Благодаря расположению рядов, все происходящее на орхестре было прекрасно видно и слышно с любого места. Особенно поражает акустика театра: даже шепот, звук зажигаемой на сцене спички или легкий удар монеты о камень алтаря Диониса прекрасно слышны на всех пятидесяти пяти рядах.
Проверено: сидя на верхней скамье в одном конце амфитеатра можно, не повышая голоса, вести беседу с человеком на противоположном конце. А декламация в центральном круге ставит под сомнение необходимость таких технических достижений, как усилители и микрофоны. Площадка и ныне действует: говорят, лучшие театры в очереди стоят на представление и за честь почитают. Каждое лето в театре проходят фестивали античной драмы, репертуар которых состоит из трагедий Эсхила, Софокла, Эврипида и комедий Аристофана.По исцелении посетители посвящали в храм изображение вылеченного органа, выполненное из камня или глины, и здесь найдено много таких статуэток.
Храм Асклепия построен в 490 г. до н. э. Представлял собой дорический периптер с шестью колоннами на переднем и заднем и одиннадцатью по боковым фасадам. Внутри находилась статуя божества (2,7 м высотой), произведение скульптора Фрасимеда с о. Парос. Французская археологическая экспедиция, производившая раскопки в Эпидавре, обнаружила надписи, повествующие о строительстве храма, в которых упоминается имя скульптора Тимофея. Сохранились остатки фронтонных скульптур. Замечательна фигура амазонки на вздыбленном коне. Круглый храм — толос с колоннадой дорического ордера построен в 360—330 гг. до н. э.. По преданию, там содержали священных змей бога Асклепия. Под толосом находилось подземелье в виде лабиринта.
Предполагают, что тайные ходы — абатон ("недоступный, непроходимый") — предназначались для адептов, посвящаемых в мистерии, таинства бога врачевания. К заснувшим ночью адептам (возможно, паломникам) являлся бог Асклепий в образе змеи и исцелял их. Отсюда второе значение слова "абатор" — "усыпалище". Автор здания Поликлет Младший создал для толоса необычный образец коринфской капители, повторенный позднее в колоннах Пантеона в Риме. В капители использован мотив ветвей олив. По легенде, бог Асклепий (у римлян Эскулап) в 293 г. до н. э. из Эпидавра в образе змеи прибыл в Италию. В начале VII в. беженцы из Эпидавра спасаясь от славянского вторжения основали на восточном побережье Адриатического моря г. Рагузу.Рядом с театром находится маленький музей, посетить который лучше до прогулки по руинам - в 86 году до н. э. римский консул Сулла практически полностью разграбил святилище, поэтому большинство руин малоинформативны. Работает: летом - с четверга по воскресенье с 8-00 до 19-00, понедельник с 12-00 до 19-00, зимой - с 8-00 до 17-00. Входная плата включена в цену билета всего участка.
И это только наиболее видимая часть Эпидавра - здесь сохранились также фрагменты античных терм, огромный гимнасий с множеством комнат (римляне перестроили его в одеон), прямоугольное здание абатона (кимитрион, в современном понимании - госпиталь), круглый толос с лабиринтной планировкой внутренних помещений (явный отголосок культа змеи, имевшей важнейшее значение в древнегреческой медицине - отсюда и современный символ здравоохранения), фундамент большого стадиона, использовавшегося для проведения игр, долгое время конкурировавших с Олимпийскими, и даже маленькое святилище в честь египетских богов.
Стадион (находился южнее теменоса) был прямоугольным в плане, сохранились подземный выход на него, проходивший вдоль северной стороны, отмеченная камнями стартовая полоса и бассейны для омовения атлетов по сторонам. Каменные скамьи стадиона возведены позже первоначального сооружения 5 в. до н.э. В гимнасий (помещение для атлетических упражнений, располагался к востоку от стадиона) посетители попадали через необычайно величественный портик, имевший 6 колонн по фронту и 4 в глубину.Сам гимнасий был довольно большим, но вполне традиционным по расположению помещений вокруг прямоугольного внутреннего дворика, окруженного со всех сторон колоннадой, т.е. перистилем. Позднее, в римскую эпоху, во дворе гимнасия возвели концертный зал. Среди зданий, предназначенных для посетителей, был и катагогий (гостиница). Он был построен из сырца и имел четыре внутренних дворика с перистилями, вокруг которых в два этажа располагались комнаты (всего их могло насчитываться до 160). Для обслуживания паломников имелись также бани и другие здания.
Комментарии: