Каир
Также читайте:
Часть 2
Часть 3
Почему у египтян в почете пословица «Бей невинных, чтобы боялись и виноватые»? Откуда долготерпение у египетского народа? Их нравы, их привычки, их взаимоотношения. Что помогает преодолеть тяготы жизни? Опиум? Вера в жизнь после смерти?
Власть и народ Египта
Взаимоотношения между властями и народом пронизаны боязнью и сомнением.
"У стен есть уши" - эту пословицу знают египтяне. Или же: "Сабля у власти длинная". Такое же отношение к полицейским и солдатам: "Кто охраняет - тот и волк". Армия традиционно означала репрессивную силу, и пословица говорит: "Никто не скажет: "Эй, солдат, приди защити меня". Но если ты попытаешься укрыться от власти, то не очень радуйся - бежать-то некуда: "Не радуйся тому, что ты спрятался, а радуйся тому, что с тобой стало".
В египетских самолетах перед взлетом пассажирам сообщают, когда лайнер взлетит и во сколько планируется его приземление. В конце объявления делается дополнение «если Аллаху так будет угодно»- «инш Алла». «Инш Алла», можно сказать, - девиз арабской цивилизации.
Пословицы говорят о том, что своих правителей надо бояться, ругая их только шепотом. Но с властью надо сотрудничать. Если нуждаешься в услуге и нужно дать взятку, то сделай это. Пословица звучит примерно так: "Положи на лапу, станешь большим шейхом". Многие пословицы говорят о покорности, униженности, непротивлении, советуют не спорить с властью, отдавая предпочтение долготерпению, повиновению воле судьбы.
Порожденные ощущением безысходности, многие пословицы сами помогали формировать общественно-психологический климат, в котором правитель мог бы злодействовать, не встречая сопротивления, "быть фараоном", а фараон в народном языке - символ угнетения и несправедливости.
Египтянин не любит нести личную ответственность, потому что он видит в ней и трудности и опасности, которые угрожают ему и его семье. Он не хочет иметь свое собственное, отдельное мнение. Есть пословица: "Спрячь свою голову среди других голов, иначе ее отрубят". Или: "Я первый, кто подчиняется, и последний, кто бунтует". Тип человека, который не говорит, не видит, не слушает.
Не таково положение людей, которые находятся при власть имущих, рядом с администрацией и ведут паразитический образ жизни. Они едят за счет феллахов, но они - слуги власти. Народ их не уважает, потому что тот, кто свое благополучие основывает на благополучии правителей и эмиров, не может вести достойную жизнь, становится карьеристом, прихлебателем.
Ряд пословиц рисует образ идеального правителя. Требования к нему у народа невелики, но, как говорится, "он - в одном вади, а народ - в другом вади", и его отделяют от народа его прихлебатели и слуги. Пословицы говорят: "Если хочешь, чтобы тебе подчинялись, то отдавай приказы, которые можно выполнить", "Не навязывай подданным слишком много солдат".
Но: "Если правитель будет умеренным, то разбегутся подданные", то есть если правитель будет править мягкой рукой, то его подданные разболтаются. Поэтому другая пословица дает жестокий совет: "Бей невинных, чтобы боялись и виноватые".
Отношения правителя и подданных - отсутствие взаимного уважения, сомнения, ненависть. Правитель никогда не чувствовал себя в полной безопасности, ощущая себя временщиком, которому грозили смерть или изгнание. Недаром одна старинная пословица говорит: "Сын правителя - сирота".
Отношение египтянина к правосудию в стране
Правоверный мусульманин покорно идет путем, уготованным ему Аллахом. Не зря само слово «ислам» переводится как «покорность».
Простой человек не верит в силу закона и правосудие государственных органов. Взаимоотношения между кланами и семьями больше регулирует обычай кровной мести, видимо, тоже пришедший в Египет вместе с аравийскими арабами, чем шариат и гражданские законы.
Однако чувства населения к власти сложны и противоречивы. Власть имущим не доверяют, их ненавидят, но им и завидуют, перед ними заискивают, хотя бы внешне. "Безмерное упрямство и непокорность сочетаются у египтян с подобострастием в манерах и речах", - отмечал еще Э. У. Лэйн.
Жизнь, быт, хозяйственная деятельность, успех и благополучие отдельно взятого человека зависят от его способностей и усилий в меньшей мере, чем от хороших отношений с власть имущими. Лицемерие и лизоблюдство - распространенный порок, хотя поражена им прежде всего бюрократия. Иерархичность общества требует послушания и покорности, а непротивление усиливает деспотизм.
Даже небольшой египетский чиновник рад, когда получает хотя бы толику реальной власти. Обладание местечком в чиновничьей иерархии он связывает с почетом и возможностью личного обогащения. До недавнего времени самым почетным делом для получившего образование считалось стать чиновником.
Если власть не предполагает ответственности, она на вкус многих сладка, начиная с нижайших ступеней. Только так я мог объяснить поведение какого-нибудь явно бедного посетителя кофейни, который с царственным видом требует свою чашечку кофе или протягивает ноги, чтобы на его туфли навел блеск мальчишка-чистильщик сапог.
С не меньшим удовольствием во время киносеанса иной зритель подзывает разносчика кока-колы или жевательной резинки, хотя v лоточника при входе в кинотеатр все это дешевле. Но приятно хоть на миг почувствовать себя пашой.
Без иерархии, без власти египтянин не представляет себе общества. "У кого нет старшего, тот покупает себе старшего", - говорит пословица, а другая утверждает: "Власть в деревне - на холме". Господствует убеждение, что начальство, публичная или духовная власть обязательно нужны. Народ издевается в пословицах и в шутках над власть имущими, но где-то в глубине души у египтян сидит тоска по сильному, по мудрому и справедливому правителю.
Терпение –лекарство от всех болезней
В деловых отношениях египтяне тактичны, дипломатичны и почтительны к окружающим. Существует даже поговорка: «Ешь ту пищу, что нравится тебе, но носи одежду, которая нравится другим».
Ни разливы Нила, ни воля власти непредсказуемы, и на них крестьянин не может воздействовать. Поэтому лучше полагаться на судьбу, на Аллаха. Человеческие усилия, каковы бы они ни были, ничего не изменят. Поэтому лучше терпеть и покоряться.
"Терпение - добро", "Терпение - достоинство", "Терпение - прекрасно" - это самые распространенные в Египте пословицы. Их постоянно слышишь, их видишь выведенными вязью на бортах грузовиков, на витринах лавок, в учреждениях. "Терпение - лекарство от всех болезней, но недостаток терпения не лечит", - говорит пословица.
Терпение, а не инициатива, не борьба - путь к достижению желаемого. Это стало первой заповедью народа, идущей едва ли не впереди исповедания веры, и несокрушимой добродетелью. "Долготерпеливых любит Аллах", - говорит пословица, ставя знак божественной благодати и мудрости на этом свойстве характера.
Ты терпел при фараонах и римлянах, при византийцах и халифах, при султане и короле - всегда, во все времена. Терпи и сейчас, при капиталистах и помещиках, в зной и холод, в голод и жажду, в угнетении и унижениях, терпи и полагайся на везение. Недаром "Кырат удачи лучше феддана ума", - говорит пословица.
Если же тебе не повезет в этом мире, то воздается в загробном. Единственной отрадой крестьянина становится надежда на справедливость и довольство в потустороннем мире. Религия в этом случае выполняет одну из своих основных функций, которую ученые называют компенсаторно-иллюзорной. Другая отрада крестьянина - появление детей. Поэтому терпи, египтянин, тогда ты выживешь. В терпении легче сохранить достоинство.
Тяжелая жизнь, гнет, бедность, несытный стол не лишают египтянина жизнерадостности. Его любовь к шутке, острому словцу, анекдоту, юмору, злой сатире - всему, что он обозначает словом "нукта", - поражает. Ни у кого из других народов Востока я не встречал такого чувства юмора, как у египтян. У турок юмор ближе к нашему, русскому, но не так распространен, как в Египте. "В шутке - лекарство", - говорит египетская пословица.
"Нукта" - иногда оборона, иногда - нападение. Она помогает египтянину сохранить жизнерадостность в обстоятельствах, толкающих к унынию и упадку настроения, преодолеть тоску и горе, всласть поиздеваться над эксплуататорами или чиновниками, восстановить хотя бы на миг униженное человеческое достоинство, показать хотя бы фигу в кармане. Оскорбленный человек через "нукта" выпустит пар гнева и восстановит душевное равновесие, не предприняв никаких действий.
Опиум – спасение от тягот жизни
Представления о связи левой руки с чем-то плохим (неудачей, потерей), а правой – с хорошим (счастьем и благополучием), нашли свое отражение даже в Коране. Если вы хотите отказать египтянину в просьбе, но не хотите при этом обижать – приложите правую руку к груди, выражая свою признательность.
Некоторые египтяне не просто уходят от тяжелой действительности в глухую оборону, а бегут от нее. Чувство безнадежности, невозможности изменить жизнь, унижения заставляют немалое их число искать забвение в наркотиках. Запрет ислама на их употребление не менее строг, чем запрет на употребление алкогольных напитков. За пьянство, торговлю алкоголем не наказывают. Торговля наркотиками - тяжкое преступление. Однако их употребляют куда больше, чем вино, виски, водку.
Одной лишь дешевизной и доступностью наркотиков этого не объяснишь. Алкоголь в больших количествах отупляет, оболванивает. В маленьких он временно повышает активность, агрессивность. Египтянин ищет успокоения, умиротворения, сновидения наяву, фантазии. Это дают наркотики. Не сходя с места, он становится свободным, сильным, богатым, счастливым. Наркоман - это не просто слабый человек, не способный к борьбе.
Он - человек, переживший упадок духа, долгий период разочарования, отчуждения от общества, неверия во власть и справедливость. У человека, одурманенного наркотиками, на краткий миг как будто бы решены все проблемы бытия, философии и религии, все противоречия заменяются гармонией, уходит душевная боль. Фатализм в наркомании находит свое высшее выражение. Но наркотики означают все убыстряющуюся моральную и физическую деградацию, распад человеческой личности.
Опиумом и гашишем в Египте торгуют почти в открытую. Во многих кофейнях в наргиле (курительный аппарат, в котором при входе дым проходит через воду) вместе с табаком закладывают комочек наркотика. Это или опиум - высушенный сок незрелых семенных коробочек специального сорта мака, - или гашиш - смесь смолистых веществ, выделяемых соцветиями индийской конопли.
Оба наркотика известны на Востоке с незапамятных времен. Гашиш употребляли и суфии, чтобы довести себя до состояния экстаза.
Курильщика гашиша, или - ближе к арабскому произношению - "хашиша", называют "хашшаш". Во время крестовых походов бесстрашных воинов-убийц из секты исмаилитов, которых шейхи подсылали для расправы с предводителями рыцарей-крестоносцев, одурманивали гашишем.
В просторечии множественное число от "хашшаш" - "хашшашин". Отбросив "х" и изменив "ш" на "с", мы получим слово "ассасины", пришедшее в нашу историческую литературу из западноевропейских языков. А в английском, французском, итальянском языках глагол "убивать" того же корня.
Но мы отвлеклись...
Осторожность – вторая натура египтянина
И осознанное и инстинктивное чувство противоположности интересов отдельного человека, группы и государства, власти привело египтянина к максимальной осторожности, ставшей для многих второй натурой.
Люди научились скрывать свои мысли, чувства, намерения, говорить вслух то, что от них ждут, но во что они не верят, думать одно, а произносить другое, резко ограждая от внешнего надзора свой внутренний мир, круг своих подлинных интересов. Доверяют только своим родственникам или близким. Чужак вообще подозрителен, а власть имущий - всегда чужак. Египтяне традиционно знали много тайных обществ и секретных организаций.
"Язык твой - враг твой" - эта пословица существует и в Египте в нескольких вариантах. Народная мудрость утверждает: "Язык - твоя крепость, охраняешь его - он защищает тебя, предашь его - он предаст тебя".
"Мы говорим то, в чем мы не убеждены, и мы убеждены в том, что не говорим, - пишет египетский социолог Хасан Ханефи. - Мы видим и не говорим. Наша пословица: "Храни свой секрет и ты будешь хозяином положения".
Мы слышим и не говорим: "О сердце! Слушай слова, а само молчи". Мы избегаем свидетельствовать: "О мой глаз! Он видел, что не замечал, что-то случилось, а я сидел в своем доме". Мы предпочитаем ничего не слышать, чтобы ничего не говорить: "Одно ухо залеплено глиной, а другое - тестом".
Много раз в деликатных или сложных обстоятельствах я убеждался, насколько труден прямой и откровенный разговор с египтянином. Но он труден и между самими египтянами. Собеседник нередко скрывает свои убеждения, мысли и хочет прежде всего узнать вант мысли и убеждения, а затем уверить вас, что согласен с ними.
Египтянин должен выяснить, насколько можно доверять собеседнику, выслушать его, взвесить, прикинуть: а какой смысл скрыт между строк, нет ли тут двойного дна, уловить, когда "да" означает "нет" или "может быть", а когда "нет" означает "да" или тоже "может быть". Разговор стал искусством и средством к достижению какой-либо цели, особенно если египтянин ведет его с иностранцем или с власть имущим или думает, что его собеседник - власть имущий. Выяснить подлинные намерения собеседника - нелегкая задача.
Cуфийское наследие в литературе и в журналистике Египта
В Египте и среди простого народа, и в литературе, и в поэзии, и в журналистике распространено двойное толкование слов, скрытый смысл, запрятанный под обычными фразами, понятный лишь посвященным.
Выражение «egyptian time» (египетское время) стало популярным не только в Египте, но и за его пределами. Назначив с египтянином встречу на 15.00, вы можете прийти в 16.00 и будете первым, а в 19.00 получите звонок или записку с извинениями за опоздание и просьбой о переносе свидания на завтра.
Одна из причин этого - влияние суфизма и суфийского наследия. Суфии предпочитают объясняться символами, намеками, которые остаются книгой за семью печатями для непосвященных и тем более недоступны власть имущим или ортодоксальным улемам.
В этом смысле Египет не уникален. В Иране я сталкивался с подобным же способом маскировки сокровенных мыслей и намерений, но там она распространена еще более и достигла еще более изощренных форм - сказывается традиция шиизма, религии угнетенных, символичность и двойное дно персидской поэзии, сказывается история преследования шиитов со стороны их правителей - суннитов.
Египтяне нередко говорят обиняками, ходят вокруг да около темы. Если нет уверенности в положительном исходе беседы, в достижении цели, если собеседник не понял или не захотел понять намека, египтянин все равно доволен: ведь он не получил отрицательного ответа, не испортил отношений, "не потерял лица". "Прощупывание пульса" - важнейшее предисловие к началу важного разговора.
За обычными словами в серьезном, остром разговоре порой трудно найти мысли. Главная цель произнесенного слова - подготовить собеседника к тому, чтобы он воспринял высказанное тобой, а вторя цель - расположить его к себе, сблизиться с ним. Поэтому египтяне очень редко позволяют политическим или научным конфликтам испортить личные отношения.
Острая политическая борьба - одно, а личная вражда - другое дело. Личные связи не всегда совпадают с партийной преданностью, а тем более с политическими или философскими убеждениями. Газетные полемисты, обменивающиеся язвительными и порой оскорбительными выпадами или эпитетами, могут по вечерам вместе играть в домино или крикет в одном клубе.
Слова нередко завораживают египтян и вообще арабов. Красноречием упиваются и произносящий слова, и слушающий их. Арабы любят свой язык и справедливо гордятся им. Не проходя через фильтр логики или размышления, слова сразу воздействуют на эмоции. Звучный, богатый, синонимичный арабский язык был одной из основных форм появления арабского художественного гения, для которого ислам закрыл путь в живопись и пластику.
Опять же говорить, а не действовать - самое безопасное. "Лающая собака не кусает". Может быть, лучше всего следовать совету другой пословицы: "Воспользуйся словами шейха, но не его делами".
Но не всеми "словами шейха" воспользуешься. Египетское общество - мужское общество. Отношения с женщинами жестко регламентированы обычаем и шариатом. Существует полиция нравов. В городах, да и в состоятельных семьях в деревнях требуют, чтобы женщина закрывала тело и волосы, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и ступни ног.
Но чем больше запрета, тем больше соблазна. Чем больше одежды, тем сильнее хочется оголиться... по большей части хотя бы на словах. Святоши осуждают "испорченность нравов" на Западе, но сластолюбиво рассматривают легко одетых европейских женщин и часто говорят о вопросах пола. Об интимных сторонах человеческих отношений начинают говорить с детства. А сколько на эту тему разговоров среди молодежи, особенно при поздних браках мужчин!
Журнал "Путешественник" - № 2, февраль 1997 год
Алексей Васильев доктор исторических наук
Комментарии: