Каир

Часть 1
Часть 2
Часть 3

Как торгуют в Египте? Почему египтяне говорят «Купишь дешевле - станет дороже»? Как египтянину выжить в пустыне? Нравственные устои, вековые традиции, национальные особенности характера египтян

Египетские традиции купли-продажи

Рынок в Каире. Страна солнца

Число египетских торговцев - легион. Все мои попытки найти мало-мальски надежную статистику на этот счет окончились неудачей. Порой кажется, что в Египте торговцев больше, чем покупателей, хотя это впечатление обманчиво. Во всяком случае их много больше, чем нужно для общества, Но торговля престижна: ведь пророк Мухаммед был торговцем и женился на богатой купчихе.

Будучи в гостях и осматривая дом, в который вас пригласили, будьте осторожны, выражая свое восхищение картинами, коврами, запонками или другими вещами хозяина дома. Их вам могут преподнести в подарок и будут ждать от вас ответного жеста (не меньшей стоимости).

Торговые компании, акционерные общества приживались в Египте с трудом. Египетский торговец не любил компаньона, предпочитая полную самостоятельность. Долгие годы торговлю определял индивидуальный капитал. Дух соперничества, конкуренции иногда шел на пользу покупателю, иногда - во вред.

Традиции купли-продажи, навыки торговли, взаимоотношения между продавцом и покупателем находили отражение в народных обычаях, в национальной психологии, в пословицах.

Пословицы советуют покупать дорогие, добротные вещи и предупреждают против покупки плохих вещей: "Купишь дешевле - станет дороже" или "Все имеет свою цену". Пословицы же рекомендуют приобретать недвижимость, чтобы защитить себя от превратностей судьбы: "Купишь дом - купишь спокойствие", но зато: "Купишь золото - купишь беспокойство".

И еще советы, которые дают пословицы: "Прежде чем купить - выбирай хоть целый день", "Кто купил то, в чем не нуждается, продал то, в чем нуждается". Если покупают в рассрочку, то говорят: "Брать мед - давать горечь".

Одна из особенностей торговли - вера в удачу, счастливый случай. Однажды я зашел в недавно открытую лавку и стал прицениваться к туфлям. С меня запросили высокую, но в общем-то справедливую цену. Я машинально назвал вдвое меньшую, и, к моему удивлению, продавец тут же согласился. Пришлось купить.

Хозяин лавки радостно бросил деньги на землю, потом поднял и воскликнул: "Первый покупатель - золото!" Я оказался первым клиентом, которого нельзя было упустить, чтобы не спугнуть удачу. То ли рука у меня оказалась легкая, то ли место - бойкое, но лавка стала процветать.

Ни в коем случае нельзя дарить мусульманину спиртное (даже очень дорогое), изделия из свиной кожи или картины с изображениями мужчин, женщин, обнаженных или одетых. Принимать и передавать пищу следует только правой рукой. Давать угощение из левой руки расценивается как оскорбление.

Торговец. Страна солнца

Традиции торговли требуют, чтобы торговец был оборотистым, быстро реагировал на конъюнктуру, был готов к приобретению и к потере. Надо ловить случай, не упускать благоприятных условий, но прибыль не должна быть чрезмерной: "Продал за пять и купил за пять, между этими двумя пятерками Аллах дал ему пропитание". Пословицы говорят: "У торговца острый ум", "Чтобы брать, надо давать".

Перебирая египетские пословицы, посвященные торговле, легко обнаруживаешь, что одни из них носят как бы всеобщий характер, другие явно относятся к традиционной, мелкой торговле в деревне или в городе.

Египтяне презирают накопительство

Меняется общество, меняются нравы, меняются и принципы торговли, и отношение к ней. Но здоровое народное чувство не приемлет алчных, нахрапистых рвачей. Египтяне с осуждением говорят: "Твой отец - пиастр!" Быть бережливым - достоинство, но общественное мнение против чрезмерного накопительства. Деньги не должны порабощать людей. При почтении к деньгам и богатству египтяне настроены против их власти, особенно против незаконного обогащения.

Канадский бизнесмен Питер Мунк, основавший в Гонконге компанию "Саус Пасифик Пропертиз", за небольшую плату арендовал на 99 лет несколько десятков гектаров земли почти у подножия пирамид для создания туристского комплекса. Что для чиновников значил кусок пустыни с его гравием, песком и камнями?

Египетская история молчала, зато явственно шелестели доллары, предложенные канадцем. Выждав время, Питер Мунк стал распродавать арендованную им землю небольшими участками. Он верно рассчитал, что за возможность построить виллу с видом на пирамиды, за престижность места, за прекрасный воздух аравийские и другие нувориши не пожалеют денег.

Не выкопав и метра канавы, не заложив ни одного фундамента, компания стала получать миллионы. Профессор истории Каирского университета Намат Фуад начала распутывать клубок грязных дел. Мунк оказался связанным и с египетским правительством, и с саудовской королевской семьей. О сделке стали писать газеты, начались дебаты в парламенте. Распродажа плато у пирамид прекратилась, но никто так и не был наказан.

Высокое чувство коллективизма у египтян

Даже бедуин, считающийся крайним индивидуалистом, знает, что его личная безопасность и материальное благополучие зависят от соплеменников и сородичей. Он должен подчиняться племенным обычаям, нормам поведения, этике. В любом обществе личность зависит от коллектива - известная истина применительно к Египту приобретает авторитет абсолюта.

Египетская семья - это большая группа, объединенная кровными связями по мужской линии. Во главе ее находятся пожилой мужчина и его жена. Семью связывает не только кровное родство, но и «аса бия» - «кодекс чести»: социальные связи и обязанности большой семьи.

Коллективный труд строителей. Страна солнца

Превращение болотистой поймы Нила в оазис-кормилец, создание и поддержание единой, общенациональной системы ирригации требовало и требует объединения усилий всего народа. В условиях, когда жизнь человека зависит от труда многих, от их кооперации, групповое начало и групповая дисциплина стали характерной чертой египетского общества.

В средние века рабская гвардия султанов - мамлюки - превратилась в господствующий слой Египта, не получив права на наследственные земельные владения. Положение в принципе не изменилось и после завоевания страны турками-османами. Мамлюкский, - а затем османо-мамлюкский феодализм строился на зависимости господствующего слоя от государства, от верховной власти, на коллективной эксплуатации населения и распределении доходов сверху вниз - от верховной власти к следующим ее эшелонам.

"Он подал в отставку и уехал в свою деревню" - такая фраза, понятная и обыденная для европейских помещиков, состоявших на государственной службе, не могла быть произнесена в общественной атмосфере средневекового Египта. "В отставку" с государственных постов уходили в Египте лишь по старости лет или по немощи, теряя при этом почти все доходы и привилегии.

"Во всех человеческих обществах богатство является источником власти, - писал египетский экономист и социолог Фуад Мурси. - В Египте же власть - источник богатства". Благосостояние и общественный статус "верхов" в Египте вплоть до конца XIX в. в значительной мере определялись местом человека в гражданской и военной иерархии.

Варианты пословицы "Сначала ищи соседа, а потом покупай дом" известны и в других странах, но для Египта, для его деревни, и не только деревни, она звучит как непреходящая мудрость и не терпящий возражений совет.

Египетские пословицы рекомендуют быть уживчивыми, достигать взаимопонимания с соседом, проявлять терпимость: "Желай добра соседу - увидишь и в своем доме добро", "Если хорошо твоему соседу, то хорошо и тебе". Интересы людей переплетаются. В деревне соседи зависят друг от друга.

В Египте известен один из хадисов - преданий о жизни пророка Мухаммеда - с изречением, приписываемым ему самому: "Архангел продолжал давать мне советы, как вести дело с соседом, пока я не подумал, что он будет его наследником".

Уживчивость требует умения находить компромиссы, избегать крайностей, и именно таковы египтяне - мастера компромисса, среднего решения. Они всегда ищут и часто находят золотую середину. Они стремятся принять обновление, не отказываясь от старого, модернизироваться, сохраняя традиции, и даже хотели бы совершить революцию без насилия и... без особых перемен. Несмотря на вспышки фанатизма, и далеко в прошлом, и в настоящее время египтяне проявляют достаточно веротерпимости.

Сила родственных связей в Египте

На египетском рынке нет ценников на товарах, и, чтобы купить товар за выгодную цену, приходится торговаться. Но это не означает, что продавцы пытаются обмануть туристов. Для них это всего лишь способ испытать Торговую Удачу и получить наслаждение от процесса общения.

Египетская деревня. Страна солнца

Это прежде всего относится к деревне. Урбанизация меняет и ломает прежний образ жизни. Разве большой город не приносит определенной независимости отдельному человеку? Разве горожанин не отрывается от клана, большой семьи? И да и нет. Переселяясь в город, люди сохраняют связи со своими кланами, группами, землячествами, отнюдь не сразу расстаются со своими прежними убеждениями.

Связь человека с большой кровнородственной, религиозной, земляческой группой, как правило, сохраняется и в городе и оказывает воздействие на его поведение и образ жизни. Нравы и обычаи, выработанные в деревне, долго сохраняются в городе, даже если они утратили прежний общественно-функциональный смысл.

Сверху донизу египетское общество - и отнюдь не только в деревне - пронизано системой групповых связей. Они строятся и по кровнородственному признаку, самому надежному, хотя трайбализма, племенных связей в аравийском, не говоря уж об африканском, понятии здесь почти нет. Так же и по религиозному принципу, по принадлежности к суфинским орденам - богатствам мусульманских мистиков, суфиев, к сектам, по земляческим, корпоративным связям.

Личное отношение в принципе важнее профессиональной компетентности, хотя современное производство и организация иногда навязывают и современные требования к подбору людей. Индивидуализм силен, если сильна группа, к которой он принадлежит.

Иногда иностранец сталкивается с нежеланием какого-нибудь египтянина пойти на явно выгодный шаг. Дело нередко объясняется отнюдь не его "иррациональностью", а стремлением учесть не только свои, но и групповые интересы.

Египтянин боится одиночества, изоляции и инстинктивно, и вполне сознательно: в одиночку он не имеет общественного веса и престижа, в группе он приобретает уверенность в себе и чувство надежности и безопасности. Даже яркие художники, писатели, певцы, актеры должны иметь круг друзей, единомышленников, покровителей.

Власть группы опирается на силу общественного мнения, абсолютного в деревне и относительного в городе. Общественное мнение, осуждая или одобряя отдельного человека, навязывает ему свои этические нормы, оставляя мало свободы в выборе поведения.

В деревне нет аппарата для навязывания общественного мнения, но если человек попытается уклониться от принятых норм поведения, ему напомнят о них даже с помощью физического насилия, если не подействует всеобщее осуждение.

Египтянин постоянно - сознательно или нет - соизмеряет свои слова и поступки с реакцией на них других. "А что скажут люди?" - эта мысль всегда присутствует, когда человек оценивает поступки. Отсюда - стремление сохранить лицо.

"Оно означает чрезвычайную чувствительность, доходящую до болезненной реакции на все, что касается личной чести, боязнь мнения соседей - явление, свойственное египтянам больше, чем другим народам", - пишет египетский социолог Иззат Хигази. Пожалуй, можно (огласиться с ним без абсолютизации положения в Египте.

Как египтянину не потерять свое лицо?

Женщинам при торговле ни в коем случае не стоит фотографироваться с местными жителями или давать им жать себе руки. Для египтян, если женщина разрешает пожать ей хотя бы руку, означает, что можно трогать и другие места. Чем недоступнее женщина, тем больше уважения она вызывает у египтян.

Молодой бизнесмен. Страна солнца

В Японии, Китае, Вьетнаме задача "сохранить лицо" играет еще большую роль, чем в Египте, стремление избежать ошибки, не показаться смешным или недостойным часто заставляет египтянина совершать самые немыслимые поступки и в исключительных случаях совершать самоубийство, что почти невероятно для мусульманина", - продолжает Хигази. Он считает, например, что использование студентами шпаргалок на экзаменах объясняется не только стремлением сдать экзамен, но и опасением быть униженным в глазах товарищей и преподавателей.

Если египтянин делает что-либо, от чего непосредственно не зависит его благополучие, для него часто важнее не выполнение самой работы, а мнение других, что работа выполнена. Это довольно распространенная черта характера становится всеобщей в административном аппарате. Видимость деятельности, очковтирательство, пускание пыли в глаза - свойства любой бюрократии, а уж египетской - безусловно.

Боязнь потерять лицо, а также убежденность, что все предопределено свыше, не позволяют египтянину признать, особенно публично, свою ошибку или проступок. Самокритика невозможна, точнее, она - исключение из правил. Или египтянин прав, или виноват кто-то другой. Судьба - "кадар", потусторонняя сила, воля Аллаха.

При задаче "сохранения лица" критерий правды и лжи становится второстепенным. Правда предпочтительнее. Она - идеал. Правдивый человек вызывает уважение. Но правда и потеря лица несовместимы. Поэтому ложь во спасение допустима. Даже улемы-богословы могут найти аргументы для отступления от правды при определенных обстоятельствах.

Взаимоотношения между властью и народом строились и строятся на недоверии и враждебности. Большинство египтян убеждено, что власть - это зло. Не удивительно, что еще с фараоновских времен власть опиралась на инонациональные войска. Дело кончилось тем, что и правящая прослойка стала инонациональной (хотя и египтизированной) и оставалась таковой вплоть до конца XIX в.

Египтяне стали служить в армии только при Мухаммеде Али, ставшем практически независимым правителем Египта в первой половине прошлого века, и то сначала в качестве солдат. Но даже сейчас армию называют "гейш ас-султа" - "армия власти".

Свои дела крестьянин предпочитает решать без обращения к властям, зная, что в государственных учреждениях его ждут проволочки и вымогательства. В пословицах говорится, что от власти надо держаться подальше и тот, кто живет далеко от власти, живет в мире, спокойствии и безопасности: "Султан - это тот, кто не знает султана". Но от власти султана трудно сбежать: "Того, кого не берет правитель, настигает смерть".

Часть 1
Часть 2
Часть 3

   

Комментарии:


 
КубаГорящий тур
914$ 97518рПодробнее
КубаЗажигай на берегу Карибского моря! Яркие краски, зажигательные пляски. Вылет из Москвы 30.11.24 на 12 дней
РоссияНовый год
РоссияНа зимнем экспрессе с ДЕТЬМИ на родину Деда Мороза в Великий Устюг! Выезд из Москвы 27.12.24 на 3 дня
РоссияГорные лыжи
РоссияОткрой ГОРНОЛЫЖНЫЙ сезон на Красной поляне. Готовь лыжи и сноуборд! Вылет из Москвы 15.12.24 на 8 дней
Египет
721$ 76738рПодробнее
ЕгипетЗакрытый вип-курорт ЭЛЬ ГУНА. НЕДЕЛЯ отдыха на теплом Красном море. Вылет из Москвы 04.12.24 на 8 дней
РоссияНовый год
РоссияПодари себе Сияние Севера. Встречай Новый год на Кольском полуострове. Выезд из Москвы 30.12.2024 на 4 дня
ЕгипетПоследние места!
419$ 43995р.Подробнее
ЕгипетШарм эль Шейх. Отдохни на Красном море по доступным ценам. Бюджетный вариант. Вылет из Москвы 29.11.24 на 8 дней и более