Музыкальные вечера в археологической обстановке
Гете как-то сказал: .....я называю архитектуру замороженной музыкой». И он был прав. Можно сказать, что археологические достопримечательности Кипра обладают гармонией видимой музыки. Но древние руины, в которых некогда звучали голоса древних греков, венецианцев и римлян, сейчас резонируют под очень слышимую музыку.
Как может убедиться любой гость Кипра, климатические условия острова способствуют мероприятиям на открытом воздухе. После того, как спадет дневная жара, нет ничего более приятного, чем вечером сидеть на свежем воздухе, наслаждаясь теплым вечерним воздухом и любуясь на звезды, мерцающие в ночном небе. Что может быть лучше, чем быть на банкете с музыкой и танцами на одном музыкальном представлении, происходящем в романтической и исторической обстановке?
Раньше, в ранние семидесятые, до раздела острова, музыкальные вечера были довольно частым событием в амфитеатре древнего королевства Садамис, на восточном побережье Кипра в округе Фамагусты. По сравнению с некоторыми впечатляющими представлениями сегодняшних дней, тогдашние развлечения были довольно простыми. И тем не менее, сидеть на нашей подушке, облокотившись о нашу пикниковую корзину, на расстояния броска камня от залитого лунным светом моря, слушая обычные виниловые грампластинки, которые проигрывались на обычном проигрывателе, было верхом романтики!
В прошедшие годы, в амфитеатре на месте древнего королевства Куриум на южном побережье Кипра в округе Лимассол было проведено много культурных мероприятий. Хорошо известные певцы из Греции выступали в этом театре, который имеет уникальный фон в виде кристальных вод Восточного Средиземноморья. Здесь давали свои концерты полномасштабные оркестры; здесь поражала аудиторию своим талантом известная скрипачка Ванесса Мэй; здесь игрались спектакли на греческом и английском языках. У наших предков конечно не было таких многочисленных технологических приспособлений, которые предоставляет артистам современный век, но они уж точно разбирались в акустике! Полукруглая форма театра обеспечивает слышимость голоса человека, стоящего в центре сцены, во всех точках аудитории. К сожалению, в это лето, Куриум был закрыт на дальнейшую реставрацию.
И тем не менее, как гости, так и местные жители, уже избалованы богатым выбором, так как по всему острову организовывалось большое число разнообразных представлений. Средневековый замок в Като Пафосе, был некогда крепостью для защиты от захватчиков. Сейчас он приветствует гостей из разных уголков. Первоначально построенный в византийскую эпоху для защиты гавани, он претерпел многочисленные изменения в течение своей истории. В 13-ом веке он был перестроен лузигнанами, в 1570 году его разобрали венецианцы, в 16-ом веке он был восстановлен оттоманами, и сейчас в 21-ом веке он используется, как музыкальная сцена. Форт и его площадь, за последние четыре года, были сценой для нескольких больших оперных представлений под открытым небом. Фестиваль Афродиты в Пафосе стал известным, как дома, так и за рубежом, и он действительно привлекает множество зарубежных гостей, которые так планируют свой отдых, чтобы он совпал с датой фестиваля.
Залитый лучами прожекторов, замок представляет собой экзотическое зрелище. При постановке Набукко Верди в 2001 году, замок фактически использовался как сценический реквизит, некоторые сцены разыгрывались на его высоких стенах. При этом не забывалось и о комфорте аудитории. Здесь не требуется никаких подушек, чтобы использовать их для сидения на древних камнях; специально для этого события были воздвигнуты удобные, многоярусные сидения и здесь наряд в виде элегантного вечернего платья будет очень к месту. Во время антрактов вдоль стены организована работа маленьких буфетов, которые торгуют закусками и напитками.
В сентября 2002 года, уже второй год подряд, здесь давал еще один свой спектакль коллектив Польской Национальной оперы. В нем за три дня более чем 7000 зарубежных гостей успело поприсутствовать на представлениях последней оперы Пуччини Турандот. Роль принцессы Турандот пела всемирно известная сопрано-певица Ева Марлон.
Уже спланирован Фестиваль Афродиты в Пафосе 2003 года. На нем выступит оперная труппа, выступающая на открытых площадках, Арена ди Верона, но пока, тема представления является крепко охраняемым секретом!
Средневековый замок также является местом "Музыкальных Воскресений". Разнообразная программа песен и танцев, как традиционных, так и современных, проходит по вечерам в воскресения до середины октября. С того времени и до декабря, представления будут проходить в воскресенья по утрам.
И еще в Пафосе есть другая археологическая обстановка для многочисленных музыкальных мероприятий - это Древний Одеон, который находится чуть дальше вдоль берега от маяка Фарос. В настоящее время, на сцене этого амфитеатра, который построен полностью из известковых блоков еще во втором веке н. э., проходят вдохновляющие всех будущих танцоров хореографические постановки в исполнении местных талантов. Аналогичные танцевальные мероприятия проводятся на другой стороне острова в Айа Напе на площади перед древним монастырем, посвященным Нашей Госпоже Лесов. Прямо у южных врат монастыря, стоит платан, которому, как говорят, более 600 лет.
Фестиваль Аматусия в июле является относительно недавним новшеством в округе Лимассол. Организуемая Комитетом по Развитию Муниципалитета Агйос Тихонас,
Древняя Агора - рыночное место - бывшего королевства Аматус, со своими колоннами, было идеальной обстановкой для концерта знаменитых певцов из Кипра и Греции, и традиционных танцевальных групп из Греции. Выше в гору, над морем среди раскопок древнего города Аматус, в виде краткой церемонии танца и чтения стихов празднуется летнее и зимнее солнцестояние в тот момент, когда солнце поднимается над горизонтом. "Жаворонки" вознаграждаются завтраком а ля фреска за счет местной общины. Согласно легенде, когда Ариадна забеременела, Тезей оставил ее в этом королевстве на южном побережье на попечение местным жителям. Это место также было центром важного тогда культа Афродиты-Астарты.
Средневековый замок Кипра представляет приятный фон для вечерних развлечений. В течение дня бывшие крепости Пафоса, Колосси и Ларнаки открыты для публики. В форте Ларнаки находится музей и он также является муниципальным культурным центром. Он был построен франками в 1625 году и расположен на одном конце хорошо известной променады "тон Финикудон' - со множеством финиковых пальм. Известная местная группа трубадуров поет серенады публике во дворе под башнями замка.
Замок Колосси лежит примерно в 14 км к западу от Лимассола. Первоначально построенный в 13-ом веке, он использовался Великой Коммандерией Ордена Святого Иоанна из Иерусалима. Имя Колосси с тех пор было связано с кипрским крепленым вином, под названием Коммандерия, так как оно вначале изготовлялось из винограда с виноградников замка. Во время крестовых походов в 14-ом веке, эта древняя крепость находилась под командованием Рыцарей Темплара. Она признана, как замечательный образец военной архитектуры.
В сентябре 2002 года, один из ведущих винзаводов острова праздновал 75-летие производства вина, пива и других алкогольных напитков. В честь этого особого события, он организовал музыкальный вечер, который назывался Пропозис - Тост - в котором участвовали четыре хорошо известных певицы в сопровождении хора, оркестра и танцевальной группы местной Лимассольской оперной труппы. Все представление, как подсказывает его название, было посвящено одной теме -винограду!
Главный вход в Форт представлял отличную сцену, в то время как аудитория с удобством разместилась в многоярусные сидения в южной части замка. Высокие кипарисы указывали направление на небо, к вельветовому ночному небу, усыпанному серебренными звездами и изредка мерцавшему огнями пролетающих над головой самолетов. В ходе представления стихи, восхваляющие вино и алкоголь, проецировались на лицевую поверхность старого форта и все участники были соответственно одеты в средневековые костюмы. Когда застучали большие барабаны, оставалось лишь надеяться, что они не разбудят духов бывших крестоносцев. Ведь не составляло труда вообразить головы, закованные в доспехи, которые выглядывали из-за крепостных стен, которые как будто прицеливались и выпускали бы по ничего не подозревающей аудитории дождь из стрел!
Весь остров Афродиты является настоящей сокровищницей археологических руин. Вероятно, те из них, которые расположены в прибрежных районах известны больше остальных, так как зарубежные гости могут совмещать свой осмотр достопримечательностей с освежающим погружением в лазурные воды Средиземноморья. И тем не менее, стоит труда посетить достопримечательности в Никосии. Красиво отреставрированные Порта Гюлана, более известные, как Врата Фамагусты, предлагают набор культурных мероприятий прямо в этой исторический обстановке. Эти врата являются одними из трех, которые установлены в венецианских стенах и которые полностью окружают старый город Никосии. Эти укрепления имеют общую длину окружности в 7 км и включают в себя 11 бастионов. К сожалению, после разделения города в 1974 году, доступными для осмотра являются только Врата Фамагусты в южной их части. Из двух других врат, Врата Пафоса сейчас лежат на Зеленой Линии, а Врата Кирении лежат в турецкой оккупированной зоне. Большие и впечатляющие Врата Фамагусты ведут в длинный проход с каменными стенами, вдоль которого располагаются комнаты стражей. После своей реставрации они стали муниципальным культурным центром и здесь проводятся многие концерты, выставки изделий искусства, конференции и лекции. Те, кто захочет самостоятельно испытать все прелести столицы, будет приятно удивлен, что парковка в центре оказывается довольно легким делом. Ров, идущий вдоль городских стен, сейчас превращен в автомобильную стоянку под сенью живописных садов, где размещается также театр на открытом воздухе и часто организуются открытые рынки, что добавляет свой шарм всей атмосфере.
После тяжелого дня на пляже, когда отдыхающий в поте лица трудится, чтобы заполучить заслуженный бронзовый оттенок, он должен немного развлечься. Ему необходимо расслабиться в нежные вечерние часы, быть ублаженным мелодиями самых лучших местных и иностранных музыкантов. Можно представить себе древних жителей, когда-то населявших многие из этих древних мест, которые некогда ходили по этим же дорожкам и возможно даже сидевшие на том же самом камне, где сейчас сидит кто-то из аудитории. На Кипре прошлое и настоящее существуют в полной гармонии. Чудеса древней архитектуры успешно сочетаются как с классическими, так и с современными элементами, что напоминает нам, что этот остров является местом рождения богини любви. Как Шекспир писал в своей праздничной пьесе Двенадцатая Ночь: «Если музыка - это пища любви, то продолжайте же играть.....»
"Туризм на Кипре", выпуск 56