Тамассос
Тамассос - это название древнего города -государства на Кипре. Он находился в центральной части острова, в районе современной деревни Политикой, приблизительно в 21 километре на юго-запад от Никосии.
На месте древнего города Тамассос не проводились масштабные археологические раскопки, так как центр города, где, предположительно, находились общественные постройки и различные святилища, ныне скрыт под деревней Политиком и под монастырем Св. Ираклидиоса неподалеку от этой деревни.
Те же раскопки, что были произведены там, где это было возможно, в период 1970-1980 и в 1997 году, извлекли на свет участки города Древнего, Классического и Эллинистического периода истории Кипра. Известно, что проводились и более ранние раскопки, такие как 1889-го, 1890-го, и 1894-го года Онефальшем Рихтером, который раскопал множество могил на кладбище позднего бронзового периода, а также три царские могилы древне-кипрской эпохи (из которых до наших дней сохранились две). Разнообразные находки с раскопок Рихтера находятся за пределами Кипра в музеях Вены, Берлина и др.
Сегодня к видимым участкам важнейшего археологического района Тамассоса относятся область святилища Афродиты, участки древнего города, две великолепных царских могилы, а также другие захоронения.
В число найденных остатков в небольшой открытой части города входят и орудия для обработки меди. В районе храма Афродиты были найдены жертвенник и различные сосуды для жертвоприношений, такие как курильницы для фимиама, светильники и др. Также были найдены глиняные и каменные статуэтки, изображающие голубей - священных птиц Афродиты. Алтарь и храм Афродиты предположительно относятся к 600-475 гг. д, н.э.
На запад от храма Афродиты был обнаружен большой монолитный жертвенник с углублением для жертвоприношений в середине и с 18 другими углублениями поменьше вокруг, похожими на выточенные в камне чаши, для даров в виде различных жидкостей. Между собой эти чаши соединены выточенным желобком. Считается, что этот жертвенник посвящен Матери Богов, которую некоторые исследователи отождествляют с Кибелой. Надпись, найденная в прошлом веке в Тамассосе, обращена к Матери Богов и подтверждает поклонение этому божеству в древнем городе.
Согласно выводам, сделанным на основании раскопок, два святилища Афродиты и Кибелы были разрушены во время восстания против власти персов в 499/8 гг. до н.э. Второй раз эти храмы были отстроены предположительно с началом эллинистической эпохи, в конце 4-го века до н.э., которая полностью изменила их архитектурный характер.
На некотором расстоянии к северо-востоку от храма Афродиты находится царский некрополь Тамассоса. Из трех великолепных гробниц сохранились две, являющиеся образцами величественной архитектуры древнейшей эпохи. Крупнейшая гробница состоит из ступенчатого коридора, холла и усыпальницы. Коридор состоит из ступеней и стен, которые построены из вырубленных из известняка кирпичей. Коридор ведет в холл с ровным потолком из известняковых балок, опирающихся на большие плиты, украшенные барельефами. Прямоугольная усыпальница по площади несколько больше, чем холл - 3,20 на 2,80 метра, а в высоту - такая же, как холл, - 2,56 м. В глубине усыпальницы находится постамент, который держит большой саркофаг с украшенной передней стороной. Перед саркофагом, в центре, находится небольшая прямоугольная ступень, которая использовалась • как стол для пожертвований.
Вторая гробница не такая роскошная и состоит из коридора со ступенями и всего одного помещения площадью 3,45 на 2,65 м, высотой 2,33 м. На фасаде помещения над входом существует треугольник, составленный из двух больших известняковых балок. Стены построены из вырубленных кусков известняка. Крыша состоит из двух огромных плит, которые опираются на боковые стены и соединяются в центре, являющемся самой высокой точкой гробницы. Большой саркофаг располагается в глубине усыпальницы.
Помимо царского некрополя в Тамассосе есть и три других древ них кладбища. Одно бронзового века, одно-древнего периода и одно -эллинистического и римского периодов.
Большая часть кладбища Бронзового века находится под современной деревней Политикой. Захоронение Древнего периода находится к севере западу от деревни Политикой, между реками Катурис и Куфос. При раскопках были обнаружены несколько резных гробниц. Среди находок оказались надгробный камень из известняка 5-го века д, н.э. с изображением лучника и сцены собрания на верхней части, увенчанной изображением двух лежащих львов.
Кладбище Эллинистического и Римского периодов находится на склоне " северо-западу от деревни Политиком. Большая часть могил была разграблена в предыдущие века, другие были разрушены при возделывании земли
В области, прилегающей к древнему городу Тамассос, существовало большое количество храмов. Некоторые из них были найдены при более ранних раскопках. Известно, что один из таких храмов находился на холме к югу от древнего города, на запад от современной деревни Камбья, где было обнаружены множество осколков глиняных сосудов и статуэток. В этом месте, также как и во многих других в районе Тамассоса, раскопки не проводились.
Среди найденных древностей есть гигантская глиняная статуя Древнего периода, находящаяся ныне в Кипрском Музее. За пределами Кипра находится знаменитая бронзовая статуя Аполлона исключительной художественной ценности, которую обнаружили в районе Тамассоса и от которой, к сожалению, сохранилась лишь голова. Голова этой сверхъестественной статуи была куплена французским консулом Сессальди в 1860 году. Остальные части статуи были уничтожены крестьянами, расплавившими их ради бронзы.
Древние храмы были также обнаружены археологической экспедицией 0. Рихтера в конце XIX века. Результатом этих раскопок стал! различные произведения скульптуры, однако от самих храмов не осталось и следа.
Тамассос представляет собой обширное поле для археологических исследований. Будущие раскопки, возможное большей степени раскроют историю и характер этого древнего города.
В отличие от других древних городов-государств о Тамассосе не сохранилось никакой легенды об основании города каким-либо знаменитым героем. Не очень много нам известно и об историческом развитии города. Согласно результатам раскопок, город Тамассос был заселен с доисторических времен, с каменно-бронзового периода, и уже был заселенной областью в эпоху открытия меди. К поздней бронзовой эпохе хронологически относятся орудия для обработки меди и захоронения, найденные в этой области. Мы можем предположить, что в районе Тамассоса, которая простирается вплоть до деревень Кабья, Марки, Котсьятис и Матьятис, существовали небольшие земледельческие поселения. Город был основан позже, с открытием и началом использования меди. В последующие века экономика и благосостояние города основывались на этом ископаемом, то есть на меди. Более позднее упоминание о городе мы встречаем у Гомера в первой части 'Одиссеи", где Гомер упоминает город Гемессис в связи с медью. Также в "Одиссее" об этом - городе упоминает Богиня Афина, которая говорит Телемаху, что она путешествовала в места, где живут "иноязычные люди в медоносном Темесине".
Конкретную ссылку на этот город, как на город-государство мы встречаем в первой половине седьмого века до нашей эры. На известной эсархадонской колонне 673 года до нашей эры перечислены 10 кипрских царей 10-ти городов, которые платили вассальный налог ассирийцам. Среди этих 10 городов находится и город, название которого читается как Тамесу, царем которого был некий Атмесу.Он был одним из двух известных нам царей Тамассоса. Вторым является Пасикипрос, царствовавший в 4 веке до нашей эры. Возможно, что продолжение раскопок приведет к обнаружению монет и других свидетельств о других правителях города.
Нам неизвестно, когда Тамассос превратился в государство, но можно предположить, что это произошло после появления ахейцев на Кипре, когда были основаны маленькие кипрские царства. Две царские гробницы, обнаруженные в Тамассосе, являются показателями богатства города, причиной роскоши которого было использование местных металлов. Необыкновенная бронзовая статуя Аполлона, найденная в этой области, является также показателем богатства города. Конечно же, Тамассос не был бедным поселением, так как иначе в нем не могли бы существовать роскошные храмы с драгоценными статуями, такими как знаменитая статуя Аполлона.
В древнюю эпоху город окружали МОЩНЫЕ крепостные стены. Город находился в глубине острова и был преимущественно 'промышленным городом" со значительным объемом работ на рудниках и в мастерских по обработке меди, при наличии также земледельчества и скотоводства. Тамассос был построен не только вблизи от рудников, но и в плодородной области, где протекала река Педиэон а также несколько более мелких речек. Ландшафт здесь впечатляет красотой, а земля по сей день плодородна.
По архитектуре памятников и по тем божествам, которым поклонялись в древнем Тамассосе, можно сделать вывод, что город был сильно эллинизирован.
В конце 4-го века дон.э. царь Тамассоса Пасикипрос в результате собственного расточительства был вынужден продать свое государство финикийцам Китиоса за 50 талантов и с помощью этих денег отправился в древний город - государство Аматундас, чтобы там провести свои последние годы. Таким образом Тамассос попал под власть финикийцев, захвативших к тому времени и близлежащее царство Идалиос. Правление финикийцев продлилось всего несколько лет, затем Александр Македонский подарил Тамассос царю Саламина Пнитагору за помощь в осаде и захвате Тира.
Позднее, в период войн с персами (4-5 век дон.э.), упоминаний о том, сыграл ли Тамассос какую-либо роль в развитии событий, нет. В 499 году дон.э. произошло восстание поотив пеосов под предводительством Онисилоса из Саламина, возможно, это означает, что Тамассос принимал участие в этой войне. Согласно археологическим данным, некоторые здания Тамассоса были восстановлены, и, возможно, при участии в войне город потерпел разрушения.
В 312 годуд. н.э., когда Кипр стал единой частью царства Птолемеев, греческих властителей Египта, маленькие кипрские царства перестали существовать. Таким образом, в эллинистический и, позднее, в Римский исторические периоды большее значение имели рудники города, нежели он сам. В римскую эпоху рудники работали под наблюдением военачальников и проконсулов.
В надписи из Дельфов, датирующейся 3-им - 2-ым веком д. н.э. Тамассос включен в список городов, которые принесли Дельфийскому оракулу пожертвования, собранные специальными посланцами. В надписи указывается имя Трасеаса, который принял посланцев от имени города. Имя Трасеаса упоминается вместе с его национальностью - аспондиец, что значит, что по происхождению он был из Аспендоса, крупного древнего города в южной части Малой Азии. Видимо, в эллинистический период в Тамассосе жили греки из различных частей древнего греческого государства.
В конце 1-го века Тамассос стал одной из первых епископских кафедр на Кипре. В Тамассосе находились две епархии митрополитов Св. Ираклидиоса и Св. Мнасоноса. К этому же периоду относится упоминание одного из предместий Тамассоса - Перана, ныне деревня Пера.
Упоминания о епархии в Тамассосе встречаются вплоть до 13 века. Св. Ираклидиос был первым митрополитом на Кипре, рукоположенным апостолами Павлом и Варнавой во время их первой апостольской поездки на остров. В настоящее время на месте древнего Тамассоса существует действующий монастырь Св. Ираклидиоса.
Упоминания о городе на Кипре Тамассосе встречаются до 10-го века н.э. Рудники были исчерпаны, и город пришел в упадок. Затем город постепенно сменился небольшими селениями, такими как деревни Политикой и Эпископион. Политикой заместил древний город, Эпископион представляет собой воспоминание о епархии Тамассоса. Два этих селения являются продолжением истории древнего Тамассоса, и таким образом в этой местности всегда существовало человеческое поселение - начиная с древнейших времен до наших дней.
"Туризм на Кипре" международная газета, издание 40