О Китае
Путешествие по Поднебесной.
Подготовка
Самостоятельное путешествие по Поднебесной по маршруту Пекин-Ченгду-Эмейшайн-Лешан-Ченгду-Куньмин-Шилин-Шанхай. Стоимость перелета Аэрофлотом регулярными авиарейсами Москва-Пекин-Шанхай-Москва - 20300 руб, билеты преобрели в за два месяца до вылета в Аэрофлоте, перелет Пекин-Ченгду 5546 руб. перелет Куньмин-Шанхай 7156 руб. билеты внутри Китая на данные два рейса так же покупали в Москве в Альтаире за неделю до вылета, виза 1500 руб. делали через китайскую компанию партнеров, страховка 440 руб., все цены указаны на одного. Дополнительно на месте в аэропотре Ченгду были приобретены билеты на самолет Ченгду-Куньмин за 480 юаней (60$). Проживание по всему маршруту кроме Baoguo бронировали заранее по объявленным скидкам через компанию соотечественников в Шанхае HotChina цены действительно были ниже, чем напрямую на ресепшене отелей, летели имея на руках подтвержденные брони и адреса отелей иероглифами. Подробнее об отелях ниже по тексту, итоговая общая стоимость проживания во всех отелях при двухместном размещении 182$ с человека (весьма гуманно). Питание, траты на такси, входные билеты и сувениры в среднем по 75$ в день с человека, при этом надо иметь ввиду ничего существенного мы не покупали.
Итого: Вся поездка обошлась в 2500 $ учитывая что мы летели в самый дорогой период по самым высоким ценам за перелеты внутри Китая. Курс доллара в среднем 8 юаней.
Описание маршрута
Изначальный план маршрута выглядел следующим образом:
День 1 Пекин (Beijing) вылет из Москвы в 22.25 (27.04.07) ночной перелет, прилет в Пекин 28.04.07 утром (28.04.07) размещение в гостинице и осмотр комплекса "Летний дворец" (пригород Пекина) и "Храма неба".
День 2 Пекин (Beijing) (29.04.07) осмотр площади Тяньаньмэнь и осмотр двух комплексов, с утра и до обеда "Запретный город" и после обеда прилегающих храмовых парков.
День 3 Пекин (Beijing) (30.04.07) Однодневная поездка на осмотр Великой китайской стены участок Бадалин (Badaling) в 120 км от Пекина. Вечером поездка на центральный ж/д вокзал и попытка купить заранее ж/д билеты из Ченгду в Куньмин в Пекине.
День 4 Ченгду (Chengdu - EmeiShan) (01.05.07) Утренний перелет в Beijing-Chengdu в 08:30 прилет в 11:15 в Ченгду (Chengdu) если ранее проблема с билетами не решилась то переезд из аэропорта до ж/д вокзала и попытка купить билеты на Куньмин, далее на авто воказл и переезд рейсовым автобусом до Baoguo с последующим подъем на гору на последнем подъемнике или автобусе с ночевкой на вершине EmeiShan.
День 5 Эмейшан (EmeiShan) (02.05.07) Ранний подъем, встреча рассвета на вершине (приблизительно 06.30) и спуск ногами с EmeiShan через монастыри по длинному маршруту (ориентировочно 10 часов) до автобусной станции и переезд вечерним автобусом в Baoguo, ночевка.
День 6 Лешан (LeShan) (03.05.07) Переезд автобусом из Baoguo в LeShan, осмотром статуи Будды вечером ночной поезд в в Куньмин выезд в 16:59 с ж/д вокзала в Лешане.
День 7 Куньмин (Kunming) (04.05.07) Прибытие поезда в 11:09 утра размещение в гостинице на 2 дня, осмотр города.
День 8 Шилин (Shilin) (05.05.07) Переезд автобусом в Шилин (Shilin) осмотр Каменного леса вечером возвращение в Куньмин.
День 9 Куньмин (Kunming) - Шанхай (06.05.07) Утренний перелет в Шанхай, размещение в гостинице на 3 дня, осмотр Сада Радости Юйюань и посещение храма Нефритового Будды.
День 10 Сучжоу (07.05.07) Поездка на один день в г. Сучжоу поездом.
День 11 Шанхай (08.05.07) День на прогулки, покупку сувениров и отдых.
День 12 Шанхай -Москва (09.05.07) Вылет в Москву в 11:40, 09.05.07 вечером в 18.40 в Москве.
На деле маршрут претерпел ряд изменений, во-первых мы по независящим от нас причинам потеряли первый день в Пекине и были вынуждены отказаться от Летнего дворца, во-вторых были вынуждены заложить внеплановый ночной перелет из Ченгду в Куньмин, и в-третьих вместо ночевки на горе в тот день смогли добраться только к ее подножью, на спуске наверстали упущенное и далее все последующие перемещения прошли согласно первоначальному плану.
Перелет
Прошел традиционно, не без приключений. На этот раз отличился Аэрофлот и вместо Пекина мы улетели в Бангкок. Ситуация банальна: на данный рейс Аэрофлот продал больше билетов чем мог вместить самолет и всех кто не влез и не мог на сутки отложить вылет распихали по близлежащим странам, нам достался Бангкок с последующей стыковочной пересадкой, за счет Аэрофлота, самолетом "Egypt Air" до Пекина. Ничего приятного в данной ситуации не наблюдалось, мы теряли световой день в Пекине. Компенсация в сто долларов (ваучер на скидку, при покупке следующего билета) выданная Аэрофлотом немного сгладила впечатление, да и других вариантов не было. Перелет до Бангкока, как обычно, оказался веселым, народ зажигал, а мы спали. Стыковка рейсов: около часа побродили по новому аэропорту - "внушает". Попробовали знаменитый суп "том-ям": мое мнение о продукте не изменилось, а коллектив подтвердил его... весьма специфично (нам не понравилось). Спустя два часа отправились на регистрацию, нашли своих египтян, прошли регистрацию по рукописному ваучеру от Аэрофлота без проблем. Египтяне тоже отжигали: на вопрос сколько лететь до Пекина стюардесса ответила, что не знает, так как они летят в первый раз... в нашем случае это звучало забавно.
День 1 (Пекин)
Приземлились в Пекине 28.0407 в 18.30 по местному времени, от аэропорта до центра города доехали на автобусе, идущем от аэропорта до ж/д вокзала, далее от вокзала взяли такси до гостиницы, по месторасположению это был один из самых удачных вариантов, но найти нашу бюджетку среди пятизвездочных монстров оказалось не просто, повезло, что имели с собой описание на китайском, с улицы здание гостиницы не видно, только крышу, нужно пройти дворами, зато не дорого и удобно для прогулок, рядом пешеходная зона ул. Ванфуцзин и много ресторанов, забросив вещи в номера пошли на осмотр ночного города, дошли до площади Тяньаньмэнь и Запретного города идти 10 мин, обратно доехали на велорикшах (кроме того, что не привыкли к Эксплуатации Трудящихся, так оно ещё и дороже обычного такси вышло), поужинали рядом с отелем. Ресторан в 10 метрах от гостиницы: очень вкусно и бюджетно(!огромные порции!). Информ. по гостинице:
Oriental Peace Hotel 288 юаней (36$) за один "дабл" в день с завтраком. При заселении, во всех гостиницах просят депозит 200 - 400 юаней за номер, сохраняйте квитанцю, по ней вам вернут ваши деньги в день расчета. Сам отель без изысков, но и без нареканий, на ресепшене говорят по английски (тщательно произносят слова, но трудно понимают чужой английский), номера просторные чистые, очень удобное расположение, бюджетно, но завтраки лучше не брать, специфично.
День 2 (Пекин)
Утром ранний подъем - в 07.00 попытка съесть предоженный в гостинице завтрак: не съедобно. 07.30 начало осмотра площади Тяньаньмэнь, со стороны музея с продвижением в сторону Запретного города. 09.00 вошли в Запретный город.
Запретный город (Гугун или Цзыцзинчэн "Пурпурный запретный город") поразила геометрия комплекса, все очень монументально и объемно, казалось всем видом город говорит о том, что люди это смертные боги, особенно если речь идет об императоре. В противовес ошеломляющей своими пространствами мужской части комплекса, предназначенной для церемоний и приемов, женская территория похожа на лабиринт, много переходов и небольших двориков, из каждого можно выйти только в ограниченное количество направлений, геометрия более запутанная, скрытная, удивительно как они сами в этом ориентировались. Пробродили по Запретному городу около 5-ти часов при этом на территории комплекса много музеев, мы зашли только в 4 или 5 (музеи часов, калиграфии, печатей...) все равно, судя по карте, посмотрели не более половины. Информация о том, что Гугун по большей части на реставрации верная: в лесах все основные здания. На выходе есть небольшой сад камней и живых деревьев, но настоящий императорский сад находится через дорогу от Запретноо города на холме, в путеводителе его называют Угольным (Jingshan Park), с него открывается панорамный вид на Гугун, правда город большую часть времени находится в дымке и рассмотреть его грандиозные размеры можно только по очертаниям. Поднявшись на угольный холм по прямой тропе от Гугуна мимо дерева на котором повесился последний император, мы спустились немного другой тропой и вышли ко входу во второй парк Бэйхай (Beihai Park), который находится вокруг одноименного озера с островом, где и провели остаток дня катаясь на лодке-катамаране (электрическое суденышко) и гуляя между его многочисленных музеев и храмов. Ближе к вечеру мы наконец добрались до вершины острова украшенной тибетской пагодой белого цвета (The White Pagoda in Beihai Park), она видна почти с любой точки в этом районе.
Уставшие, но довольные, перед тем как отправиться в район своего отеля мы решили хотя-бы одним глазом посмотреть на Храм неба, прикинув расстояние взяли такси и через минут тридцать были у входа, парк еще был открыт, сам "Храм неба" уже закрыт, погуливаясь по парку не заметили как наступил вечер, отметив про себя, что в это место можно было бы вернуться, двинулись на поиски еды. По обоюдному согласию на этот вечер был запланирован поход в один из ресторанов достаточно известной в Китае сети под названием "Пекинская утка" целью наше похода было одноименное названию ресторана блюдо. Как оказалось, один из таких ресторанов находился в пяти минутах ходьбы от нашего отеля на пешеходной ул. Ванфуцзин (Wanfujin). О китайских ресторанах необходимо пожалуй сказать, что эти заведения готовы принять в своих недрах и накормить почти любого страждущего, самые экономные занимают как правило весь первый этаж заведения, дадее, по мере возрастания этажей, поднимается и цена. Пекинскую утку мы опробовали на верхнем этаже ресторана, предварительно отсидев небольшую очередь минут на пятнадцать. Ожидать нашу пронумерованную тушку (к каждой уточке выдается номерная бумага-удостоверение в конвертике, подтверждающая возвышенность целей её жизненного пути и особую систему питания) пришлось еще минут сорок, до этого мы смогли просмотреть как минимум пять церемоний выкатывания уточек к столам рядом сидящих гурманов. Забава эта выглядит примерно так: повар, или это были специально обученные разделыватели дичи, выкатывает вам на большом подносе ваш заказ, на стол заблаговременно выставляется ряд закусок с соусами и зеленью, которые прилагаются к утке и призваны дополнить заказанный деликатес, придав ему незабываемый вкус. Далее с боков утки срезается несколько пробных полосок шкурки, для оценки степени ее уникальности, это в том случае если вы эту уникальность почувствуете, мы же были не столь тонкие ценители шкурок, поэтому проглотили поданное не моргнув, самое забавное, что это и был самый основной момент церемонии, мы же, дикие варвары, все испортили - шкурку съели и ничего возвышенно одухотворенного не испытали. Далее наступает сама трапеза: с боков утки методично срезаются еще несколько порций тонюсеньких ломтиков мяса с элементами шкурки. Ваша же задача не трескать одно мясо, а заворачивать каждый кусочек в хлебную лепешку предварительно обмакнув в соусы и сопроводив веточкой салата. Далее хлеб сворачивается в рулетик и поедается с глубокомысленным выражением лица. Мы, понятное дело, стрескали поданное с особым цинизмом и скоростью, так как к концу дня были очень голодны. НО!!! Не успев начать, утку только слегка подрезанную с боков от нас увезли, как было сказано в путеводители согласно традиции все самое лучшее нам уже подали, остальное мясо по идее подлежит выбрасыванию, я так полагаю на пару этажей ниже, не пропадать же добру всерьез, на этом шоу под названием "Пекинская утка" закончилось, нам принесли какой-то слишком заряженный счет на 400 юаней и откланявшись с чувством выполенного долга мы отправились есть в нормальный ресторан рядом с гостиницей. На утро нам предстояла поездка к Китайской стене.
День 3 (Китайская стена)
По отзывам и фотоотчетам в самом начале при планировании маршрута мы выбрали участок стены в районе Мутянью (Mutianyu) в 90 км. от Пекина. Утро началось с раннего подъема и нашего первого знакомства с китайским метро. Ориентироваться в метро впринципе не сложно, но поразила организованность и упорядоченность китайцев даже в таких мелочах как посадка в вагоны метро, поток людей ровно такой же как в Москве в час пик, очереди на посадку выстраиваются к каждым дверям, состав еще не подошел, но весь зал в обе стороны моментально заполняется вереницами людей, в отличие от наших, китайские поезда остонавливаются всегда в одном и том же месте, что позволяет избежать стихийных перемещений очередей за проехавшими дверями, но весь колорит китайской реальности заключался в том что у каждой потенциальной двери есть свой специально обученный запихиватель людей, это реальные служащие метрополитена одетые в форму в чьи обязанности входит буквально запихивать и утрамбовывать людей в вагоны, это впечатлило, видимо такова наша будущая реальность.
Метро нам понадобилось чтобы доехать до станции Дуньчжимэнь (Dongzhimen), где мы оказались в 7.00 по нашим расчетам здесь обитали частные извозчики промышляющие довозом до разных участков китайского чуда, наши ожидания оправдались, почти сразу по выходу из метро нас атаковали первыми предложениями, но ввиду их не знания английского и нашего не знания китайского предложения были подкреплены картой местности с отмеченными участками стены, поторговавшись немного с таксистом путем рисования четырех кружочков (что предполагало нас четверых) в одном большом кружочке (что предполагало нас всего) и стрелочек туда обратно, мы сошлись на цене 350 юаней за машину с ожиданием. Цена надо сказать была явно завышена, на мой взгляд вполне реально сторговаться за 280-300 юаней. Дорога ничего особенного, полтора часа на мини басе с четырьмя сиденьями сзади и двумя впереди, китайцы редко делают что-либо в одиночку, например наш водила взял с собой друга, чьи функции заключались в переключении кнопок телевизора, смысл этого человекобалласта мы так и не поняли. (Видимо, он создавал ощущение Народа-которого всегда много и он есть везде.)
Стена, для меня, была просто как дань моде. Если от исключения из маршрута терракотовой армии все участники согласились почти без возражений, то от стены отказываться никто особо не хотел. На мой взгляд это аттракцион для туристов. Приехали, купили билеты на канатку, поднялись, сбегали по более короткому и крутому отрезку вправо от станции, 30 мин. до верхней точки, показалось мало, прошли еще минут двадцать по старому нереставрированному участку до следующей башни, потоптались поорали и пошли обратно. Дотопали до канатки осуществляющей спуск вниз, подумали может еще сбегать налево, но решили что там скорее всего будет тоже самое. Приняли решение возвращаться в город и успеть еще посмотреть Ламаистский храм. Спуск со стены понравился больше всего, выбрали съезд на тобогане (Тобоган - это такие сани для спуска по желобу, в китайском варианте на колесиках поскольку снега нет) спуск очень понравился, было весело, постарались оставить хороший разрыв с впереди отъехавшей группой, чтобы разогнаться по максимуму, но все равно на середине спуска догнали их и дальше пришлось тошнить за ними пока не спустились.
По дороге обратно видили аварию на трассе, наш водила и его партнер сильно возбудились, затормозили и стали показывать жестами, мол чтобы мы пошли поснимали, мы ценности в этом не узрели и вылазить из машины отказались, водила был явно расстроен. Довольно странная страсть к авариям и разного рода ДТП, это было не единственное наблюдение, но китайцы стабильно воспринимали это как зрелище.
В Ламаистский храм (Yong he Gong) приехали уже к закрытию, вошли внутрь в 16.00 лично на мой взгляд этот храм оставил в моих воспоминаниях самое яркое впечатление, и по своей культурной ценности и по красоте это был лучший храм из всех увиденных. Бродили до самого закрытия, после осмотра перешли через дорогу и попали в ресторан, где и завершили этот день рыбным ужином.
День 4 (Chengdu - Baoguo)
Снова ранний подъем и переезд в аэропорт, чтобы не совершать лишние телодвижения по ловле такси ранним утром, особенно не зная, как они ловятся в такой час, накануне вечером заказали такси на ресепшене гостиницы. Действительно в 06.00 такси было у подъезда, гостиница за услуги ничего не взяла. Сдали номера, забрали депозит и через тридцать минут были уже в аэропорту. Вылет по расписанию в 08.30 авиакомпанией Air Chin без задержек, в 11.15 приземлились в Ченгду (Chengdu - столица провинции Сычуань), прикинув наличность, потащились искать обменник, по дороге подцепили местного кекса хорошо говорившего по английски, который в свою очередь проводил нас к местному отделению банка и пока мы заполняли анкеты и возились с документами он бодро обрисовал весь безполезняк нашей затеи купить билеты на поезд до Куньмина, при этом он рассказал нам о своем добром сердце и о том что мы ему очень понравились и поэтому он поможет нам купить последние билеты на самолет за всего лишь 500 юаней с носа, мы прикинули что это скорее всего разводка и вежливо откланялись, попытавшись вручить ему 10 юаней чаевых за его доброе сердце, на что молодой человек сразу же сообщил, что его доброе сердце стоит минимум 50 юаней, мы дали 20, чем оскорбили его широкую душу. Оскорбленный представитель Великой Родины остался, бурча под нос что-то, а мы отправились на выход. Расслабленные вежливой и понятливой столицей, первый раз совершили стратегическую ошибку. Осознав размеры очереди на такси, сели к частнику, сам таксист не говорил ни слова, процес торга и обсуждения места назначения взяла на себя хорошо говорившая по английски китаянка (что-то наподобие таксистской сутенерши) мы бодро объяснили ей что нам надо на ж/д вокзал купить билеты на поезд до Куньмина. Она вроде все поняла. Сторговались на 80 юанях (опыт показал, что если вам предлагают что-то за 100, то официальное такси, равно как и любая иная услуга, ровно в два раза дешевле) за всех и тронулись, водила довез нас до города и быстро припарковался на какой-то мало вменяемой площади перед небольшим ветшающим зданием, закивал в его сторону, мол вываливайтесь-приехали. Конечно, нам следовало сходить и посмотреть куда нас привезли, но мы этого не сделали, выгрузили рюкзаки, отдали деньги и потопали на вокзал, который оказался просто платформой для пригородных поездов, что-то типа нашего Выхино, китайские бомжи по такому случаю даже проснулись, это было шоу к ним притащились белые обезьяны, нас разве что руками не трогали, но пальцем показывали. Быстро осознав разводку, но на всякий случай протолкавшись к кассе и получив еще раз отказ мы двинулись ловить государственное такси.
Вторая попытка была успешнее, нас довезли до центрального ж/д вокзала Ченгду, где мы впервые имели возможность осознать, что китайцев действительно много (не просто Много, а ОЧЕНЬ МНОГО). Вариант пробиться к кассам отмели сразу, особенно учитывая, что шансы с первой попытки нарваться на англоговорящего кассира стремились к нулю, попробовали включить голову, решили, что нас спасут туристические агенства, где возможно мы купим наконец свои билеты, вопрос номер два, где искать туристические агенства, ответ, наверно они должны быть в холах крупных готиниц, выбрались из здания вокзала, огляделись, нашли крышу одной такой гостиницы и потащились по жаре в ее сторону. Туристическое агенство действительно оказалось рядом со входом в гостиницу, но к сожалению мы не учли, что они банально могут не говорить по английски, именно это и произошло. Для контроля зашли в гостиницу, на ресепшене нам кое-как объяснили, что ломиться в кассы бесполезно все билеты на ближайшие 5 дней раскуплены в связи с праздниками и единственное что нам остается это самолет. Решив, что на самолет по любому билеты будут, а возвращаться сейчас в аэропорт, а потом опять в город слишком долго, забили на билеты и снова поймали такси теперь уже до автовокзала.
По плану в этот день мы должны были доехать на рейсовом автобусе до Лешани (Leshan), потом на такси до Багуа (Baoguo) и оттуда на последней маршрутке плюс канатке подняться на вершину горы и там заночевать. На автовокзале нас ждала еще одна засада, очередь за билетами до Лешана в зале продажи билетов грозила затянуться на час, при этом на улице мы обнаружили небольшой пункт продажи точно таких же билетов, но немного дороже, решили что это специально для туристов, оказалось для лохов, купили четыре билета, но не додумались посмотреть куда нам предстояло потом отправиться с этими билетами, оказалось в ж., это место было в зале для отправления, офигительные толпы мокрых китайцев едва сдерживаемые военными буквально штурмовали двери выхода на посатку и это могло продолжаться до самой ночи. Стоять в очереди лично я не видела вообще никакого смысла, это была та проблема которую нужно было решать в обход правил, потому что ввязываться в игру по правилам было заведомым проигрышем по всем статьям. Коллектив разделился, двое стали в очередь, двое предпочли искать решение, попытки договориться с таксистами успеха не имели, суммы звучали сомнительно высокие, около 500 юаней за машину, при этом мы уже купили билеты и были вынуждены считать средства, к тому же впереди предстоял внеплановый перелет, решение посетило светлую голову одного из наших мужчин, и на ломаном английском в перемешку с жестами он договорился с одним из военных охранявших выход, предложенную взядку не взяли, но видимо проникнувшись сочувствием к нашему жалкому положению, нас выдернули из очереди и провели на посадку в обход через боковой кардон сразу в автобус.
Таким образом в начале четвертого мы наконец выехали в Лешан. Автобус довез нас до конечной автостанции, где уже караулили маршрутные минибасы до Баогуо (Baoguo), на месте были в 18.00, сразу метнулись на станцию, к сожалению последний автобус в направлении верхней канатки уже ушел, пришлось смириться с корректировкой планов и отправиться на поиски жилья. Известный по отзывам хостел Teddy Bear Guest House (Teddybear Hotel, 43 Baoguo Road, Mt. Emei, Sichuan province, China, Emei Shan, China, 614201) был занят, нам могли предложить только одну трехместную комнату на всех, пока мы думали, ее заняли бодрые немцы.
Обойдя с десяток гостиниц поняли, что все они стоят приблизительно одинаково, решили осесть в той, что ближе к станции, так получилось что как-то слишком напористо выторговали на ресепшене скидку 30%, в итоге разместились по 250 юаней за "дабл" в сутки, взяли номера на две ночи. Поужинали в уличном ресторанчике, мило, только сильно задувало едким дымом, было такое ощущение что там жарят кур вместе с перьями. После ужина потопали на станцию покупать билеты на первый рейс. В билете значилось время отправления 05.00, решили притопать на станцию за пол часа, на всякий случай.
Sharmen 20/09/2007 www.perekrectok.narod.ru
Комментарии: