Авиабилеты
О питании на борту самолетов
Что в полете самое главное? "Хорошо взлететь и приземлиться", - скажут одни. "Хорошо пообедать", - ответят другие. Только законченные снобы ругают самолетную еду. Гурманы спорят, какие авиакомпании лучше кормят. Хвалят Finnair, Delta, British Airways, "Сингапурские авиалинии", ругают на чем свет стоит внутренние американские. Родной "Аэрофлот" пребывает где-то посерединке: кормят-то хорошо, только не всегда есть выбор.
ПУТЬ К СЕРДЦУ АВИАПАССАЖИРА ЛИЖИТ ЧЕРЕЗ ЕГО ЖЕЛУДОК
Качество обедов на борту самолета всегда ценилось очень высоко. Крупнейшие авиакомпании мира соперничают между собой, стараясь поразнообразнее и повкуснее накормить пассажиров. А пассажиры - народ капризный: одному нужно диетическое питание, другому - вегетарианские блюда, третьему - домашний обед, да чтоб погорячее. И не всегда это просто капризы. Помню лица двух молодых американцев, которые на рейсе "Аэрофлота" Джакарта - Москва услышали от стюардессы, что вегетарианских блюд нет. Так они и летели голодными все 17 часов...
ОБЕД ДЛЯ ГАРГАНТЮА ИЛИ СУХОЙ ПАЕК?
"Если вы проголодались, идите в ресторан!" - такое заявление недавно распространила шотландская авиакомпания Easy Jet. Похоже, любителей хорошо поесть ждут трудные времена: некоторые европейские авиакомпании в отчаянной попытке снизить стоимость билетов готовы отказаться от обедов на борту. Впервые еду отменили в США на внутренних рейсах. Расходы на одного пассажира сократились таким образом на 10 процентов, но теперь в экономическом классе люди вынуждены поститься, а в первом классе -довольствоваться сандвичем и йогуртом.
Однако опыт американцев не вызвал единодушного подражания в Европе и Азии. Все европейские авиакомпании берут на борт минимум еды в рейсы средней дальности, но при этом хорошо кормят в межконтинентальных полетах. В мире азиатского авиабизнеса процветает противоположная тенденция - объем поставок продовольствия на борт стремительно растет.
Хотя среди приоритетов авиапассажиров содержимое подносов, безусловно, стоит после безопасности полета, точности расписания и комфортных условий, для многих компаний хороший обед - это еще и средство потеснить конкурентов, французские компании, например, опираются на кулинарный имидж своей страны. "Air France" пленяет пассажиров звучными названиями блюд национальной кухни: маринованная утка, рагу по-лангедокски, блюда басков, эльзасцев и т.д. В авиакомпании "АОМ" на некоторых дальних рейсах включили в меню стейки из мяса кенгуру и блюда по креольским рецептам, чтобы удовлетворить интерес французских пассажиров к заморским блюдам, но не забыли и о традиционных кулинарных изысках: о говядине "россини" и телячьем филе со сморчками.
Последнее время зарубежные авиакомпании все больше увлекаются "бабушкиными" рецептами. Ответственный за питание "British Airways" Курт Хафнер утверждает, что "пассажир хочет не просто закусить на борту самолета, а отведать домашней или деревенской пищи".
ВОКРУГ СВЕТА - НА ДИЕТЕ
Авиакомпании стараются максимально стереть различия между блюдами, подаваемыми на борту и на земле. В частности, стремятся стряпать прямо в небесах. Пример подала гонконгская компания "Cathay Pacific", которая установила в своих аэробусах системы, позволяющие готовить яичницу для пассажиров 1-го класса.
Диетическая кухня приспосабливается к небесным условиям, то есть к длительности полетов. Большинство американских компаний подает разные макароны (итальянскую "пасту") во всех классах, где есть "служба горячего питания": углеводы, содержащиеся в макаронах, представляют идеальную энергетическую поддержку на дальних рейсах.
"Delta" давно искала пути к желудку своих клиентов и остановилась на диетическом, низкокалорийном питании.
"Мы смогли в ужин из четырех блюд вместить не более 900 калорий", - с гордостью говорят разработчики нового меню "Дельты".
А все началось с того, что пассажиры авиакомпании стали чаще жаловаться на жирность блюд. Менеджеры приняли решение - калорийность нужно снизить, но вкус блюд сохранить. Потребовалось несколько месяцев и определенные средства, чтобы кардинально изменить подход к еде. Были отобраны рецепты, которые полностью соответствовали новым требованиям клиентов. Отныне в меню можно встретить такие блюда, как кукурузный супчик из Аризоны, "махи-махи" с овощами и гаспачо из морских гребешков с Гавайских островов или апельсиновый мусс из Калифорнии. Перечень блюд зависит от пунктов вылета самолета. Меню для большинства рейсов из Западной Европы составляет шеф-повар швейцарского гранд отеля Victoria-Jungfrau, известного своей изысканной диетической кухней.
Но даже самая изысканная еда приедается. Вот почему "Delta" решила полностью обновлять бортовые меню каждый месяц. Она предложила всем желающим присылать свои рецепты, обещая, что самые оригинальные могут попасть в очередное меню.
В прошлом году немецкая компания "Lufthansa" предложила своим трансатлантическим клиентам "биологическое меню", и теперь каждый месяц 20 тысяч обедов из биокультур поставляются на борт. Первые результаты удовлетворили компанию, и она собирается ввести это новшество в экономическом классе всех рейсов.
А в авиакомпаниях ОАЭ много внимания уделяют разнообразию пищи, чтобы все пассажиры, соблюдающие диеты, были довольны: и диабетики, и вегетарианцы, и жаждущие пониженных холестерина, соды или калорий. При этом не забывают меню, связанные с географией полета (азиатские или арабские блюда), с религией (индуистский обед исключает говядину, а мусульманский - свинину и алкоголь) и с возрастом пассажиров (питание для младенцев). И неважно, что обед гурмана, вкусившего лангуста, обойдется компании дороже скромной вегетарианской трапезы - главное, чтобы все пассажиры были довольны.
С МИРУ ПО БУТЕРБРОДУ
На рейсы "Аэрофлота" из Москвы питание поставляет фирма "Аэромар". Она обслуживает и другие авиакомпании, если их самолеты совершают посадку в "Шереметьеве-2". Продукты сюда доставляют со всего мира: свинину - из Финляндии, говядину, птицу и паштеты - из США, рыбу - из Норвегии, сыры - из Франции, овощи и фрукты - из Голландии. Осетрина и черная икра - наши, астраханские.
Меню "Аэрофлота" составляют теперь с учетом требований пассажиров. Свои пожелания они могут занести в компьютер при покупке билета, а на посадке подтвердить свой заказ.
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ
Авиакомпания "Delta Air Lines" - единственная из западных перевозчиков, выполняющая прямые рейсы из Москвы в Нью-Йорк, объявила о введении собственной "винной" программы для пассажиров первого и бизнес-класса, дав ей латинское название "Vinum". Программу разработал известный знаток вин канадец Кен Чейз. По его рекомендациям отбирают марки вин по всему миру, а пассажирам всех международных рейсов теперь вместе с меню вручают 16-страничный буклет с перечнем вин и их историей. Ассортимент вин будет обновляться каждые шесть месяцев, причем их отбор будет идти с учетом того, как человек воспринимает конкретную марку вина, потребляя его на высоте 10 километров. "Не многие сорта могут сохранять букет в особой атмосфере салона, где кислорода больше, чем в земных условиях", - говорит господин Чейз.
Поставщиками вин выбраны известные компании Франции, Германии и Южной Африки. В ближайшие месяцы на рейсах из Москвы в Нью-Йорк будет подаваться среди прочего красное "Шардоне" 1993 -1995 годов, которое идеально сочетается с французскими голубыми сырами и лососем.
КАК И ЧЕМ КОРМЯТ ПАССАЖИРОВ БИЗНЕС-КЛАССА АВИАКОМПАНИИ МИРА
Для пассажиров бизнес-класса обычно предлагается от двух до четырех меню, на выбор. Вот несколько вариантов меню от крупнейших компаний мира.
Екатерина СОКОЛОВА, Виктор АНОШКИН.
09.05.14 людмила Оставить сообщение
11.05.14 Сергей Оставить сообщение
10.02.12 Анна Оставить сообщение
Очень люблю Air CANADA - честные ребята и людят своих пассажиров.
21.12.09 Натали Оставить сообщение
14.12.08 Алекандр Оставить сообщение
помогите лечу в китай 1 раз чем будут кормить в самолете?
16.06.06, venlen@mail.ru, ленОК
питание не самое главное но , воздушное судно не просматривается без питания всякий пассажир ждет когда ему принесут еду не то . что он голоден а просто скорее скоротать время в пути . а потом вспоминает как его накормили и воспоминание о авиалинии остается даже не от улубки стюардесы , а о том что дали поесть
08.04.06, sokolnikov@ortikon.ru, Сокольников Михаил
Согласна, на питании они явно экономят)). Или может быть их питание адаптировано для имеющих те или иные прибабахи в плане питания англичан. Несколько раз наблюдала, как в самолетах Трансаэро они гоняли бедных стюардесс, требуя те или иные вегетарианские изыски и воротили нос от стандартных коробочек с обедами. Летала в Лондон год назад, кормили какими-то жуткими пельменями со шпинатом. Да и размер порций более чем скромный. Убедилась, что Трансаэро в этом плане гораздо лучше. Хотя в British Airways есть ряд преимуществ - возможность использования электронных билетов e-tickets (чувствуешь себя жутко продвинутой!)), а также наличие удобных рейсов (терпеть не могу приезжать в аэропорт ни свет ни заря!).
05.10.05, mariamara@yandex.ru, Мария
В British Airways еда просто ужасная! В экономе дают сандвич и маленький салатик. Ничего деревенского там и в помине нет.
19.07.05, Миша