Об Австрии
МУЗЫКА
БРАМС ИОГАННЕС (1833-1897)
Родился в Гамбурге в скромной семье. С 13 лет играл на пианино в трактирах. Многие годы гастролировал по стране, затем в 1862 г. поселился в Вене и руководил хором Академии пения. Очень полюбил Гмунден и Бад-Ишль, поэтому стремился проводить там побольше времени. Брамс сочинил около пятидесяти фортепьянных пьес, очень трудных для исполнения. Музей Брамса. А-8680 Muerzzuschlag. Wienstrasse, 2. Тел. 38 52/34 34.
БРУКНЕР АНТОН (1824-1896)
Композитор, органист и педагог. Служил органистом в австрийских монастырях, позднее в соборе города Линца. С 1868 г. жил в Вене, преподавал музыкально-теоретические предметы в консерватории и университете. Писал главным образом симфоническую музыку, возродив в своем творчестве монументальный стиль Бетховена и Шуберта. Признание пришло к нему через много лет после смерти. Музыковеды считают его духовную музыку апогеем эволюции этого жанра. Международный фестиваль музыки Брукнера в сентябре и октябре. Информация: Brucknerhaus. A-4010 Linz. Untere Donaulaende, 7. Тел. 732/77 52 30.
ГАЙДН ФРАНЦ ЙОЗЕФ (1732-1809)
Еще ребенком отец отправил его обучаться игре на скрипке и клавесине в Венском соборе. В 1761 г. он поступил на службу в богатое семейство венгерских князей Эстергази. На протяжении 30 лет он был одновременно дирижером и композитором в их дворце. Руководил оркестром из 20 музыкантов и играл для правящей элиты Европы. После смерти своего покровителя в 1790 г. Гайдн уехал в Лондон, где его ждал триумф. В 1785 г. Гайдн познакомился с Моцартом и стал его другом. Тихо скончался в Вене в возрасте 77 лет. Его гений одинаково проявился в создании симфоний (он сочинил 104 симфонии), квартетов, сонат и опер. В Вене проводятся Дни Гайдна и фестиваль его имени. Его произведения исполняются в церквах. Wiener Musikverein. Bosendorferstrase, 12. Информация, предварительный заказ билетов. В Айзенштадте (Бургенланд). Международные дни Гайдна, ежегодный фестиваль. Дворец Esterhazy. A-700 Eisenstadt. Тел. 26 82/61 8 6 60. В Зальцбурге: во дворе монастыря св. Петра находится мемориальный центр Гайдна. Кроме большого выбора компакт-кассет, можно посмотреть партитуры и некоторые личные вещи композитора. Открыт с июля по сентябрь.
ГЛЮК КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД (1714-1787)
После обучения музыке в Вене Глюк познакомился с итальянским князем Мельци, с которым приехал в Милан. В Милане он на протяжении 8 лет изучал итальянскую оперу. По возвращении в Вену его ждал большой успех. Он реформировал оперу, отказавшись от арий и балета, которые мешали развитию действия, отдавая предпочтение оркестру и хору. Он сочинял оперы в итальянском, австрийском и французском духе. Прославился своими комическими операми. Преподавал игру на клавесине будущей королеве Франции Марии-Антуанетте, которая пригласила его во Францию, где он исполнял свои оперы, написанные по-французски. Окончательно вернулся в Вену, потому что устал от нападок придворных музыкантов, завидовавших его положению при дворе и таланту. Последние годы провел в роскоши на вершине славы, будучи придворным музыкантом.
МАЛЕР ГУСТАВ (1860-1911)
Дирижер Венской оперы на протяжении 10 лет. Реформировал организацию, постановку и декорации оперных спектаклей. После Венской оперы стал дирижером Метрополитен-опера в Нью-Йорке. В 1911 г. из-за заболевания сердца вернулся в Вену, где умер через пять дней после возвращения, не успев закончить 9-ю симфонию - наиболее известное и популярное сочинение композитора. Широкой публике Малер известен прежде всего как автор симфонической музыки, но писал также вокальные произведения на слова немецкого средневекового эпоса. В этом он подражал обожаемому им Вагнеру. Четвертая часть 3-й симфонии написана по "Заратустре" Ницше. Исполнял первые произведения Арнольда Шенберга.
МОЦАРТ ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ (1756-1791)
Самый знаменитый уроженец Зальцбурга. Леопольд Моцарт, отец Вольфганга, был музыкантом на службе у архиепископа Зальцбургского. Он поощрял рано проявившийся талант своего сына, который начал сочинять пьесы для клавесина с 6-летнего возраста. С 7 до 10 лет Вольфганг гастролировал по Европе. Организатором гастролей был его отец. На сцене Моцарту аккомпанировала его сестра. После возвращения в Зальцбург Моцарт в течение 4 лет изучал композицию. В Италии, когда ему было 15 лет, он с триумфом исполнил перед публикой свою первую оперу "Митридат". Папа Климент XIV наградил его почетным званием "Рыцарь золотой шпоры". После этого Моцарт был принят на службу к архиепископу Зальцбургскому как первая скрипка. Поездки в Германию и Францию преподнесли ему немалые испытания. В Париже он не смог исполнить свои произведения. Музыкальное общество не приняло Моцарта, несмотря на присутствие его соотечественника Глюка. На некоторое время Моцарт вернулся к архиепископу, а затем обосновался в Вене как независимый музыкант. В 1782 г. Моцарт женился. Последующие годы оказались самыми плодотворными годами Моцарта-композитора. Он сочинял свои шедевры один за другим с поразительной легкостью. Несмотря на успех, семью преследовали материальные трудности. В 1791 г. какой-то незнакомец передал ему заказ на реквием. Композитор был в то время тяжело болен и предчувствовал свою кончину. Поэтому, возможно, он написал реквием для самого себя. Он так и не успел завершить это произведение.
ШТРАУС ИОГАНН (Ш.-ОТЕЦ) (1804-1849)
После окончания музыкальной школы, выступлений в кафе и трактирах в 1819 г. поступил в оркестр Йозефа Ланнера. Однако они быстро рассорились. Штрауса раздражало, что Ланнер подписывал своим именем его произведения. Штраус-отец - типичный представитель австрийской музыки. Написал "Марш Радецкого". Но сегодня многие его произведения забыты. Он пытался отговорить трех своих сыновей (Иоганна, Йозефа и Эдуарда) от карьеры музыкантов, но те не прислушались к советам отца.
ШТРАУС ИОГАНН (Ш.-СЫН) (1825-1899)
Королю вальса в Вене стоит памятник, который привлекает к себе большое количество туристов. Иоганн Штраус-сын заставил танцевать всю Европу. Соперничая с отцом, создал собственный оркестр, в котором сам виртуозно играл на скрипке. Вальс "Голубой Дунай" известен всей планете. Написал оперетты, популярные до сих пор. Некоторые из приписываемых ему произведений на самом деле написаны его отцом.
ШТРАУС РИХАРД (1864-1949)
Родился в семье солиста оркестра Мюнхенской оперы. Начал учиться музыке в 4 года, а сочинять в 7 лет. В 1886-1894 гг. был заместителем директора Мюнхенской оперы, затем дирижером театра в Веймаре. В 1906 г. как дирижер участвовал в Моцартовском фестивале в Зальцбурге. Сотрудничал с Гофмансталем, который писал либретто для его опер. Руководил Венской оперой в 1919-1924 гг. Творчество его обширно: песни, симфонические поэмы ("Так говорил Заратустра") и камерная музыка.
ШУБЕРТ ФРАНЦ (1797-1828)
Даже современники считали его гением. Умер молодым, в возрасте 31 года. За 17 лет творческой жизни сумел встать в один ряд с Моцартом и Гайдном, прославившими свою страну. Шуберт родился в венском квартале Лихтенталь 31 января 1797 г. На следующий день его крестили в церкви, в которой он через 17 лет сыграет первую мессу. На этой церкви на Марктгассе, 40 есть мемориальная плита в честь этого события. Сначала Шуберт здесь был певцом, затем органистом. С 11 лет Шуберт пел в детском хоре императорской капеллы. Сальери, который дирижировал императорской капеллой, предложил талантливому ребенку бесплатное обучение и даже сам давал ему уроки у себя дома на Шпильгассе. В 17 лет Шуберт начал преподавать в школе своего отца. В этом возрасте он написал четыре симфонии. С 1818 г. Шуберт целиком посвятил себя музыкальному творчеству, но при этом он не очень стремился к славе. Свои концерты он устраивал в небольших помещениях, где его окружали друзья, считавшие его композитором века. В 1823 г. Шуберт заболел сифилисом. В больнице он начал сочинять знаменитые песни-романсы из цикла "Прекрасная мельничиха", которыми прославится на весь мир. Через несколько лет здоровье Шуберта пошатнулось. В 1828 г. он заболел тифом и умер 19 ноября того же года. Похоронили Шуберта на кладбище Веринг, недалеко от могилы Бетховена, умершего годом раньше. При жизни они встречались всего два раза. Позже гробы обоих композиторов были перевезены на главное кладбище Вены, но на месте первого захоронения остались могильные плиты. В 1925 г. кладбище Веринг превращено в городской парк, который называют садом Шуберта.
ВЕНСКАЯ ШКОЛА АТОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ
Последователи этой теории отказались от классической тональности, отдавая предпочтение атональной музыке и додекафонии, т.н. серии 12 звуков. Теоретиком данного музыкального направления является Арнольд Шенберг. Развитие теории продолжили его ученики Альбан Берг и Антон Веберн.
БЕРГ АЛЬБАН (1885-1935)
Родился в богатой буржуазной семье. Не сразу сумел сделать выбор между поэзией и музыкой. Учителем Берга стал Шенберг. Во время войны Берг был призван на административную службу, что позволило ему продолжить свои поиски в музыке. Сильное воздействие на него оказали немецкие романтики, особенно писатель Георг Бюхнер. Написал оперу "Войцек", которую публика не поняла и отнеслась к ней с сарказмом. Сохранив традиционную структуру оперы, Берг использовал при этом и додекафонию. Писал также оперу "Лу-лу", но не успел ее закончить.
ВЕБЕРН АНТОН ФОН (1883-1945)
Получив классическое музыкальное образование, в 1904 г. стал учеником Шенберга. Затем перестал посещать его занятия и стал дирижером. Атональную музыку рассматривал как освобождение композитора от традиций и формализма в музыке. Дирижировал симфоническими концертами в Вене и хором. В 1934 г. покинул дирижерский пульт из-за политических событий, происходивших в Австрии. В 1939 г. ему было запрещено преподавание. За него вступились друзья, но в 1941 г. сам отказался от кафедры композиции. На следующий день после освобождения Австрии Веберн был убит американским солдатом в тот момент, когда стоял у окна в своей квартире.
ШЕНБЕРГ АРНОЛЬД (1874-1951)
Родился в семье скромного еврейского коммерсанта. Самостоятельно обучился игре на скрипке. В 1901 г. уехал в Берлин, где занялся постановкой оперетт в одном из театров и преподаванием в консерватории. Вернулся в Вену, где Густав Малер познакомил слушателей с его произведениями. Дружил с Марком Шагалом. Пробовал заниматься живописью. Создал теорию атональной музыки, которую развивал уже вместе с учениками и друзьями. Создал огромное количество произведений во многих музыкальных жанрах. В 1933 г., спасаясь от нацистов, уехал в США. Поселился в Лос-Анджелесе, где дирижировал оркестром. Он так никогда и не вернулся в Австрию. Умер в бедности.
Комментарии: