Об Австрии
ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
КТО ЕСТЬ КТО
ВАГНЕР ОТТО (1841-1918)
Архитектор, один из наиболее ярких представителе! венского стиля модерн, член Венского Сецессиона. В своих многочисленных книга) настойчиво объяснял необходимость использовать современные достижения стро ительной техники при разработке любого проекта, в частности активного примене ния стекла и стали. От прихотливых по композиции сооружений, изобилующи) сложным декором, таких, как больница Штейнхоф (Schteinhoff), перешел к поис кам рациональности и простоты. В интерьере здания почтамта и сберегательно) кассы в Вене выступил как предшественник функционализма, применяя лишен ные декора геометрически четкие формы и обнаженные металлические конструк ции. Использовал эти принципы при строительстве частных особняков - дом Ns2i на Шоттеринге (Schottering, 23). В Вене следует посмотреть: на Линке-Винцайлс (Linke Wienzeile) дома №38-40; дом №3 на Кестергассе (Koestergasse); церковь в Штайнхофе (Steinhof); павильон старого метро; Дворец правосудия.
КАФКА ФРАНЦ (1883-1924).
Всемирно известный писатель. Родился в еврей ской буржуазной семье. Учился на юридическом факультете Пражского университета. Начиная с 1909 г. его рассказы стали появляться в журналах. Романы принесшие ему мировую славу, - "Замок" и "Процесс" - были опубликовань лишь после его смерти. В его произведениях герои часто представлены в необычных, даже абсурдных ситуациях. Творчество Кафки оказало сильное влияние не писателей XX в. таких как Ж.П.Сартр, А.Камю, С.Беккет. Умер в местечке Кирлинг близ Вены.
КЛИМТ ГУСТАВ (1862-1918)
Один из самых знаменитых живописцев Австрии. Организатор крупного художественного объединения "Венский Сецессион" (1897 г.) оказывавшего заметное влияние на культурную жизнь Европы рубежа XIX-XX вв Родился в простой семье. В возрасте четырнадцати лет поступил в Школу при кладных искусств. Вместе с братом открыл собственную декоративную мастерскую, специализировавшуюся на оформлении театральных интерьеров. Под влиянием друзей - художника и теоретика искусств Арнольда Беклина и скульпторе Огюста Родена - начал работать в новом для Европы того времени стиле мoдepн с его декоративностью, символичностью форм. Его знаменитые произведения - панно для Бургтеатра (Burgteatr) в Вене, 1888 г., и портрет А.Блох-Бауэр 1907 г. экспонирующийся в Галерее современного искусства (Moderenen Galerie) в Вене где плоскостные изображения по законам стиля подчинены изысканному орнаментальному ритму, дробному узору из мелких цветных пятен. Благодаря успеху фресок в Художественно-историческом музее, для которых он выбирает древнеегипетские, эллинистические и раннеитальянские мотивы, в 1882 г. получил заказ министерства на оформление интерьера трех факультетов Венского университета. Таким образом возникли аллегорические фрески "Философия", "Медицина" и "Юриспруденция". Фреска "Философия" вызвала скандал в обществе. Художника обвинили в оскорблении нравов. Министр образования вынужден был выступить в парламенте с речью, в которой защищал проект. Фреска "Медицина" погибла в 1945 г. Проявляя интерес к тому, что происходило в Европе, в 1903 г. Климт организовал огромную выставку работ импрессионистов. С 1904 г. под влиянием Гогена и Сера Климт начал рисовать пейзажи. Умер в 1918 г. от кровоизлияния в мозг. Произведения Климта можно увидеть в Вене в Художественно-историческом музее, Историческом музее, Австрийской галерее, в Историческом музее города Санкт-Пельтен.
КОКОШКА ОСКАР (1886-1980)
Известный живописец, график, писатель, чьим духовным отцом был Густав Климт. Несмотря на его поддержку, Кокошка чувствовал себя неуютно в Австрии, поначалу не оценившей его дара. В 1911 г., побывав на выставке его работ, император Франц-Фердинанд заявил: "Этот человек заслуживает того, чтобы ему переломали кости". Неудивительно, поскольку большая часть наследия художника-экспрессиониста отмечена нервной напряженностью и трагическим мироощущением. Дарование Кокошки нашло свое выражение и в многочисленных литературных произведениях, наиболее популярным среди которых являются "Мечтающие мальчики", а также в ряде статей по теории экспрессионизма. Во время Первой мировой войны воевал и был ранен. Уехав из Вены, много работал в Дрездене, Лондоне, Праге и Зальцбурге, где основал школу живописи. С 1953 г. поселился в Швейцарии. В Вене его картины можно увидеть в Выставочном зале (Sammlung Halle) и Галереи современного искусства (WIen Modernen Gallene).
КУБИН АЛЬФРЕД (1887-1959)
Талантливый график и живописец. Трагическая фигура европейского искусства рубежа XIX-XX вв. Смерть матери, когда ему было 10 лет, а впоследствии смерть брата наложили неизгладимый отпечаток на все его творчество. Мистика и демонизм стали главной темой его работ, что полностью отвечало общеевропейской стилистике модерна. Дань этим сюжетам отдали многие французские, немецкие и русские художники. Блестящее владение техникой офорта, тонкое ощущение тайны смерти принесли Кубину международное признание. Много работая в области книжной графики (иллюстрировал книги Т.Манна. Э.По, О.Шмица), сам был не чужд литературному творчеству. Написал роман ''Другая сторона", который можно сравнить с произведениями великих немцких романистов Мейнринка и Эверса и их иррационально-фантастической стихией. В Вене можно увидеть произведения Кубина "Вид на город", "Пьету" и "Кладбище самоубийц" и др. в Новой галерее (Neue Gallerie).
ХОФМАН ЙОЗЕФ (1870-1956)
Архитектор, декоратор, создатель мебели, педагог. Учился в Венской художественно-промышленной школе у Отто Вагнера, участвовал вместе с Густавом Климтом в создании Венского Сецессиона. Как и большинво архитекторов модерна, Хофман занимался проектированием внутренней отделки здании, от мебели до дверных ручек. Его блестящее дарование декоратора позволило создать прекрасные ансамбли, такие, как дворец Стокле в Брюсселе (1905 г.), Кунстхаус, санаторий в Пуркерсдорфе недалеко от Вены, в котором им выполнены декор и кресла, и виллу Присмавси.
ХУНДЕРТВАССЕР ФРИДЕНСРАЙХ (1928-1999)
Известный австрийский художник и архитектор. Проучился три месяца в венской Академии изящных искусств и один день в парижской Школе изящных искусств. Создал свой оригинальный графический стиль, в котором спираль стала основной темой, формой и содержанием. Сейчас графические работы Хундертвассера можно увидеть в созданном им Доме искусств (Kusthaus). Хундертвассер считал прямую линию порождением дьявола, спираль для него была воплощением мировой гармонии и он все время к ней возвращался - ив своей абстрактной живописи, и в архитектуре. Он был ярым антифункционалистом, его здания являются самым ярким примером отрицания всего того, что принесли в архитектуру урбанизм и унификация.
ЦВЕЙГ СТЕФАН (1881-1942)
Всемирно известный писатель, автор многочисленных романов, новелл, эссе. Родился в Вене в богатой семье. Изучал романистику и германистику в университетах Вены и Берлина. В 20 лет опубликовал первый поэтический сборник, в 24 года - первый сборник новелл. Известность принесли биографические романы о Стендале, З.Фрейде, Л.Толстом, Ф.Ницше. Не всегда точные в фактах, они подкупают умением воссоздать исторический колорит и проникновением в психологию творческой личности. В своем доме на горе Капуцинерберге, называемом "вилла Европы", он принимал интеллектуальную элиту Европы, здесь бывали Томас Манн, Поль Валери, Джойс, Фрейд, Горький и др. 10 мая 1933 г. книги Цвейга были подвергнуты аутодафе и сожжены на костре. Тогда он принял решение эмигрировать. Цвейг так и не вернулся в Австрию. В 1936 г. он получил разрешение на постоянное проживание в Бразилии. В этой стране книги Цвейга имели огромный успех. В 1942 г. Стефан Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством. Оба оставили письма, в которых они не столько оправдывали свой поступок, сколько объясняли его. Цвейг заканчивал прощальное письмо следующими словами: "Шлю привет всем друзьям, и пусть они увидят восход солнца после долгой ночи. Я же слишком нетерпелив и ухожу ему навстречу первым". Власти Бразилии организовали всенародные похороны, а в его доме открыли музей.
ШИЛЕ ЭГОН (1890-1918)
Известный график, живописец, близкий друг и почитатель Г.Климта. Его судьба полна драматических коллизий. Отец Эгона сошел с ума и умер в 1905 г., оставив семью в полной нищете. Несмотря на сопротивление дяди, опекуна Шиле, матери художника удалось в 1906 г. отправить его картины на конкурс Академии художеств в Вене. В течение года ему было разрешено посещать занятия в Академии, в то время как его соотечественнику Адольфу Гитлеру отказали. В возрасте 17 лет Шиле познакомился с Климтом, который в 1909 г. пригласил его участвовать в выставке "Кунстшау". Шиле приобрел поддержку влиятельного критика Артура Реслера, которому удавалось убедить коллекционеров приобретать полотна молодого художника. Это было нелегко - гримасничающие обнаженные женщины на его картинах не встретили понимания публики. Шиле вынужден был несколько раз менять местожительство из-за своего образа жизни. В 1912 г. его даже арестовали за покушение на моральные устои и совращение несовершеннолетнего. Вопреки легенде, он провел в тюрьме всего 24 дня. После освобождения поселился в Вене, где познакомился с девушкой из хорошей семьи, на которой женился в 1915 г. Сумев избежать отправки на фронт во время Первой мировой войны, устроился на канцелярскую работу в лагере для военнопленных, а затем в военном музее. Домашний уют и размеренная жизнь сделали его творчество более светлым и освободили от терзавших его демонов. Выставка Шиле в Венском Сецессионе прошла успешно. 1918 г. стал годом признания, но счастье было таким коротким: от гриппа испанки умерла жена Шиле. Через три дня скончался и он.
Комментарии: